Введение.
Глава 1. Правовая основа международной защиты прав человека.
1.1 Теоретические основы и понятие защиты прав человека.
1.2 Международные соглашения в сфере защиты прав человека.
Глава 2. Международные организации в сфере реализации прав человека
2.1 Организация Объединённых Наций: структура, принципы организации и деятельности.
2.2 Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ)
2.3 Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)
Заключение.
Список литературы
Актуальность исследования.
Конституция Российской Федерации 1993 г.[1], которая, прежде всего, своими новаторскими положениями, сыграла решающую роль в становлении гражданского общества и российской демократии, обозначила систему особых правоотношений, связанных с защитой прав и свобод человека и гражданина, в основе которой государственные способы защиты. При их помощи государство реализует возложенную на него конституционную обязанность уважать, соблюдать и защищать человека.
Государственная защита прав человека и гражданина, не исключает возможности человека предпринимать самостоятельные действия по защите своих прав. Конституция РФ (ст.45,ч.2) гласит: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».
Ратификация Российской Федерацией в 1998 году Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года,[2] несомненно, стало значительным шагом в деле укрепления и развития в нашей стране международных стандартов прав и свобод человека, признанных в Европе.
Пристальное внимание со стороны российских исследователей, уделяемое в течение последних полутора десятков лет теме международной защиты прав граждан Российской Федерации не ослабевает и в наши дни. Это связано, в первую очередь, с нарастанием практики Европейского Суда по правам человека по делам с участием России и формированием массива соответствующих его правовых позиций, которые имеют непосредственное отношение к проблемам защиты прав человека в нашей стране.
Актуальность обращения к анализу правовых оснований защиты прав граждан РФ на международном уровне объясняется тем, что по количеству нарушений, выявленных ЕСПЧ в делах с участием России, ст. 5 Конвенции, закрепляющая данное право, является одной из «лидирующих» среди всех положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод [3]. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что именно проблемы защитыправа человека представляют собой одну из наиболее уязвимых сфер российского законодательства и практики его применения.
Цели и задачи работы. Целью работы является комплексный анализ правовых оснований защиты прав человека в рамках международного права. Для достижения поставленной цели в рамках исследования ставятся следующие задачи:
- раскрыть теоретико-правовую концепцию защиты прав человека и рассмотреть международно-правовое закрепление данного института;
- определить круг участников процесса защиты прав человека на международном уровне;
- на основании международно-правовых норм и с учетом практики ЕСПЧ раскрыть понятие ограничения права на свободу и личную неприкосновенность и выявить систему критериев правомерности такого ограничения;
- рассмотреть роль ООН, ЕСПЧ и ОБСЕ в защите прав человека.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при международной защите прав граждан Российской Федерации. Предметом исследования выступают нормативно-правовые акты, содержащие положения о защите прав граждан РФ.
Степень научной разработанности темы.
В целом проблемы защиты данных прав (в международно-правовом или ином контекстах) в большей или меньшей степени затрагивались в работах таких российских ученых, как А.В. Деменева, Б.Л. Зимненко, А.П. Морозов, С.А. Разумов, В.А. Туманов, Ю.Ю. Уланова, Л.М. Энтин.
Методологическая основа работы. В процессе работы применялись обусловленные предметом и целью исследования такие общенаучные методы, как диалектический, системный, метод анализа и синтеза, а также частные методы познания (формально-юридический, историко-правовой, статистический).
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, 2 глав, подразделенных на параграфы, заключения, а также списка литературы.
Глава 1. Правовая основа международной защиты прав человека
1.1 Теоретические основы и понятие защиты прав человека
Права человека всегда имеют конкретно-историческое содержание, которое изменяется, развивается, совершенствуется по мере общественного прогресса. Они отражают внутреннюю и внешнюю согласованность, цельность и соразмерность связей человека с обществом. Однако только в том случае, если права человека рассматриваются как притязания, существующие вне зависимости от их признания государством, защита таких притязаний может расцениваться как факт признания самоценности индивида и его потребностей.
