Введение
Глава 1. Теоретическое исследование социально-психологических ресурсов эффективного тайм-менеджмента в управлении образовательным учреждением
1.1Психосоциальные ресурсы, их роль в профессиональной карьере руководителя
1.2.Понятие «тайм-менеджмент» при управлении образовательным учреждением и его влияние на профессиональное здоровье руководителя
Глава 2. Исследовательская часть на базе муниципального учреждения дополнительного образования «-»
2.1. Методы контроля деятельности персонала муниципального учреждения дополнительного образования «-»
2.2.Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом
Заключение
Список литературы
Управление образовательной организацией в современных условиях – сложный процесс, слагаемыми которого являются правильный выбор целей и задач, изучение и глубокий анализ достигнутого уровня учебно-воспитательной работы, система рационального планирования, организация деятельности ученического и педагогического коллективов, выбор оптимальных путей для повышения уровня обучения и воспитания, эффективный контроль.
Управление образовательной организацией – это научно обоснованные действия администрации и педагогов, направленные на рациональное использование времени и сил преподавателей и учащихся в учебно-воспитательном процессе с целью углублённого изучения учебных предметов, нравственного воспитания, всестороннего развития личности и подготовки к сознательному выбору профессии.
Решение этих вопросов зависит от умения руководителя образовательным учреждением и преподавателей творчески использовать новейшие достижения науки и передового опыта, от взаимоотношений в коллективе, от активности педагогов и учащихся в учебной и воспитательной работе.
Однако в наше время проблема профессионального здоровья привлекает к себе все большее внимание специалистов. Современный труд управления образовательным учреждением может оказывать на руководителя как положительное, так и негативное воздействие. Последнее может быть вызвано влиянием неблагоприятных условий труда (перенапряжением, перегрузками, психотравмирующими факторами и т.д.), которые способны повлечь за собой не только профессиональные деформации личности, но и в крайних случаях их проявления - профессиональные заболевания, вплоть до необходимости сменить род занятий или вовсе прекратить профессиональную деятельность.
Актуальность работы – происходящее в настоящее время реформы в образовании свидетельствуют о важности и необходимости совершенствования теории и практики управления педагогическим коллективом, повышении его эффективности, подготовке специалистов в данной области, при этом учитывая специфику данной профессии, которая заключается в большом количестве эмоционально насыщенных и когнитивно сложных межличностных контактов, что требует от руководителя значительного личного вклада в ежедневные профессиональные дела.
Цель данной работы - выявление социально-психологических ресурсов эффективного тайм-менеджмента при руководстве образовательным учреждением, учитывая совершенствование методов контроля деятельности руководством педагогического коллектива, а также попытка выделить типичные ошибки руководителей общеобразовательных учреждений при эффекте профессионального «выгорания», проанализировать их причины и главное – показать, что надо сделать, чтобы их избежать.
Задачи работы:
- определить психосоциальные ресурсы и выявить их роль в профессиональной карьере руководителя;
- раскрыть понятие «тайм-менеджмент» при управлении образовательным учреждением и его влияние на профессиональное здоровье руководителя;
- определить методы контроля деятельности персонала ОУ;
- выявить социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом;
- выделить типичные ошибки руководителей ОУ, проанализировать причины и найти способы их избежать.
Новизна данной работы – к сожалению, современных систем управления временем достаточно много. На сегодняшний день не существует идеальной методики тайм-менеджмента, подходящей всем: и менеджерам среднего звена, и руководителям крупных корпораций, и студентам, и педагогам. Однако представленные здесь идеи руководства являются творческими, скорее связанными с импровизационным искусством, чем со строгой наукой. Поэтому понятие «Тайм-менеджмент» не предполагает наличие ограниченного набора каких-либо базовых элементов - знаний, методов, направлений деятельности и т.д., но при этом предполагается, что любая, даже самая сложная задача, может быть описана и решена как уникальный набор этих самых базовых элементов, при этом сохраняя психологическое профессиональное здоровье лидера.
Глава 1. Теоретическое исследование социально-психологических ресурсов эффективного тайм-менеджмента в управлении образовательным учреждением
1.1 Психосоциальные ресурсы, их роль в профессиональной карьере руководителя
К личностным ресурсам преодоления выгорания относятся: социальная смелость, ответственность, настойчивость, высокая нормативность поведения, радикализм, высокая мотивация достижения. Поведенческими ресурсами преодоления выгорания являются: активные и просоциальные модели поведения (смелость и широта вступления в социальный контакт, поиск социальной поддержки и готовность к ее принятию, ассертивное поведение). Хотя проведено уже много исследований, связывающих личностные и социальные ресурсы со стрессоустойчивостью, отметим, что для изучения данного вопроса необходимо использовать динамические модели их взаимодействия, а не статические, так как в статических моделях не учитывается, что ресурсы сами по себе изменяются под воздействием стрессовых обстоятельств.
Многие исследователи эмпирическим путем показали, что социальные ресурсы часто уменьшаются, когда люди подвергаются воздействию стресса. Еще одна группа ученых получила аналогичные данные о том, что даже личностные, когнитивные ресурсы могут уменьшаться под воздействием стресса, поскольку стрессовая ситуация подрывает веру в собственные силы, например веру в собственную компетентность.
Изучение психосоциальных ресурсов играет большую роль для осмысления того, как стресс влияет на людей. Исследователи все более и более интересуются тем, как человеческие силы и адаптивные возможности (физические и психосоциальные ресурсы) способствуют ограничению негативных последствий стресса. Ресурсы преодоления выгорания как стресс-синдрома могут быть рассмотрены в аспекте такой базовой характеристики личности, как стрессоустойчивость. Под стрессоустойчивостью личности на социально-психологическом уровне понимается:
- сохранение способности к социальной адаптации;
- сохранение значимых межличностных связей;
- обеспечение успешной самореализации, достижения жизненных целей;
- сохранение трудоспособности;
- сохранение здоровья.
Сохранение или повышение стрессоустойчивости личности связано с поиском ресурсов, помогающих ей в преодолении негативных последствий стрессовых ситуаций. Под ресурсами понимаются внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях. Г. Селье предложил различать два вида адаптационных ресурсов человеческого организма при стрессе: поверхностная адаптационная энергия и глубокая адаптационная энергия. Поверхностные ресурсы организма активизируются в стрессовой ситуации «по первому требованию», они достаточно легко восстанавливаются, например после отдыха, полноценного сна и питания, психофизической релаксации и др. Если происходит восстановление психоэнергетических ресурсов, то организм не переходит в состояние предболезни.