Согласно ч. 1 ст. 59 Конституции РФ, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Как отмечает А.В. Азархин, защита территориальной целостности государства и его национальных интересов, даже с использованием средств вооруженной защиты, традиционно признается самой главной функцией современного государства. Суверенитет дает возможность государства самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику, что обеспечивается национальными вооруженными силами, выполняющими задачи по обороне государства.
Пункт 1 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» обозначает оборону страны в виде системы политических, экономических, военных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и собственно вооруженную защиту Российской Федерации, ее неприкосновенности.
Из данного законодательного определения объективно возникает потребность государства в наличии особой группы людей, которая и осуществляет вышеназванные меры путем несения военной службы. В силу особого рода задач, возлагаемых на военнослужащих, закон закрепляет за ними особый (специальный) правовой статус.
Военнослужащим принадлежит важнейшая роль в решении задач обороны и безопасности государства. Проблема военной службы не сводится к чисто техническим вопросам поступления, исполнения и прекращения службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, а приобретает характер стратегического обеспечения сохранения страны и укрепления избранного ею конституционного строя.
Административно-правовой статус военнослужащего – это сложный механизм по своему построению, а также законодательной структуре.
Гражданин РФ призванный в ряды Российской армии – став военнослужащим, автоматически приобретает общие, специальные, должностные обязанности и соответствующие им права.
Административно-правовой статус военнослужащего состоит:
прав военнослужащего;
обязанностей военнослужащего;
гарантий военнослужащего в процессе военной службы;
ограничений и запретов во время военной службы;
ответственности военнослужащих.
Объектом исследования являются общественные отношения, регулируемые административным правом в сфере рассмотрения военнослужащих как субъектов административного права.
Предмет исследования составляют особенности правового статуса военнослужащих как субъектов административного права.
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе изучения теоретического и практического материала выявить существующие проблемы и разногласия в теории и практике в сфере правового статуса военнослужащих как субъектов административного права, а также сформулировать конкретные предложения, направленные на совершенствование действующего законодательства.
Задачи исследования:
1) изучить понятие военной службы и военнослужащего как субъекта административного права;
2) определить содержание административно-правового статуса военнослужащего;
3) выявить проблемы ответственности военнослужащего по законодательству Российской Федерации.
В основу работы положены результаты исследований, проводившихся российскими учеными-юристами по общим вопросам административного права.
Информационная основа исследования включает выпущенные в открытой печати научные, научно-популярные книги и периодические издания, опубликованное российское законодательство.
Нормативной базой исследования послужили законодательные акты Российской Федерации: Конституция Российской Федерации, КоАП РФ, ГК РФ, УК РФ, федеральные законы.
Методологическую основу работы составила система различных методов, логических приемов и средств научного познания. В рамках диалектической теории применялись как общенаучные, так и частно-научные методы исследования: историко-правовой, формально-логический, формально-юридический, метод научной дедукции, нормативно – и сравнительно-правового анализа и др.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
- Понятие военной службы и военнослужащего как субъекта административного права
Военная служба выступает одним из важнейших видов деятельности граждан, непосредственно связанным с обеспечением безопасности государства. Посредством неё выполняется множество разнообразных задач и функций, от успешного осуществления которых зависят стабильность в обществе, его способность функционировать и защищаться извне. Здесь особое значение приобретают вопросы, связанные с законодательным обеспечением основных вопросов содержания военной службы, особенностей её построения и функционирования в РФ на современном этапе[1].
Военнослужащие – лица, проходящие военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, пограничных войсках, войсках национальной гвардии, а также в воинских формированиях других министерств и ведомств, которые призваны решать задачи в сфере безопасности и обороны государства.
Граждане (в том числе и иностранные подданные) приобретают статус военнослужащих с началом службы в армии и утрачивают его с увольнением со службы, т.е. при зачислении на военную службу по контракту или призыва. Военнослужащие имеют равный статус перед законом, звание и должность в данном аспекте не имеют значение. К военнослужащим приравниваются служащие по контракту, граждане, проходящие военную службу по призыву, лица, призванные на военные сборы, курсанты военных училищ и другие.
Правовые основы, регламентирующие данный институт, выражаются в Конституции Российской Федерации, федеральных законах, указами Президента РФ и иными нормативно-правовыми актами.
Так, действующей Конституцией РФ прямо устанавливаются основы обороны и безопасности государства. Отметим, что в ст. 59 она закрепляет: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации».
Порядок прохождения военной службы Конституцией РФ прямо не регламентируется, а определяется Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». В нём обозначается и понятие военной службы, под которой стоит понимать особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в других войсках, воинских формированиях и органах, выполняющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства[2].
Таким образом, исходя из этого, можно сделать вывод, что законодателем подчёркивается особая природа военной службы, отличная от других видов государственной службы.
Это выражается прежде всего в наличии специфических особенностей у военной службы, которые выражаются в определённых установлениях, вытекающих из военного дела и существенно влияющих на характер служебных правоотношений в структурах, где осуществляется военная служба.
Особый статус рассматриваемому институту придаёт, безусловно, его функциональное назначение – обеспечивать оборону и безопасность государства в период вооружённых конфликтов, в условиях военного и чрезвычайного положения, в соответствии с международными договорами. Вышесказанное обуславливает сложность и многообразность построения военной службы на территории РФ.