Введение
1 Структура административно-правового статуса государственного служащего
1.1 Понятие и виды государственных служащих
1.2 Права и обязанности государственного гражданского служащего
2 Проблемные аспекты реализации административно-правового статуса государственного служащего
2.1 Ограничения и запреты в деятельности государственного гражданского служащего
2.2 Вопросы ответственности государственных служащих
Заключение
Список использованных источников и литературы
Деятельность людей, обеспечивающих функционирование системы государственного управления, осуществляется, как правило, в рамках особой службы, на которой они вступают с системой в особые правовые отношения, т. е. включаются в ее деятельность на особых, оговариваемых в специальных правовых актах условиях. Эту службу в РФ традиционно именуют государственной, хотя в развитых демократических странах она именуется «public service» или «civil service», что в буквальном переводе означает – публичная, общественная, гражданская служба.
Государственная служба – целостность, прежде всего, двух составляющих: это система правовых и организационных институтов (структур), отношений, и совокупность людей, специально подготовленных, профессионально занятых в государственном аппарате, обеспечивающих исполнение полномочий государственных органов. Эти составляющие взаимосвязаны, взаимно дополняют и обогащают друг друга. К тому же государственная служба как социальный институт выступает соединительным мостом между государством и обществом, а чиновник одновременно является «слугой» и государства, и населения. Это, с одной стороны, предъявляет повышенные требования к государственным служащим, с другой – создает широкие возможности для реализации их творческого потенциала, способностей, профессиональной компетенции, что возможно на основе постоянного пополнения знаний о природе управления, способах обеспечения его эффективности.
Целью настоящего исследования выступает изучение института государственной службы в системе административного права в Российской Федерации на современном этапе.
Объектом исследования являются тенденции становления и развития системы правовых отношений, возникающих по поводу организации и функционирования гражданской службы как вида служебной деятельности и правового положения (статуса) гражданского служащего.
Предметом исследования является совокупность норм и принципов, регулирующих процесс становления и развития гражданской службы и правового положения (статуса) гражданского служащего в Российской Федерации на современном этапе.
Задачами данного исследования являются:
- анализ доктринальных и легальных определений основных положений государственной службы в Российской Федерации на современном этапе;
- изучение сущности и структуры правового статуса гражданского служащего;
- разработка предложений по совершенствованию действующего законодательства о гражданской службе.
Нормативную и информационную основу исследования составили положения, закрепленные в российском и зарубежном законодательстве, касающиеся проблемных аспектов гражданской службы, а также фактические данные, опубликованные в периодической печати.
Методологической основой исследования являются принципы объективности и системности научного анализа, базирующиеся на общенаучных и частнонаучных методах познания: диалектический, исторический, формально – логический, сравнительно – правовой, структурно – системный и другие методы научного исследования.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
1 Структура административно-правового статуса государственного служащего
1.1 Понятие и виды государственных служащих
Любой период развития государства характеризуется развитием государственной службы. История развития кадрового корпуса государственной службы началась совместно с историей развития государство как социально-политической и экономической общности. При этом, как отмечают многие исследователи (Уткина В.В., Петросянц Д., Магомедов К.О.), формирование системы государственной службе в качестве самостоятельного института и формы профессиональной деятельности связано с историей становления профессионального аппарата публичного управления. Потребность в управляющем аппарате, сформированном из госслужащих, эволюционно обусловлена ростом системной сложности системы публичного управления, ростом территорий государства, изменением функционала управления государственным развитием. Следовательно, история становления данного института начинается с момента процесса объединения удельных княжеств вокруг Москвы и началом формирования централизованного Российского государства в период XV-XVI вв[1].
История государственной службы в России характеризуется длительным временем становления и развития. На процесс существенным образом влиял (и влияет) специфики исторического периода и целей управления государственным развитием. На этапе допетровского развития государственной службы в России была модель служилого государства с подобием комплексного государственного аппарата, и кадровым корпусом высших государственных служащих при дворе.
На этапе петровских реформ институт государственной службы развивался как система чинов. Чины руководили центральными и местными органами власти, занимали верховные должности (в том числе и военные). При этом госслужащие – чиновники были фактические сословием и формировались по модели корпоративно-профессионального сообщества на принципе местничества. С начала XVII в. Местничество было реформировано по модели регламентационно-иерархической вертикали власти, закрепленной в Табели о рангах 1724[2]. Таким образом, произошел реформенный переход от патриархальной модели к рациональной модели организации и комплектования государственной службы, отличающейся следующими особенностями: было регламентировано большинство аспектов деятельности госслужащего; введена иерархия госслужащих; повышалась функциональная дифференциация административного аппарата; определялась карьера по государственной службе; формировалась корпоративная психология государственной бюрократии. В результате сменилось и положение самого госслужащего.
Следующий этап развития государственной службы связан с преобразованиями Николая I. В это время был реализован подход на основе объективности при формировании государственной службы и этапов прохождения ее. Именно в этот период истории развития государственной службы была впервые реализована модель прогнозирования потребности в госслужащих определенной профессиональной компетенции, и начал применяться механизм формирования кадрового резерва[3]. В советский период истории России рассматривать институт государственной службы в качестве самостоятельного института не вполне корректно: так как в это время формировался корпус «советско-партийных служащих», а не государственных служащих. В него входили не только работники государственного аппарата управления, но и партийные работники. Сам же термин «служащие» применялся еще шире: в эту категорию включались представители других «нерабочих» профессий (врачи, учителя, управленческий аппарат на предприятиях). Также следует отметить, что в отношении корпуса «советско-партийных служащих» действовали не специальные нормативные правовые акты, а общее трудовое законодательство. Таким образом, в современном понимании институт государственной службы был восстановлен в России после 1991 г. с принятием Положения о федеральной государственной службе Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2267).