ВВЕДЕНИЕ
- ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ СНГ
1.1 Цели и предпосылки интеграционных процессов в СНГ
1.2 Интеграционные группировки в рамках СНГ
1.3 Принципиальные особенности сближения стран СНГ
- ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТРАН СНГ
3.1 Проблемы взаимоотношений стран-участниц СНГ
3.2 Положительное влияние образования СНГ на экономические процессы государств-участников
3.3 Перспективы взаимодействия стран СНГ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
CПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В течение пятнадцати последних лет различные аспекты экономической эволюции СНГ обсуждались на страницах печати. Естественно, что мнения ученых, работающих в данной области, имеют существенные расхождения. Одна из причин состоит в том, что научных исследований по этому вопросу явно недостаточно, и экономика СНГ как самостоятельная дисциплина только формируется. К тому же данная проблема излишне политизирована.
Так, сторонники восстановления СССР негативно оценивают итоги деятельности Содружества в связи с его, на их взгляд, аморфностью и недостаточной интегрирующей ролью, отсутствием реальных надгосударственных институтов. Многие западные ученые и политики, напротив, считают, что СНГ восстанавливает "империю", угрожает независимости новых суверенных государств и делает невозможным их вступление в Евросоюз. Эти крайние позиции сходятся, поскольку их сторонники не видят объективной необходимости и возможности сотрудничества России с другими независимыми государствами постсоветского региона, не предполагающей их обязательное объединение в "экономический союз" и не исключающей участие стран СНГ в других межгосударственных объединениях.
Основой интеграционного процесса являются совпадение интересов и выгоды многостороннего сотрудничества государств-участников. Интеграция тем эффективнее, чем выше уровни социально-экономического развития государств и чем ближе этническо-религиозные и социокультурные менталитеты народов объединяющихся стран. Эффективная экономическая интеграция имеет следствием:
- ускорение темпов взаимной торговли, экономического роста и сокращение трансакционных издержек;
- повышение конкурентоспособности товаров, фирм и национальных экономик, рост инновационного потенциала в результате усиления конкуренции на внутренних рынках государств;
- увеличение притока иностранных инвестиций, как из стран-участниц интеграционного объединения, так и из третьих стран;
- сглаживание межстрановых различий в уровне и качестве жизни населения.
В мировой практике сложились следующие формы региональной интеграции государств:
- зона свободной торговли, в рамках которой устанавливается свободный от торговых ограничений режим торговли товарами между странами-участницами; при этом каждая страна имеет собственный таможенный тариф в отношении третьих стран;
- таможенный союз: наряду с функционированием зоны свободной торговли устанавливается единый таможенный тариф и проводится общая внешнеторговая политика в отношении третьих стран;
- общий рынок: таможенный союз дополняется согласованной экономической и научно-технической политикой; для координации экономической политики создаются межгосударственные или наднациональные институты, которым передается часть национального суверенитета государств;
- единый внутренний рынок: обеспечивается свободное передвижение не только товаров, но и услуг, капитала и рабочей силы; унифицируется национальное законодательство государств-членов; усиливаются наднациональные органы контроля и управления;
- экономический и валютный союз: создается единое экономическое, валютно-финансовое, правовое и информационное пространство при обязательном соблюдении межгосударственных договоров;
- политический союз: осуществляется переход стран-участниц к общей внешней политике, политике безопасности, вводится единое гражданство, усиливается сотрудничество в правосудии и внутренних делах.
Сегодня наиболее остро стоит вопрос не столько ускоренного осуществления интеграционного процесса на территории СНГ, сколько поиска качественных “точек соприкосновения”, которые позволят более объективно оценить перспективы развития как государств-участников, так и СНГ в целом. Только общими усилиями, направленными на противостояние негативным мировым тенденциям, можно повысить конкурентоспособность национальных экономик и благосостояние проживающих на территории стран-участниц граждан.
1. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ СНГ
1.1 Цели и предпосылки интеграционных процессов в СНГ
Анализ интеграционных процессов в рамках Содружества Независимых Государств невозможен без рассмотрения условий, предшествовавших появлению новых независимых государств на территории бывших союзных республик СССР.
Республикам СССР был присущ высокий уровень взаимного товарообмена. Так, по данным статистики за 1989 год десять из пятнадцати союзных республик 19,8-24,4% своего внутреннего потребления покрывали за счет ввоза из других союзных республик и только 3-6% - за счет импорта из-за пределов СССР, девять республик вывозили в другие регионы страны 19,7-25,4% валовой продукции и лишь 2-3% экспортировали за пределы СССР.
После распада Советского Союза страны, вошедшие в Содружество Независимых Государств, были объективно заинтересованы в установлении и поддержании устойчивых взаимных экономических связей. В то же время было очевидно, что сложившаяся к началу 90-х годов структура экономических взаимоотношений далеко не оптимальна.
Таким образом, целью создания СНГ было обеспечение взаимного и равноправного сотрудничества в области экономики, торговли товарами и обмена информацией. Создавая СНГ, участвующие в нем государства обязались гарантировать открытость границ, свободу передвижения граждан и обмена информацией в рамках Содружества. Среди важнейших задач СНГ в экономической сфере являются:
- координация усилий в решении общерегиональных проблем экономики, экологии, образования, культуры, политики и национальной безопасности;
- развитие реального сектора экономики и техническое перевооружение производства через расширение торгово-экономического сотрудничества;
- устойчивое и поступательное социально-экономическое развитие, рост благосостояния граждан.
