Введение
1. Общетеоретические основы проведения анкетного опроса
1.1. Анкетные опросы как специфический метод сбора информации
1.2. Технологии анкетных опросов при проведении социологических исследований СЭПП
- Технология проведения анкетного опроса
2.1. Выбор исследовательского плана
2.2.Общие правила конструирования опросников
2.2.1. Первая страница
2.2.2. Технический аппарат анкеты
2.2.3. Графическое оформление анкеты
Заключение
Список литературы
Метод опроса - самый распространенный из социологических методов, определяющий «образ» социологии в глазах непосвященных и к тому же имеющий самую богатую и давнюю историю. Утверждение о том, что почти невозможно дать строгое и исчерпывающее определение того, что такое опрос, на первый взгляд кажется нелепостью.[1]
Однако в действительности представления о том, каким должен быть хороший социологический опрос, менялись так часто, что любая попытка свести определение опроса к конкретной технике сбора информации, плану исследования, типу анализа данных или характеру использования полученных сведений наверняка столкнется с трудностями. Трудности эти так существенны, что один известнейший специалист в этой области в монографии, посвященной анализу истории и перспектив опросного метода, предложил говорить о некотором «базовом типе» опроса, по отношению к которому можно было бы упорядочить все многообразие реальных опросных исследований.
Анкетный опрос – это форма получения от респондентов сведений о событиях жизни, мнениях, оценках, поведении, когда респондент сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы. Надежность данных анкетного опроса - результат действия множества факторов:
1) привычность анкетного опроса в сообществе;
2) адекватная адресация;
3) мотивировка респондента;
4) валидность анкетных вопросов;
5) хорошая структурированность опросника (от простого к более сложному и снова к более простому);
6) исчерпывающая инструкция;
7) понятность и недусмысленность формулировок вопросов и ответов;
8) полнота всего опросника.
Степень надежности может быть определена посредством повторения анкетного опроса на той же выборке или при использовании других методик (анализ документов, наблюдение, опрос экспертов) которые могут подтвердить полученные результаты.
Организация и проведение анкетного опроса представляет собой очень ответственную и трудоемкую процедуру, особенно если в качестве метода был выбран личный опрос, что и определяет актуальность выбранной темы работы. Целью работы, таким образом, является анализ основных требований, предъявляемых к проведению анкетного опроса в процессе проведения маркетингового исследования, а также разработка и апробация анкеты с целью изучения факторов, влияющих на выбор покупателями продуктов питания.
В целом опросные методы обладают рядом существенных достоинств:[2]
- позволяют достаточно быстро получить большой массив наблюдений, причем каждый индивидуальный «случай» (отдельное наблюдение) описывается с помощью целого набора теоретически релевантных переменных признаков;
- стоимость выборочного опроса оказывается сравнительно небольшой, если принять во внимание объем получаемой информации;
- использование стандартных опросных процедур и однородных количественных показателей при соблюдении определенных условий позволяет не только проверять гипотезы о причинных зависимостях, но и проводить вторичный и сравнительный анализ результатов.
Многолетняя практика социологических исследований показала, что вопросы разговорного языка и социологической анкеты далеко не одно и то же.[3] Каждый из них имеет свою природу, свои особенности и более того снимает фактически различную информацию. Принципиальное отличие между ними заключается в том, что в разговорном языке вопрос обращен только к индивиду, к одному человеку, в социологической анкете беседа идет, так сказать, с массовым собеседником. Отсюда вытекает ряд особенностей построения как того, так и другого вопроса
Другая особенность построения вопросов заключается в том, что личностный вопрос всегда богаче, глубже по содержанию, но он снимает только частную информацию, и в этом его относительный недостаток.[4] Социологический вопрос всегда безличен, функционален, но он снимает такую информацию, которая позволяет определить некоторую общую тенденцию развития изучаемого процесса, явления, и в этом его достоинство.
Несмотря на широкое распространение массовых опросов методом анкетирования в социологической литературе проблеме построения вопроса и разработке анкет как системе вопросов уделяется очень мало внимания. Имеющиеся работы, специально посвященные этой проблеме, можно пересчитать по пальцам.
Вместе с тем социологическая практика в настоящее время накопила довольно большой опыт в разработке вопросов. Часть этого опыта нашла отражение в некоторых публикациях, как правило в небольших статьях. Большая же часть осталась достоянием небольшой группы социологов-практиков.
Однако проблемы правильного построения социологического вопроса и анкеты в целом требуют большего внимания. Как нельзя поставить рекордов на беговой дорожке, не овладев техникой бега, так нельзя ждать больших открытий в социологии, не зная методики и техники проведения социологических исследований и в частности правил построения социологического вопроса.
1. Общетеоретические основы проведения анкетного опроса
1.1. Анкетные опросы как специфический метод сбора информации
Анкета является гибким инструментом опроса, т.к. для получения необходимой информации могут использоваться вопросы, отличающиеся формой, формулировками, последовательностью. Так, исследователи могут проводить как открытый, так и скрытый опрос.
При открытом опросе используются формулировки вопросов, ясно отражающие его цель. Преимущество такого опроса состоит в возможности исключить трактовки опрашиваемым вопросов, не соответствующие целям исследования. Основным недостатком является стремление опрашиваемого в ряде случаев избежать откровенного ответа и прежде всего на вопросы личного характера.
Скрытый опрос позволяет избежать отмеченного выше недостатка, повысить степень искренности ответов, но может привести к нежелательным смещениям в ответах в связи с неправильной трактовкой опрашиваемым заданного вопроса.
В зависимости от формы различают два типа вопросов: открытые и закрытые. Открытые вопросы имеют форму, открывающую для опрашиваемого полную свободу в формулировке ответа (например, «Укажите важные для Вас характеристики компьютера»).