Актуальность исследования состоит в том, что имеется необходимость разрешения проблем применения мер обеспечения производства по делам в области административных правонарушений, так же данные меры необходимо модифицировать на правовом уровне. Например, отсутствует едина терминология, так же имеются неточности, противоречивость ряда основных понятий в КоАП РФ, это приводит к проблемам на практике, в частности это относится к административным правонарушениям.
Практика в данной области свидетельствует о недостаточной регламентации и условий при применении мер обеспечении в области административных правонарушений, что приводит к нарушениям прав и свобод граждан, на конституционном уровне.
Анализ мер обеспечении производства по делам об нарушениях административного характера был проведёт А.Ю. Соколовым. Общие вопросы, в данной области были рассмотрены и основаны на трудах Л.С.Сафоновой.
Объект исследования общественные отношения в области мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Предмет исследования составляют теоретические положения, а также правовые нормы, регулирующие условия и порядок применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Цель исследования заключается в проведении комплексного анализа теоретико-правовых основ мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть понятие мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
- Изучить меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в системе мер административного принуждения;
- Исследовать особенности административного производства по жалобам и спорам;
- Проанализировать проблемы применения доставления в производстве по делам об административных правонарушениях.
Нормативная основа исследования: Конституция РФ, международные акты РФ, федеральное законодательство, в том числе НПА федеральных органов власти.
Методологическая основа исследования: общенаучный (системный методы анализа и синтеза) и частно-научные методы (метод сравнения, правовое моделирование). Данные методы исследования позволили комплексно сформировать вопросы, выявить проблемы, а также выработать рекомендации в данной области административного права.
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения и списка использованных источников.
1 Общие положения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
1.1 Понятие мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
Термин «мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях» является производным от более широкой категории «мера административного принуждения». В свою очередь, мера административного принуждения – это один из видов принудительных мер. В связи с чем, осмысление сущности мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, и особенностей их применения должностными лицами, возможно только с учетом познания мер принуждения.
«Разную принудительную меру стоит рассматривать как разрешённое нормой права изменение статуса личности, организации. Только в рамках уполномоченных государством органы должностные лица, имеют права ограничивать права и свободы субъектов права».
На основании мнения Хвастунова К.В. «мера принуждения – это определённое принудительное действие уполномоченного субъекта, которое направленно на обеспечения государственной волеизъявления, на основании закона. Государственное принуждение состоит их определённых законодательством мер принуждения, которые направлены на обеспечение воли государства, на основании закона и порядка их применения, а также системы субъектов, которые имеют право их применять.
Мерами обеспечения производства по делам об административных правонарушениях называются процессуальные действия, осуществляемые уполномоченными на то лицами в процессе возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях. Эти меры применяются в целях:
- пресечения административного правонарушения;
- установления личностинарушителя;
- составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения;
Поскольку данные меры направлены в том числе и на установление личности нарушителя, составление протокола об административном правонарушении, обеспечение правильного рассмотрения дела, они фактически служат также обнаружению, закреплению и использованию доказательств по этому делу. Учитывая, что доказательства представляют собой единство фактического содержания и процессуальной формы, в которой выражены сведения о фактах, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях всегда облечены в процессуальные рамки, являются процессуальными действиями. Процессуальный порядок осуществления каждой из этих мер определен соответствующими статьями гл. 27 КоАП РФ.
Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях осуществляются либо в процессе совершения правонарушения (что позволяет, в частности, его пресечь), либо после совершения правонарушения. В обоих этих случаях уже имеются доказательства, которые посредством применения данных мер возможно обнаружить, закрепить и использовать для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении.