- Предпосылки успешного интеграционного сотрудничества государств в формате СНГ заключаются в следующем:
- развитие многостороннего сотрудничества в СНГ не противоречило процессам укрепления суверенитета государств-участников;
- сходность путей трансформации общества, ориентированных на разрыв с тоталитарным прошлым, построение рыночной экономики и политической демократии, примерно одинаковый уровень развития производительных сил и зрелости рынка, схожие технические и потребительские стандарты, однородность товарных и финансовых рынков, общие стандарты и технические условия, действовавшие в бывшем СССР;
- наличие колоссального человеческого, ресурсного и оборонного потенциала, огромной территории, развитой науки и богатой культуры. На СНГ приходится 18% мировых запасов нефти, 40% - природного газа, 10% - мирового производства электроэнергии при доле в мировом продукте - 1,5%;
- сохранение взаимодополняемости и взаимозависимости национальных экономик, основанных на общем историческом и социально-экономическом развитии, существование объединенных сетей транспортных коммуникаций и линий электропередач, отсутствие многих видов природных ресурсов в некоторых государствах СНГ и наличие их в других участниках СНГ;
- выгодное географическое положение, значительный транзитный потенциал, развитая сеть телекоммуникаций, транспортные коридоры для перевозки грузов между Европой и Азией;
- наличие довольно емкого, хорошо освоенного рынка сбыта товаров, неконкурентоспособных в странах дальнего зарубежья. В условиях усиления конкуренции на мировых рынках важность этого фактора интеграции будет неуклонно возрастать;
- тесные связи между странами СНГ в социальной, гуманитарной и информационной сферах. На пространстве СНГ не существует языкового барьера. Русский язык является родным или вторым родным языком для большей части населения СНГ, а также рабочим языком Содружества, что упрощает проблему коммуникаций и развития экономических и гуманитарных контактов;
- усложнение военно-политической обстановки в мире и на границах Содружества в результате возросшей угрозы международного терроризма, что требует большей координации усилий в обеспечении коллективной безопасности.
Современный мир вступил в эпоху напряжённости и неопределённости, архитектура международных отношений расшатывается из-за кризиса доверия, турбулентность мировой экономики ведёт к оттоку капитала из развивающихся стран. На этом фоне меняются подходы к региональной интеграции, и многие интеграционные модели, в том числе СНГ, подвергаются испытанию на прочность. С учётом аморфности СНГ и недостатков институционального развития необходимо способствовать оптимизации его деятельности и адаптации к новым реалиям, сконцентрировав его деятельность на проблемах, решение которых усилит центростремительные тенденции.
1.Array Международные экономические отношения; Юнити-Дана - М., 2020. - 504 c.
2. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения; ЮРИСТЪ - М., 2020. - 366 c.
3. Авдокушин Е.Ф. Глобализация и международная экономическая интеграция; Магистр - М., 2020. - 718 c.
4. Аникин, А.В. Золото. Международный экономический аспект; Международные отношения; Издание 2-е, перераб. и доп. - М., 2019. - 331 c.
5. Баранова, Е.П. Инфляция и международные экономические отношения капиталистических стран; Финансы и статистика - М., 2019. - 112 c.
6. Вельяминов, Г.М. Международное экономическое право и процесс; Wolters Kluwer - М., 2019. - 496 c.
7. Воронина Татьяна Международная экономическая интеграция. Часть 1; LAP Lambert Academic Publishing - М., 2019. - 172 c.
8. Воронина Татьяна Международная экономическая интеграция. Часть 2; LAP Lambert Academic Publishing - М., 2019. - 164 c.
9. Елена Андреева und Артём Ратнер Международная экономическая интеграция и регион; LAP Lambert Academic Publishing - М., 2020. - 256 c.
10. Иванов С.Б. Выступление на XI Петербургском международном экономическом форуме (июнь 2007 г.); Наука - Москва, 2020. - 265 c.
11. Ковалев А. А. Международное экономическое право и правовое регулирование международной экономической деятельности; Научная книга - М., 2020. - 432 c.
12. Коваленко Л. В., Акинфиева М. Г. Испанский язык для специалистов. Мировая экономика, международные экономические отношения, внешняя торговля; Высшая школа - М., 2020. - 256 c.
13. Костюнина Г. М. Азиатско-Тихоокеанская экономическая интеграция; Российская политическая энциклопедия, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ - М., 2020. - 208 c.
14. Кузьмина Н.Е. Арабский язык. Международные экономические отношения. Язык профессии; МГИМО-Университет - М., 2019. - 357 c.
15. Мантусов В. Б. Международная экономическая интеграция в современных мирохозяйственных отношениях; Юнити-Дана - М., 2019. - 737 c.
16. Мантусов Владимир Бадьминович Международная экономическая интеграция в современных мирохозяйственных отношениях. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Мировая экономика". Гриф УМЦ "Профессиональный учебник"; Юнити-Дана - М., 2019. - 703 c.
17. Международное экономическое право; КноРус - М., 2019. - 272 c.
18. Международные экономические отношения: моногр. ; Проспект - М., 2020. - 656 c.
19. Международные экономические отношения; Российская политическая энциклопедия, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ - М., 2019. - 512 c.
20. Н.Н.Любимова Международные экономические отношения; Огни - Москва, 2020. - 388 c.
21. Оводенко А. А., Платова Е. Э. История международных экономических отношений; ГУАП - М., 2019. - 288 c.
22. Повалихина Т. И. История мировой экономики и международных экономических отношений; Современная школа - М., 2020. - 256 c.
23. Симионов Ю. Ф., Лыкова О. А. Международная экономика и международные экономические отношения; Феникс - М., 2019. - 192 c.
24. Тарелко Н. А., Короткевич Л. М. Международные экономические отношения; ТетраСистемс - М., 2019. - 112 c.
25. Чекунов Андрей Международные экономические организации; LAP Lambert Academic Publishing - М., 2019. - 288 c.