Введение
1. Институт регистрации как
2. Особенности государственной регистрации юридических лиц
Заключение
Список использованных источников
Реферат|Административное право
Авторство: gotovoe
Год: 2020 | Страниц: 18
Введение
1. Институт регистрации как
2. Особенности государственной регистрации юридических лиц
Заключение
Список использованных источников
Государственная регистрация актов, документов, прав, объектов широко применяется в различных сферах деятельности общества и государства (экономической, социальной и административно-политической).
В административно-правовой литературе регистрация рассматривается как один из методов государственного управления, в законодательстве как составная часть функции федеральных органов исполнительной власти по контролю и надзору. В подавляющем большинстве случаев регистрация имеет обязательный характер для физических и юридических лиц, и является условием признания их деятельности правомерной (легальной).
Вместе с тем регистрация позволяет путём проверки законности определённых фактов, действий, возникновения и прекращения прав и обязанностей конкретных субъектов обеспечить защиту интересов общества и государства, а также обеспечить признание, возможность реализации и защиты прав граждан их объединений и организаций.
Процессуальной формой осуществления государственной регистрации является регистрационное производство, целью которого является признание, охрана и обеспечение защиты личных неимущественных и имущественных прав физических и юридических лиц.
Регистрационное производство обеспечивает достижение предусмотренного материальными нормами для конкретного вида государственной регистрации, юридического результата.
Цель работы заключается в комплексном общетеоретическом исследовании особенностей государственной регистрации юридических лиц.
Задачами данного исследования являются:
– исследование особенностей регистрационного производства;
– анализа сущности правового регулирования государственной регистрации юридических лиц
Объектом данного исследования является комплекс правоотношений, складывающихся в процессе государственной регистрации юридических лиц.
Предметом исследования выступают закономерности проблемных аспектов государственной регистрации юридических лиц.
Нормативную и информационную основу исследования составили положения, закрепленные в российском законодательстве, касающиеся проблемных аспектов государственной регистрации юридических лиц, а также фактические данные, опубликованные в периодической печати.
Методологической основой исследования являются принципы объективности и системности научного анализа, базирующиеся на общенаучных и частнонаучных методах познания: диалектический, исторический, формально – логический, сравнительно – правовой, структурно – системный и другие методы научного исследования.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
1. Институт регистрации как административно-правовой институт в механизме государственного регулирования
В условиях социально-экономических преобразований, проводимых в России, большое развитие получил институт государственной регистрации: в 60-80-е гг. ХХ в. – регистрация актов гражданского состояния, автотранспортных средств, регистрация (прописка) граждан по месту жительства; в конце прошлого и начале нынешнего столетия – регистрация объектов недвижимого имущества и сделок с ним, регистрация общественных и религиозных объединений, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, регистрация залога имущества и др.
Однако правовое регулирование данного института осуществляется, как правило, на уровне различных нормативных актов, в том числе подзаконных, которые характеризуются фрагментарностью, противоречивостью.
Регистрация – это сложное социально-правовое явление, которое в юридической литературе рассматривается с различных сторон, при этом единое его понимание отсутствует.
В литературе предпринимаются попытки уяснения сущности и юридической природы рассматриваемого института, который призван обеспечить защиту прав физических и юридических лиц.
Понятие «регистрация» происходит от латинского «registrum» (перечень, список) и означает учет фактов, документов, имеющих юридическое значение. Ученые-административисты по-разному высказываются о сущности регистрации. Так, К. С. Бельский полагает, что посредством регистрации государственные органы, как правило органы исполнительной власти, признают право лица на определенное социальное благо (место жительства, недвижимое имущество, предпринимательскую деятельность и др.) и легализуют пользование им.
По мнению Д. Н. Бахраха, регистрация представляет собой проверку официальных фактов и их учет. Во многом аналогичную точку зрения высказывают А. И. Каплунов и П. И. Кононов. По мнению И. М. Лазарева, регистрация представляет собой урегулированную нормами административно-процессуального права деятельность органов исполнительной власти, в ходе которой решаются вопросы официального признания законности существования определенных материальных объектов и юридических фактов. Еще более расширительно рассматривают регистрацию К. М. Беликова и В. В. Гребенникова, которые считают, что к государственной регистрации следует относить деятельность не только регистрирующих органов по рассмотрению конкретных документов, но и государства по организации системы государственной регистрации, установлению принципов ее осуществления, методов защиты и отражения информации, а также процедуры по предоставлению сведений о зарегистрированных правах.
