ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
1.1. История становления государственного финансового контроля в зарубежных странах
1.2. Правовая основа осуществления государственного финансового контроля в зарубежных странах
1.3. Порядок формирования счетных палат в зарубежных странах
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
2.1. Организация финансового контроля в европейских государствах (на примере ФРГ)
2.2 Организация финансового контроля в США
2.3. Организация финансового контроля в Японии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Международный опыт показывает, что на разных уровнях власти в бюджетно-финансовой сфере государства действуют контролирующие органы. Система государственного финансового контроля, сложившаяся в конкретной стране, имеет свои особенности, которые несомненно связаны с историческими аспектами развития государства. В мировой практике органы государственного финансового контроля является составляющей частью демократического общества и обязательным элементом управления финансовыми средствами страны. Государственный финансовый контроль – это деятельность государственных органов, закрепленная законодательно и имеющая своей целью выявление, пресечение и предупреждение злоупотреблений и ошибок в управлении государственными денежными и материальными ресурсами, используемые в хозяйственной деятельности, нарушений финансового законодательства, изъянов в системе управления финансово-хозяйственной деятельности государственных организаций, угроз экономической безопасности.
При рассмотрении представленной темы курсовой работы, было проанализировано большое количество учебной и научной литературы, затрагивающей выбранную тему научного исследования. При написании курсовой работы были использованы труды следующих авторов: В.В. Чхиквадзе, Погосяна Н.Д. Ивановой Л.Н., Трещенковой Н.Ю., Самойловой Л.М., Степашина С.В., Столярова Н.С., Шохина С.О. и других.
Целью данной работы является изучение государственного финансового контроля в зарубежных странах.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- изучить историю становления государственного финансового контроля в зарубежных странах;
- проанализировать правовые основы осуществления государственного финансового контроля в зарубежных странах;
- провести исследование порядка формирования счетных палат в зарубежных странах;
- рассмотреть особенности организации финансового контроля в зарубежных странах на примере ФРГ, США и Японии.
Объект исследования представляет собой совокупность общественных отношений, связанных с осуществлением государственного финансового контроля в зарубежных странах.
Предмет исследования – это государственный финансовый контроль в зарубежных странах.
Научная новизна курсовой работы обусловлена тем, что в ней проведено историческое исследование становление государственного финансового контроля в зарубежных странах.
Теоретическая значимость выбранной темы курсовой работы заключается в том, что в дальнейшем ее можно использовать при подготовке к лекционным и практическим занятиям по дисциплине “Финансовое право”. Практическая значимость выбранной темы обусловлена тем, что ряд положений курсовой работы могут быть использованы в практике контрольно-счетных органов как регионального, так и муниципального уровней.
При написании курсовой работы были использованы общенаучные и специальные методы. Среди общенаучных методов можно выделить исторический, аналитический метод, а среди специальных – социологический, формально-юридический, сравнительный метод.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения и библиографического списка.
Глава 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
1.1. История становления государственного финансового контроля в зарубежных странах
Во всех развитых странах существует сложившиеся система государственного финансового контроля, имеющая свои особенности. Особенности данной системы обусловлены историческим типом государства и соответствующим этапом его развития. Контрольно-ревизионная деятельность в Европе имеет продолжительную историю. При этом в разных странах исторический период становления и функционирования органов финансового контроля в зарубежных странах варьируется от десятков лет до столетий. В 1314 году была учреждена должность Генерального контролера государственной казны Англии[1]. В 1319 году была учреждена Счетная палата Франции[2]. Счетная палата Королевства Наварры, предшественница современной Счетной палаты Испании, была основана Карлом II Наварским, который в 1365 году решил систематизировать и упорядочить финансово-экономическую отчетность Королевства[3]. В 1761 году в Австро-Венгрии основана "Счетная камера" как предшественница современной палаты Австрии, для того, чтобы "вытащить на свет все отклонения, допущенные в государственных финансах, особенно в статье расходов"[4]. Институт Генерального Аудитора был учрежден Конституцией 1814 года как контрольный орган норвежского Парламента. Счетная палата Италии была образована в 1862 году. Учитывая данные факты, можно сделать вывод о том, что первые органы финансового контроля в зарубежных странах возникли в начале XIV века.
Иная модель финансового контроля, провозгласившая финансовый контроль независимым и распространившаяся не только в Европе, но и на других континентах, была создана в начале XX века[5]. Эта модель получила закрепление в Конституции Австрии от 10 ноября 1920 года, содержащей раздел, посвященный принципам государственного контроля за расчетной и финансовой деятельностью, в рамках которого статус высшего органа финансового контроля определялся следующим образом: "Счетная палата независима от Федерального правительства и правительств земель и подчиняется только положениям закона"[6]. Как независимое политическое агентство в рамках законодательной власти в 1921 году в США было создано Генеральное бюджетно-контрольное управление.
В силу ряда объективных причин процесс в области применения финансового контроля особенно активизировался во второй половине XX века[7]. В 1977 году на IX Конгрессе INTOSAI (Международная организация высших органов финансового контроля) в Лиме была принята Декларация руководящих принципов контроля, которая закрепила основные принципы и задачи внешнего контроля за государственными финансами в демократическом обществе[8]. Данный международно-правовой акт имеет исключительно рекомендательный характер. Однако она имеет важное методологическое значение для деятельности органов государственного финансового контроля. Положения Декларации руководящих принципов контроля учтены государствами, ее подписавшими, и положены в основу законодательной и конституционной базы в сфере финансового контроля.
Согласно Лимской декларации организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом. Контроль - не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов, законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии, с тем чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем.