Актуальность исследования заключается в том, что ценности прошлых поколений должны не только сохраняться, но и постоянно транслироваться, чтобы каждое последующее поколение могло жить и культурно развиваться. Сегодня важно не только сохранять культурное наследие, но и восстанавливать памятники культуры.
Культурные традиции – это своего рода фундамент, на котором может и должно развиваться общество. Культурное наследие – духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Наследие питает современную науку, образование, культуру. Наравне с природными богатствами, это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом. Современная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы.
Объекты культурного наследия исторического значения Японии это прежде всего памятники архитектуры, мемориальные комплексы, имеющие огромное значение для истории. Особенностью культурного и природного наследия является не только их высокая значимость, но и подверженность разрушению вследствие неблагоприятного воздействия внешних факторов.
Именно поэтому на первый план выходит огромная роль организации ЮНЕСКО в сохранении наследия современных государств. Цели, которые были заявлены ЮНЕСКО – совместное действие по укреплению мира и безопасности за счёт расширения сотрудничества государств и народов в области образования, науки и культуры; обеспечение справедливости и соблюдения законности, всеобщего уважения прав и основных свобод человека, провозглашённых в Уставе Организации Объединённых Наций[1], для всех народов, без различия расы, пола, языка, ориентации или религии.
Степень изученности. Вопросы организации и оценки работы ЮНЕСКО в области сохранения Всемирного историко-культурного и природного наследия стран широко рассмотрены в работах как отечественных, так и зарубежных исследователей. В монографиях таких американских ученых, как Д. Рассел[2], М. Каттанео прослеживается заинтересованности в рассмотрении особенностей культурного наследия Японии для мировой культуры. Автор М. Каттанео[3] рассматривает особенности и причины включения тех или иных объектов в состав охраняемых памятников культурного наследия мира.
Вместе с тем, роль ЮЕНСКО в сохранении наследия Японии рассматривается лишь в отдельных трудах авторов, таких как Е. В. Утко[4], К. П. Рубанек[5]. Их интересы лежат в сфере изучения развития Японии и однозначного подхода к оценке роли ЮНЕСКО в сохранении наследия страны нет. Так, в своих трудах К. П. Рубанек отразил основные проблемы, с которыми сталкивается организация ЮНЕСКО в деле сохранения объектов культурного наследия как Японии, так и всего мира.
Такие авторы как Е. В. Малявская[6] всесторонне рассматривает проблему отказа Японии в уплате взноса в бюджет ЮНЕСКО в 2016 году. Одни авторы рассматривают это как вызов сложившейся системе оценки культурного наследия (Л. В. Петрова[7]), другие отмечают это как прецедент и необходимость пересмотра правил оценки значимости объектов культуры для мировой истории. Так, автор Е. И. Кузьмин[8] в своих трудах дал определение понятию культурное наследие и выделил классификационные признаки отнесения объекта к тому или иному виду культурного наследия
Проблематика формирования и сохранения культурного наследия освещена в исследованиях таких российских ученых, как Ф. А. Георгиенко[9]. Автор А. Гебель[10] исследует принципы отнесения того или иного объекта к памятникам культурного наследия страны. В своей работе он рассмотрел роль и значение охраны культурного наследия. Им рассматривается роль ЮНЕСКО в сохранении культурного наследия стран мира, в том числе и Японии.
Объект исследования – Всемирное историко-культурное и природное наследие Японии.
Предмет исследования – роль ЮНЕСКО в сохранении Всемирного историко-культурного и природного наследия стран.
Цель исследования – рассмотреть деятельность ЮНЕСКО по сохранению Всемирного историко-культурного и природного наследия Японии.
Задачи исследования:
– выделить понятие и значение культурного наследия;
– охарактеризовать проблемы сохранения культурного наследия;
– описать роль ЮНЕСКО в сохранении культурного наследия;
– рассмотреть формирование культурных ценностей Японии;
– дать общую характеристику деятельности ЮНЕСКО в сохранении культурного наследия Японии;
– дать общую характеристику отдельных объектов наследия Японии, находящихся под эгидой ЮНЕСКО.
Хронологические рамки работы охватывают период с 2018 по 2020 годы. 1972 года. При всем этом необходимо рассмотреть более ранний период, когда ЮНЕСКО только начали свою деятельность по охране Всемирного наследия.
Источниковая база исследования – Основой источников базой проводимого исследования является комплекс документов ЮНЕСКО, такие как Устав Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (1945)[11], Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972)[12] и другие.
Среди основных источников можно выделить Меморандум ЮНЕСКО[13], в котором были ясно показаны подходы к отнесению объектов наследия к памятникам культуры. Так, на 1 июля 2009 года в списке Всемирного наследия числится 890 объектов (из них 689 культурных, 176 – природных и 25 – смешанных) в 148 странах: различные архитектурные сооружения и комплексы исторические центры, площади и даже отдельные города.
-
Сохранение культурного наследия как воплощение ценности традиции
1.1 Понятие и значение культурного наследия
Для человека, живущего в обществе, природа и культура – это его среда обитания. Это, по мнению исследователей, является главным отличием человеческа от других живых существ. Но стоит отметить, что само понятие культурного наследия имеет множество определений:
В культурологии, например, – это общее число накопленных людьми на протяжении всей жизни знаний, умений и объектов материальной культуры, которые удалось сохранить и которые передаются человечеством из поколения в поколение[14].