Исходя из философских концепций об отражении объектов и явлений материальной действительности и их познаваемости, а также учитывая соответствующие положения теории судебных доказательств, следует признать, что любые облеченные в процессуальную форму действия, осуществляемые после совершения правонарушения или в процессе его совершения, не могут не способствовать обнаружению и закреплению уже имеющихся доказательств. В этой связи развитие законодательства, регулирующего производство по делам об административных правонарушениях, неизбежно будет идти по пути процессуальной регламентации все большего и большего количества действий, осуществляемых должностными лицами государственных органов при обнаружении правонарушений (в том числе, конечно, действий по пресечению этих правонарушений), и включения их в число мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Подтверждением сказанному является то обстоятельство, что в КоАП РФ законодатель существенно расширил перечень процессуальных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях по сравнению с тем, что было в ранее действовавшем КоАП РСФСР, и во многом усовершенствовал порядок их применения.
Меры обеспечения производства по делам об правонарушениях административного характера относятся все меры на основании ст. 27.1 КоАП РФ:
- Доставление;
- Задержание
- Личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства, которое находится при физическом лице, осмотр помещения юридического лица, а также вещей и документов;
- Изъятие документов и вещей;
- Отстранение от управления ТС, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;
- Медицинское освидетельствование;
- Задержание ТС.
- Осмотр принадлежащих юридическому лицуили индивидуальному предпринимателю помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;
- Привод. (См. таблица 1)
Таблица 1- Меры обеспечения производства по делу об административных правонарушениях
– Меры обеспечении производства
|
– Применяются в целях
|
– Уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры по обеспечению производства по делу об АП
|
– Пресечения административного правонарушения
|
– доставление
|
– Установлении личности правонарушителя
|
– Административное задержание
|
– Составление протокола об АП
|
– Личный досмотр
|
– Обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об АП
|
– Досмотр транспортного средства
|
– Обеспечение исполнения принятого по делу постановления
|
– Изъятие вещей и документов
|
–
|
– Отстранение от управления транспортным средством
|
–
|
– Медицинское освидетельствование на состояние опьянения
|
–
|
– Запрещение эксплуатации транспортного средства
|
–
|
– привод
|
–
|
– Временный запрет деятельности
|
На основании таблицы 1 мы видим, что меры обеспечения производства применяются в целях пресечения преступлений, а также установлении личности правонарушителя для пресечения дальнейших противоправных действий.
Возможность применения в процессе производства по делу об административном правонарушении таких процессуальных мер обеспечения производства, как доставление; осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей, и документов; запрещение эксплуатации транспортного средства; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод, КоАП РФ установлена впервые.
Некоторые из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении внешне схожи и даже близки в названиях с отдельными административными наказаниями. Это, с одной стороны, административное задержание (кратковременное ограничение свободы физического лица), а с другой — административный арест (содержание нарушителя в условиях изоляции от общества) или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства (принудительное перемещение указанных лиц за пределы России). Это изъятие вещей (явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения), документов (имеющих значение доказательств по делу) или возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения или конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.
Основанием для применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях служит наличие специальных признаков правонарушений. При этом, некоторые меры носят личностный характер (досмотр, привод и т.д.), а другие имущественный характер (досмотр ТС, изъятие документов, вещей и т.д.)
Кирилова Ю.С. Считает, что меры при обеспечении производства по делам административного характера (правонарушений) можно разделить условно на три группы:
1.Меры обеспечения по делам об административных правонарушениях пресекающего характера (задержание, привод). Данные меры направлены на прекращение противоправного поведения лица, который совершил правонарушение, по средствам ограничения свободы пользования имуществом, с помощью которого осуществлялось административное правонарушение
- Меры обеспечения производства направляются на получение доказательств, и представляют из себя юридически значимые действия принудительного характера, уполномоченных органов, и направляются на фиксирование и изъятие доказательств. К данной классификации можно отнести досмотр, осмотр, изъятие и т.п.
- Меры, которые направляются на исполнение постановлений по делам об админ. правонарушений. Это действия уполномоченных органов власти, а также должностных лиц, для обеспечения административного производства, обеспечение наказания, взыскание ущерба, а также издержек по делу (запрет деятельности).
Следует также отметить внешнюю схожесть и близость в названиях некоторых мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении с административно-предупредительными мерами. Например, в соответствии со ст. 11 Закона РФ «О милиции» в целях выполнения возложенных на милицию обязанностей сотрудникам милиции предоставляется право, при наличии достаточных данных о том, что граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества, производить личный досмотр, досмотр их вещей, ручной клади и багажа, а также производить личный досмотр пассажиров, ручной клади и багажа на воздушном транспорте и др.
