Введение
Глава 1. Особенности и понятие международно-правового регулирования охраны труда
1.1. Понятие международно-правового регулирования охраны труда
1.2.Источники международного трудового права и основные его
трудовые права
Глава 2. Международно-правовое регулирование актами Международной организации труда занятости, условий и охраны труда
2.1. Международная организация труда
2.2. Охрана труда, регулируемая Международной организацией труда
Заключение
Список использованных источников
Трудовое право как одна из ведущих отраслей российского права, имеющие предметом регулирования общественные отношения в важнейшей сфере жизнедеятельности общества – в сфере труда, вступило в новый этап реформирования, связанный с принятием нового Трудового кодекса Российской Федерации.
Из курса теории права известно, что российское право образует взаимосвязанную систему, основными структурными элементами которой являются отрасли права. Каждая отрасль регулирует определенную сферу общественных отношений. Любая отрасль, сохраняя системные взаимосвязи с другими отраслями российского права, представляет собой относительно самостоятельное подразделение его системы, поскольку состоит из правовых норм, регулирующих качественно специфический вид общественных отношений.
В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ» являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора. Тем самым Конституция предусмотрела примат международно-правовых норм о труде и в российском трудовом праве. Она теперь является одним из существенных источников российского трудового права. В них воплотился мировой опыт по регулированию труда. Недаром акты Международной организации труда называют международными стандартами по регулированию труда.
Международно-правовое регулирование труда – это установленная международными договорами система стандартов по регулированию труда, которые государства, присоединившиеся к соответственному международному договору (ратифицировавшие его) используют в трудовом законодательстве.
Актуальность темы. Проблемы реальной защиты прав человека сводятся к одной из главных проблем – отсутствия оперативной, а зачастую и полное отсутствие информации о правонарушении. Иногда эта проблема принимает и несколько другой характер, когда правонарушителями являются государственные служащие, на которых в принципе и пожаловаться некому. Ещё одной из главных проблем является нежелание у правительства, что-либо делать в отношении защиты этих прав, в некоторых случаях это выражено в принятии закона, без какого либо интереса к его дальнейшему существованию.
Охрана труда представляет собой систему законодательных актов, социально – экономических, организационных, технических и лечебно – профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.
Охрана труда выявляет и изучает возможные причины производственных несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий, взрывов, пожаров и разрабатывает систему мероприятий и требований с целью устранения этих причин и создания, безопасных и благоприятных для человека условий труда.
Цель курсовой работы – изучить особенности международного регулирования трудовых правоотношений.
Задачи:
- рассмотреть понятие международно-правового регулирования,
- изучить особенности международно-правового регулирования труда,
- изучить основные источники международного трудового права.
Объект исследования – международные трудовые правоотношения.
Предмет исследования – особенности регулирования труда в международном праве.
Глава 1. Особенности и понятие международно-правового регулирования охраны труда
1.1. Понятие международно-правового регулирования охраны труда
Система выработанных мировым опытом международно-правовых норм о труде представляет собой Международный кодекс труда. Сущность международно-правового регулирования труда составляют, прежде всего, идеи правовой защиты высших ценностей общества и государства, а именно – прав и свобод человека, его чести и достоинства в сфере труда.
Международные нормы о труде содержатся в различных международных многосторонних и двухсторонних договорах, соглашениях, а также актах рекомендательного характера.
Субъектами создания международных стандартов о труде являются Организация Объединенных Наций (ООН) и ее специализированный орган – Международная организация труда (МОТ). Созданная в соответствии с Версальским мирным договором в 1919 году вместе с Лигой Наций и пережившая эту организацию, МОТ в 1946 году стала первым специализированным учреждением ООН. Членами Международной организации труда являются 175 государств. От других международных организаций Международная организация труда, усилия которой в 1969 году были отмечены Нобелевской премией мира, отличается одной важной особенностью: представители трудящихся и предпринимателей участвуют в определении ее политики на равных правах с представителями правительств, т.е. она строится по принципу равного трипартизма, что отражает своего рода социальное партнерство на международном уровне.
Международная организация труда занимается следующими проблемами:
- Разрабатывает международную политику и программу, направленные на улучшение условий труда и жизни трудящихся, на повышение возможностей занятости и поддержку основных прав человека.
- Принимает международные трудовые нормы, служащие основой для осуществления данной политики.
- Помогает странам – членам Международной организации труда в решении проблем занятости и сокращения безработицы.
- Защищает трудовые права человека, улучшение условий, охрану труда, взаимоотношения трудящихся с администрацией, разработка мер по особой защите в труде и занятости слабо социально защищенных групп населения.
Официальной целью Международной организации труда в соответствии с Филадельфийской декларацией, принятой в 1944 году и включенной в качестве приложения в Устав МОТ, является «установление прочного мира на основе социальной справедливости, и обеспечение экономической и социальной стабильности в мире».
В Уставе Международной организации труда и Филадельфийской декларации сформулированы задачи, направленные на достижение этой цели. Они сводятся к развитию и поощрению как на международном, так и на национальном уровнях деятельности, направленной на улучшение условий труда и повышение жизненного уровня трудящихся. Задачи эти осуществляются путем установления международных трудовых норм в форме конвенций и рекомендаций. Для выполнения своих задач Международная организация труда использует три дополняющих друг друга метода работы – разработка, принятие международных норм и осуществление контроля за их соблюдением.
Международная организация труда включает в себя: Международную конференцию труда, Административный Совет и Международное бюро труда. В соответствии со ст. 3 Устава МОТ Международная конференция труда является высшим нормативным органом МОТ. Международная конференция труда созывается каждый раз, когда этого требуют обстоятельства, но не реже одного раза в год. В ней участвуют не только по четыре представителя от каждого государства, но и их технические советники и наблюдатели. Международная конференция труда принимает международные трудовые нормы (в форме конвенций и рекомендаций), утверждает бюджет Международной организации труда, шкалу взносов членов МОТ, раз в три года избирает Административный Совет и членов Международного бюро труда. Тема конференции определяется ежегодно Генеральным директором, который является исполнительным главой Международной организации труда и Генеральным секретарем на конференции.[1]
Вторым по своей значимости после Международной конференции труда органом Международной организации труда является Административный Совет. Он избирается на три года. Из своего состава Административный Совет избирает председателя и двух заместителей, из которых один является представителем правительства, один – предпринимателей и один – трудящихся. Третье место в структуре органов Международной организации труда занимает Международное бюро труда. Во главе его стоит Генеральный директор, который назначается Административным Советом и в соответствии с его инструкциями отвечает перед ним за эффективную работу бюро и за выполнение любых других задач, которые могут быть ему поручены. Генеральный директор или его заместитель присутствует на всех заседаниях Административного Совета. Международное бюро труда собирается четыре раза в год.