Анализ приведенных точек зрения свидетельствует о том, что сущность регистрации рассматривается с различных позиций:
– как основополагающий метод административно- правового регулирования; определенный способ воздействия на общественные отношения, возникающие при осуществлении гражданами и организациями различных прав;
– как самостоятельная административная процедура, регулирующая порядок реализации;
как специфический вид деятельности органов исполнительной власти, наделенных специальными полномочиями, т. е., по существу, как одна из управленческих функций, осуществляемых органами государства.
Представляется, что регистрация – это, прежде всего, метод административно-правового регулирования, посредством которого осуществляется официальное признание государством определенных прав, принадлежащих физическим и юридическим лицам, а также юридических фактов, имеющих значение для развития общественных отношений, связанных с реализацией указанными субъектами принадлежащих им прав и возложенных на них обязанностей. Регистрация, как и всякая деятельность, имеет форму внешнего выражения. Таковой является установленная нормами административно-процессуального права процедура совершения действий, определяющих ее сущность. Государственная регистрация, как справедливо направлена на решение двух задач – правоустановительной и правоохранительной. Первая предполагает, что путем официальной фиксации определенных фактов органы государства создают условия, обеспечивающие гражданам возможность реализации принадлежащих им прав. Вторая «означает осуществление административного надзора за законностью регистрируемых действий и фактов».
Государственную регистрацию нередко рассматривают в числе особых методов административного санкционирования, наряду с лицензированием, поскольку оно также направлено на легитимизацию отдельных правоотношений, возникающих в процессе реализации субъективных прав.
Однако, несмотря на некоторое сходство задач, они имеют и существенные различия. Действительно, лицензирование представляет собой государственное подтверждение возможности заниматься некоторыми видами деятельности и тесно связано с возникновением правоспособности у субъектов в части предпринимательства на основе специального разрешения (лицензии), выдаваемого органами исполнительной власти. Государственная регистрация направлена на констатацию, признание определенных юридических фактов либо признание за субъектами определенного права и возможности его реализации. При этом сами юридические факты могут повлечь определенные последствия, но могут и не повлечь, а лишь создают условия для их возникновения. Регистрация принята в различных сферах общественной жизни. В частности, осуществляется государственная регистрации общественных объединений, нормативных правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительной власти, автотранспортных средств, иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации, объектов недвижимости и др.
Лицензирование касается лишь отдельных видов предпринимательской деятельности, бесконтрольное осуществление которых может причинить вред интересам личности, общества и государства. Их перечень содержится, главным образом, в Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности». Регистрация и лицензирование имеют собственное правовое регулирование. Правовую основу лицензирования составляют Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также изданные на его основе Положения о лицензировании каждого отдельно взятого вида деятельности, утвержденные Правительством РФ.
Правовое регулирование регистрации осуществляется на основе федеральных законов, каждый из которых касается определенных юридических фактов или субъективных прав. Существенную роль в правовом регулировании регистрации играют нормативные правовые акты ведомственного характера, в частности приказы Министерства юстиции РФ, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии и др. Лицензирование предполагает обязательный контроль не только в период рассмотрения вопроса о выдаче лицензии, но и в процессе осуществления предпринимательской деятельности. При этом лицензирующие органы наделены широкими полномочиями по применению мер административного принуждения к субъектам, нарушающим лицензионные требования.
Органы, осуществляющие государственную регистрацию, такими полномочиями не обладают. В случае представления на регистрацию документов, не соответствующих предъявляемым требованиям, они вправе отказать в регистрации. Таким образом, регистрацию и лицензирование следует рассматривать как самостоятельные методы государственного регулирования, используемые органами публичной власти; каждый из этих методов имеет собственную природу. При государственной регистрации соответствующая запись вносится в специализированный реестр (объектов, прав, состояний), который ведется соответствующим органом исполнительной власти.
На этом основании можно сказать, что регистрация является одним из методов государственного регулирования, который направлен на создание условий для реализации отдельных прав и обязанностей субъектами административно-правовых отношений.
Конституция Российской Федерации: принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных ФКЗ РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ; ред. от 01.10.2020 // Собрание законодательсва РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3824.
О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ; ред. от 31.07.2020 // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 33 (Часть 1). – Ст. 3431.
Административное право России: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / А. И. Стахов [и др.]; под ред. А. И. Стахова, П. И. Кононова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 481 с.
Попова. Н.Ф. Административное право: учебник и практикум для СПО / Н. Ф. Попова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 341 с.
Тедеев, А. А. Налоговое право России: учебник для академического бакалавриата / А. А. Тедеев, В. А. Парыгина. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 390 с.
Фархутдинов, Р. Д. Налоговое право: учебное пособие для среднего профессионального образования / Р. Д. Фархутдинов. – М.: Юрайт, 2019. – 177 с.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!