Выделяются гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права человека. Гражданские и политические права отражают так называемую «негативную свободу» – обязывают государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы и создавать условия участия граждан в политической жизни, что невозможно в государстве недемократического типа. Но и осуществление свободы в обществе, где неизбежно сталкиваются разные воли, возможно лишь в случае, если установлены очевидные, всем известные и равные для всех правовые рамки, в пределах которых человек не должен испытывать принуждения ни со стороны государства, ни со стороны других людей. И единственным, кто может установить правовые рамки, делающие свободу возможной, и принудить к соблюдению этих рамок, является демократическое государство. Реализация же социальных и экономических прав человека, в свою очередь, предполагает и опирается на помощь государства. Они немыслимы без позитивных мер со стороны власти, без масштабной организационной и хозяйственной деятельности государства, осуществляемых им разного рода социальных программ.
Гарантии прав человека и гражданина представляют собой условия и средства, обеспечивающие возможность пользоваться правами, установленными конституциями и другими законами. Безусловно, законы в какой-то степени являются формой выражения гарантии, а сама гарантия предполагает адекватную реализацию этих законов. Однако признание прав человека в законодательстве еще не является гарантией их защиты, так как положения, например, конституции государство должно развивать в механизмах, средствах, органах, полномочиях и ответственности, то есть в целой системе. Наличие развитой и сложившейся системы ответственности является обязательной гарантией реализации прав человека. И современное демократическое государство по своему строению и сущности воспроизводит эти отношения.
Общепризнанным международно-правовым подходом к определению сущности права на свободу и личную неприкосновенность (о чем свидетельствует международно-правовая доктрина, а также практика ЕСПЧ и Комитета ООН по правам человека) можно считать включение в содержание данного права лишь гарантий физической свободы человека. В российской же теории права и науке конституционного права рассматриваемое право понимается достаточно широко за счет включения в него, в том числе, неприкосновенности частной жизни, нравственной, физической и психической неприкосновенности; реже можно встретить более узкие подходы, близкие к международно-правовому. [4]
Право на свободу и личную неприкосновенность – это основное гражданское право человека, закрепленное в настоящее время как в конституциях значительного числа государств, так и в основных международных актах, посвященных правам человека, включая Всеобщую декларацию прав человека 1948 года, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, а также международные соглашения и иные акты регионального уровня.
В Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года праву на свободу и личную неприкосновенность посвящена ст. 5, которая, во-первых, гарантирует это право каждому лицу (п. 1), во-вторых, устанавливает перечень правовых оснований допустимого вмешательства в данное право (подп. «a»-«f» п. 1), а, в-третьих, содержит ряд гарантий в отношении лиц, в отношении которых такое вмешательство осуществляется (п.п. 2-5). Принципиальным отличием гарантии права на свободу и личную неприкосновенность, предусмотренной Конвенцией, от соответствующих положений иных международных соглашений в области прав человека является закрепление перечня правовых оснований допустимого ограничения данного права, что свидетельствует о максимально высоком уровне его обеспечения в контексте приведенного сравнения.
То обстоятельство, что развитие национальных систем защиты прав человека по времени предшествует формированию системы межгосударственных норм защиты, позволяет сделать вывод о том, что именно в национальных нормах права берут свое начало основы межгосударственной защиты прав человека. Национальное законодательство, его развитие, таким образом, выступает предпосылкой формирования межгосударственной системы защиты прав человека.
[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета, N 7, 21.01.2009
[2] Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 января 2001 г., N 2, ст. 163
[3] По данным Секретариата ЕСПЧ, в делах с участием Российской Федерации выявленные нарушения ст. 5 Конвенции по своему количеству уступают лишь нарушениям ст. 6 (право на справедливое судебное разбирательство) и ст. 1 Протокола №1 к Конвенции (защита собственности). См. статистическую информацию на официальном сайте ЕСПЧ. URL: http://www.echr.coe.int (дата обращения: 13.06.11).
[4] Гуляева Е.Е. Правомерность вмешательства в право на свободу и личную неприкосновенность при расследовании преступлений и назначении наказания: стандарты Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года // Актуальные проблемы международно-правового сотрудничества в сфере борьбы с преступностью: сборник научных статей / под ред. Д.В. Красикова, А.В. Устинова. – Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2010. – С. 89