Согласно Федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», должностные лица Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ в предупредительных целях могут проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов.
Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» предусмотрен ряд мер и временных ограничений профилактического характера, применяемых в условиях чрезвычайного положения. Уполномоченные на то органы исполнительной власти могут, в частности: осуществлять личный досмотр, досмотр вещей граждан, их жилища и транспортных средств; временно изымать у граждан и у организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, оружие, боеприпасы и ядовитые вещества; временно изымать у организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, боевую и учебную военную технику, взрывчатые и радиоактивные вещества и др.
Но несмотря на внешнюю схожесть, меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении и административно-предупредительные меры отличны и по своему назначению (целью предупредительных мер является предупреждение возможных правонарушений), и по порядку осуществления (исполнения), и по последствиям.
Конституция РФ (ст. 98) устанавливает определенный иммунитет членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в отношении применения к ним мер принуждения, включая меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Они не могут быть задержаны (кроме случаев задержания на месте преступления), а также подвергнуты личному досмотру (за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей). Вопрос о лишении их неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания.
Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
В 2020 году поступило около 3539645 дел об административных правонарушениях.
Рис.1 –Рассмотрение административных правонарушений в судах общей юрисдикции
Адвокат АП Ставропольского края Нарине Айрапетян отметила, что в сравнении с предшествующим отчетным периодом абсолютный показатель количества дел, поступивших на рассмотрение судов, увеличился на 306 тыс. дел, что в контексте общего количества дел нельзя расценивать как существенный прирост. «Он обусловлен, в том числе, декриминализацией преступлений в уголовном праве, – пояснила эксперт. – В этом отношении важными представляются соблюдение баланса, неподмена одного вида ответственности другим».
Адвокат АП г. Москвы Александр Липатников добавил, что этот показатель неуклонно растет из года в год и говорит о постоянно увеличивающейся нагрузке на суды.
Стоит отметить, что суды привлекли к ответственности 2 913 920 человек. В этой связи Нарине Айрапетян обратила внимание, что при рассмотрении дел суды продолжают сохранять «обвинительный уклон»: «Количество лиц, подвергнутых наказанию по рассмотренным делам, составляет 82% от общего числа и отличается от идентичного показателя за 2019 г. только знаками после запятой».
В 2021 году зарегистрировано 1 046 административных исковых заявлений, заявлений и жалоб, поступивших в судебный состав первой инстанции Судебной коллегии по административным делам. Судьями Верховного Суда по первой инстанции вынесены 420 определений об отказе в принятии административного искового заявления (заявления, жалобы) и 374 определения о возвращении административного искового заявления (заявления, жалобы). Окончено производство по 260 административным делам, в том числе: - об оспаривании нормативных правовых актов и актов, обладающих нормативными свойствами (гл. 21 КАС РФ), – 187 дел ; - об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (гл. 22 КАС РФ) – 33 дела, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей – 19 дел; - о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок (гл. 26 КАС РФ) – 12 дел; - о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной или иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (гл. 27 КАС РФ) – 23 дела; - о привлечении судьи к административной ответственности – 5 дел. Из 260 административных дел по 256 делам вынесены решения, в том числе по 44 делам с удовлетворением заявленных требований: 6 - об оспаривании нормативных правовых актов (о признании противоречащими федеральному законодательству нормативных правовых актов) (гл. 21 КАС РФ) – 11 из 184 решений (6%); - об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (гл. 22 КАС РФ) – одно из 32 решений (3,1%); - о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок (гл. 26 КАС РФ) – 4 из 12 решений (33,3%); - о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной или иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (гл. 27 КАС РФ) – 23 из 23 решений (100%); - о привлечении судьи к административной ответственности (п. 4 ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации») – 5 из 5 решений. Прекращено производство по 4 делам. (см.:рис.2).