Введение
Раздел 1. Введение в бизнес-планирование
Место бизнес-планирования в системе управления
Цели, задачи, принципы, функции планирования
Классификация бизнес-планов
Методы бизнес-планирования
Современные методики разработки бизнес-плана
- Рекомендации по написанию бизнес-плана
Этапы разработки бизнес-плана и организация процесса инвестиционного бизнес-планирования
Раздел 2. Структура и содержание разделов бизнес-плана
2.1. Оформление и структура разделов бизнес-плана
2.2. Резюме
2.3. Описание предприятия, его окружение
2.4. Описание продукта
2.5. Анализ рынка, маркетинг и продажи
2.6. Организационный план
2.7. План производства
2.8. Финансовый план
2.9. Экономическая и финансовая оценка эффективности деятельности предприятия (проекта)
2.10. Риски проекта, их минимизация
2.11. Календарный план реализации инвестиционного проекта
2.12. Приложение
Литература
Планирование – естественная и составная часть менеджмента. Разработка бизнес-планов – одна из наиболее удачных и распространенных форм планирования в рыночной экономике. Отличие бизнес-плана от ранее применявшегося планирования производства в том, что он не только организует внутренние процессы деятельности предприятия, но и стремиться увязать ее с рыночными требованиями.
Бизнес-план можно определить как документ, который описывает цели организации, результаты ее будущей деятельности и ресурсы для достижения целей. При разработке бизнес-плана анализируются все проблемы, с которыми может столкнуться организация при его реализации, а также определяются способы решения этих проблем. Поэтому правильно составленный бизнес-план в конечном счете ответит на вопрос: «Стоит ли вкладывать средства в проект и принесет ли он прибыль, которая окупит все затраты?»
Системное представление всех компонентов бизнес-плана необходимо предпринимателям при создании своего дела, руководителям при привлечении инвесторов для финансирования крупных проектов, а также для обоснования гарантии возврата банку денежных ресурсов, необходимых для развития. Бизнес-план полезен также управленческим командам для разделения ответственности за реализацию совместно принятых решений.
Бизнес-план необходим не только для оценки перспектив, но и оперативного управления организацией на основе контроллинга показателей плана.
Наиболее общее предназначение бизнес-плана - обоснование целесообразности и надежности разработок по менеджменту и маркетингу (в том числе стратегическому), теории организации и системному анализу, стратегическому управлению, принятию управленческих решений, инвестиционной и инновационной политике.
Раздел 1. Введение в бизнес-планирование
1.1. Место бизнес-планирования в системе управления
Бизнес-планирование – самостоятельный вид плановой деятельности, которая непосредственно связана с предпринимательством, бизнесом.
Бизнес-планирование не носит директивного характера, а определяется потребностью руководителя организации в детализации перспектив развития, позволяющей не только просчитать возможные риски, но и представить исполнителям перспективу их деятельности.
В присущей рыночной экономике быстроменяющейся экономической ситуации, в условиях жесткой конкуренции добиться стабильного успеха можно только планируя его и прогнозируя результат, а для этого необходимо не только точно представлять перспективу развития, но и использовать имеющиеся возможности, предоставляемые внешней средой и учесть неблагоприятное воздействие внешней среды, воспринимаемое как угроза.
Являясь одним из заключительных этапов стратегического планирования (в части детализации стратегии), бизнес-планирование позволяет определить ресурсы, требуемые для достижения поставленных целей, и определить сбалансированную систему показателей, с помощью которой можно осуществлять оперативное управление и оценку реализации стратегии на отдельных ее этапах.
Бизнес-план – это форма представления модели бизнеса, реализуемая организацией в планируемый период времени.
В наиболее лаконичном виде бизнес-план позволяет:
- оценить целесообразность и рентабельность представленного варианта развития предприятия или осуществления бизнес-проектов;
- определить возможные угрозы и препятствия для реализации плана, способы их устранения или снижения негативного воздействия на результаты деятельности организации;
- сформировать менеджмент, обеспечивающий будущую деятельность организации;
- установить стандарты оценки результатов предстоящей работы [11].
Бизнес-план является не только внутренним документом предприятия, он используется также при установлении или расширении контактов с партнерами:
- поставщиками;
- посредниками;
- потребителями;
- спонсорами.
В этом заключается его основное предназначение в системе управления предприятием.
1.2. Цели, задачи, принципы, функции планирования
Планирование – одна из важнейших предпосылок оптимального управления предприятием, в процессе которого предусматриваются следующие цели:
- Определение стратегических и тактических направлений развития предприятия в мире бизнеса.
- Получение максимальной прибыли в долгосрочном периоде.
- Привлечение инвестиций или получение кредитов.
При этом предусматривается постановка следующих стратегических и тактических задач:
- Финансово-экономическая и организационно-управленческая оценка состояния предприятия.
- Выявление конкретных направлений деятельности фирмы, целевых рынков и места фирмы на этих рынках.
- Выбор номенклатуры и показателей товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой потребителям с учетом издержек по их созданию и реализации.
- Оценка соответствия кадров фирмы и условий мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей.
- Обеспечение жизнеспособности фирмы в условиях жесткой конкуренции.
- Получение максимизации прибыли в конкретных условиях.
- Устранение возможных угроз и препятствий, которые могут помешать реализации бизнес-плана.