История описывает это понятие как реальные факты и свидетельства, дошедшие до нашего времени.
В прецедентном праве упор делается на то, что любой объект культурного наследия имеет хорошо разделенную материальную и историческую ценность, влияющую на общество[15].
Такая историческая часть духовной культуры играет важную роль в формировании и развитии как современного общества, так и каждого человека в отдельности. Однако развитие культурной и социально ориентированной личности невозможно без знания традиций, обычаев и опыта прошлых поколений. Современная культура возникла в результате выбора определенных исторических ценностей и норм, некоторые из которых были безвозвратно утеряны, а другие сохранились до наших дней. Культурное наследие рассматривается многими экспертами как основа для дальнейшего развития духовных сфер общества.
Выделим основные виды культурного наследия[16]:
- Нематериальное культурное наследие
Важной частью концепции являются нематериальные памятники культурного наследия, не имеющие большой исторической ценности для нынешнего и будущих поколений. Часто они могут достигать материального воплощения. Можно привести яркие примеры культурного наследия нематериального спектра: традиционные танцы, такие как фламенко или танго; iествия и ритуальные представления; истории и легенды передаются из поколения в поколение; навыки, например, специальное ткачество ковров или содержание и дрессировка охотничьих птиц, стиль ритуального пения (ведический, гортань); необычные традиции, например, чаепитие или театр теней; Элементы образа жизни, будь то средиземноморская диета или традиционные упражнения для национальной гимнастики.[17].
- Материальное культурное наследие
материальный вариант духовной культуры можно более четко классифицировать. К таким объектам, включающим в себя культурное наследие, относятся:
- памятники и творения. Сюда входят все материальные произведения искусства, будь то картины или скульптуры, а также археологические памятники. Это могут быть гробницы, наскальные надписи и многое другое;
- ансамбли или комплексы. Это множество топографических архитектурных объектов, созданных человеком в естественном ландшафте, имеющих ценность для истории и культуры;
- выдающиеся и достопримечательные места. Эти места отличаются тем, что могут иметь природное и антропологическое происхождение и иметь эстетическую, архитектурную и историческую ценность.
Выделяют следующие объекты культурного наследия:
- археологические открытия. Например, курганы, мегалиты, могильники, наскальные изображения, инженерные сооружения;
- исторические объекты, как строения, так и территории. Это могут быть храмы и соборы, поля сражений;
- монументальные произведения искусства: картины, скульптуры, барельефы;
- архитектурные и градостроительные элементы : площади, улицы, здания, древние ритуальные сооружения;
- произведения садового искусства;
- участки природного ландшафта , например, пещера или метеоритный кратер, область особого исторического и научного значения[18].
Кроме того, исчерпывающий список объектов культурного наследия по категориям может иметь особую ценность для всего человечества или мира, федерального, регионального, местного или муниципального значения.[19].
В целях сохранения признанной части материальной культуры, организациями принимаются следующие меры по защите:
- консервация объекта. Такое действие предполагает полный запрет или минимум вмешательства в структуру объекта;
- модернизация или реабилитация. Здесь подразумевается восстановление частично утраченных предметов, чтобы они и дальше были пригодны для использования;
- восстановление или усиление объекта и его физического состояния, более точное выявление его исходного состояния;
- музеефикация или поддержание условий для посещения туриста этой достопримечательности.
Дальнейшая гарантия безопасности и привлечение дополнительных средств для ее реализации предусматривает повышение престижа территории и развитие альтернативных и более безопасных форм природопользования и усиление контроля за соблюдением всех правил использования, содержания и сохранение объекта[20].
Народное искусство и ремесла занимают особое место в охране культурного и ремесленного наследия. Вместе с фольклором они составляют массовую культуру, которая, являясь важнейшей частью всей национальной культуры, с наибольшей силой выражает ее самобытность и неповторимость.
Историческая преемственность развития культуры, воплощенная в памятниках, и осознание их живой связи с современностью являются основными мотивами общественного движения в защиту культурного наследия. Памятники истории и культуры являются носителями определенного исторического значения, свидетелями судьбы народа, то есть служат воспитанию поколений, подавляя национальное бессознательность и неосведомленность.
Также нет сомнений в том, что популяризация культурного наследия способна оказать сильное влияние на имидж государства на международной арене, что послужит подтверждением того, что это государство активно участвует в процессе сохранения всемирного наследия[21].
Конечно, ценные культурные и природные объекты привлекают в страну иностранных туристов. Хотя сложно связать объекты культурного и природного наследия с продвижением товаров страны, однако, можно представить это так - эти объекты вносят свой собственный значительный вклад в продвижение туристического продукта и бренда страны, тем самым они становится все более востребованными.
Также можно отметить, что для развития объектов всемирного наследия и туристических направлений часто привлекаются средства иностранных инвесторов и спонсоров[22].
Таким образом, культурное наследие – это широкое и многогранное понятие, так как оно включает духовную и материальную культуру. Понятие «культурное наследие» связано с рядом других категорий теории культуры, но оно имеет свой объем, содержание и значение.