Введение
Глава 1. Правовые аспеты внешнеэкономической деятельности
1.1 Роль государства в формировании экономики. Особенности управления внешнеэкономической деятельностью
1.2 Внешнеэкономические связи и международная торговля
1.3 Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность в РФ
Глава 2. Виды регулирования в области внешнеэкономической деятельности
2.1 Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
2.2 Особенности и задачи нетарифного и тарифного регулирования в РФ
2.3 Экспортный контроль
2.4 Система валютного контроля
Заключение
Список использованной литературы
Внешнеэкономические связи есть результат такого процесса, как мировое разделение труда. Исходя из функций, имеются основные формы внешнеэкономических связей: внешняя торговля, научно-техническое сотрудничество, экономическое сотрудничество, кооперирование. Центральной формой всегда была внешняя торговля. Внешнеэкономическая деятельность является одним из центральных факторов развития народного хозяйства и экономической стабильности страны. На сегодняшний день в развитых странах практически все отрасли являются составляющими сферы внешнеэкономической деятельности. Этим и продиктована актуальность исследуемой темы: на пути формирования ВЭД создается ряд проблем, возникающих на фоне государственного регулирования этой деятельности.
Основной формой сотрудничества между странами является регулирование внешней торговли. Оно осуществляется в той или иной мере и регулируется в зависимости от поставленных задач: экономических, политических и социальных.
Наиболее динамично развивающаяся сфера экономичской деятельности есть построение международных экономических отношений. Экономические связи между государствами имеют богатую историю, и за это время претерпели закономерные изменения. В рамках эволюции внешнеэкономические связи стали представлять из себя сложную совокупность международных экономических отношений, именуемых мировым хозяйством[1]. Ввиду того, что процессы, происходящие в нем, затрагивают интересы практически всех государств мира, значит, все государства должны направить свою деятельность на регулирования своей внешнеэкономической деятельности с целью соблюдения собственных интересов. Вышеперечисленными факторами и продиктована актуальность рассмотрения системы методов регулирования ВЭД.
Текущая стадия развития внешнеэкономической деятельности в России связана с весомыми модификациями форм и методов, применяющихся в течение десятилетий предшествующего развития. Десятки тысяч предприятий различного профиля, вне зависимости от принадлежности с той или иной форме собственности и организации, получили реальную возможность принимать активное участие в международном экономическом сотрудничестве.
Государственное регулирование ВЭД включает ее финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом. Все эти направления регулирования базируются на действующем законодательстве.
Одной из центральных задач государства была и есть разработка основного направления внешнеэкономической деятельности и политики, в связи с которой строится сотрудничество с другими странами[2]. В течение многих лет в России имела место государственная монополия внешней торговли, в ходе которой выбор партнеров определялся, в первую очередь, политическими аспектами, а также аспектами идеологии.
Новая концепция внешнеэкономической политики состоит в том, что в современных реалиях недостаточно использовать сложившуюся специализацию России в МРТ, необходимо, помимо этого, выполнять интеграцию в мировую экономику. Эта концепция, а также внешнеэкономическая политика, соответствующая ей, отражены в Федеральной программе развития экспорта. Главное место в этой программе занимает модернизация структуры российского экспорта, повышение концентрации товаров высокой степени обработки, развитие современных форм международной производственной и научно-технической кооперации, инвестиционного сотрудничества, совместной реализации новых проектов. Такой концепции соответствует и новая модель - производственно-инвестиционная.
Глава 1. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1.1 РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Центральная роль в нормальной работе экономической системы выполняется государством. Наряду с поддержанием законности и порядка, военной обороны, государство выполняло некоторые функции и в области экономики. В условиях современного общества государство обязано выполнять регулирование экономики, вне зависимости от степени вмешательства, заложенного концепцией.
Разумеется, в условиях экономического кризиса роль государства в регулировании экономических процессов особенно важна. Практика показывает, что выход из кризиса сопряжен с централизацией власти и внедрении ряда мер по стабилизации экономического роста. В условиях рыночной экономики род воздействия государства на экономику меняется. Теперь эта функция состоит скорее в регулировании, то есть в создании тех или иных условий, способных обеспечить высокоэффективную работу экономики в целом. Центральная роль в исследованиях западных экономистов принадлежит созданию практических рекомендаций по усилению и упрочнению роли государства в процессе повышения конкурентоспособности производимых товаров и услуг, представленных на мировом рынке.
В том, что государственное регулирование является необходимым условием успешного регулирования экономической деятельности, давно нет сомнений. Это подтверждается всеми теоретическими и практическими наработками общественности в области экономики. Государственное регулирование ВЭД активно внедряется во всех странах мира. В условиях рынка оно есть не что иное, как система мер исполнительного, законодательного, и, разумеется, контролирующего характера. Они соблюдаются и приводятся в действие как государственными учреждениями, наделенными соответствующими правами, так и некоторыми общественными организациями. Главной целью регулирования была и остается является стабилизация и адаптация внешнеэкономического комплекса страны к постоянно меняющимся условиям МРТ, мирового рынка, видов и форм международного сотрудничества, решения стратегических задач.
Одной из основных функций государственного регулирования, в первую очередь, является разработка основной концепции внешнеэкономической деятельности. Концепция есть не что иное как общая задумка развития сферы экономики. Она включает в себя постановку целей и формирование соответствующих задач, выполнение которых будет стимулировать и способствовать достижению конкретных результатов в рамках концепции. Основным этапом разработки концепции является определение внешнеэкономической политики в рамках очерченного периода развития , учитывая специфику сложившихся условий.
Одной из самых сложно выполнимых государственных задач было и остается регулирование внешнеэкономической деятельности. Правильно сконструированная политика в отношении внешнеэкономической деятельности- это центральный фактор процветания экономики любой страны.