Введение
Глава 1. Общая характеристика договора коммерческой концессии
1.1 Понятие и признаки договора коммерческой концессии
1.2 Отличие договора коммерческой концессии от иных видов гражданско-правового договора
1.3 Форма и государственная регистрация договора
Глава 2. Содержание договора коммерческой концессии
2.1 Предмет договора коммерческой концессии
2.2 Стороны договора коммерческой концессии, их права и обязанности
2.3 Изменение и прекращение договора
Заключение
Актуальность темы исследования заключается в том, что договор коммерческой концессии в системе предпринимательских договоров занимает особое место, поскольку коммерческая концессия является инструментом, способствующим эффективному развитию как национальной, так и мировой экономики. Анализ понятия «договор коммерческой концессии» и его интерпретация в конкретной правовой ситуации являются особо значимыми в рамках современного предпринимательского сообщества.
Предпосылкой появления в отечественном законодательстве рассматриваемого института являлось то обстоятельство, что в современном мире достаточно большую известность получил такой способ организации и ведения бизнеса как франчайзинг. Франчайзинг получил преимущественное распространение в западных странах, в частности в США. Главная цель франчайзинга заключается в том, чтобы создать сеть организаций, занимающихся определённым видом предпринимательской деятельности, под единой торговой маркой либо товарным знаком, применяющих в собственной деятельности аналогичные маркетинговые операции, ценовую политику, а также способы и формы реализации продажи товаров и услуг. Существуют различные точки зрения относительно определения понятия франчайзинг. В большинстве случаев это доктринальные понятия. Хотя есть и понятия, данные различными международными организациями, поскольку франчайзинг известен в большей степени в зарубежной правовой системе. В отечественном законодательстве отсутствует легальное понятие франчайзинга. Однако существует мнение о том, что понятие франчайзинг является идентичным российскому понятию коммерческая концессия. Такая точка зрения находит своё отражение у многих отечественных цивилистов. Хотя самого законодательного определения не находит коммерческая концессия, а вот договор коммерческой концессии такое закрепление получил.
Чтобы разобраться в понятии «коммерческая концессия» необходимо обратиться к доктринальным мнениям учёных по данному вопросу. Под коммерческой концессией понимается предоставление предпринимателем другой стороне своей бизнес-модели, получившей большую популярность на соответствующем рынке. Договор коммерческой концессии в действующем российском законодательстве является ещё достаточно новым видом договоров. Данный договор хотя и имеет некоторые схожести с другими видами договоров, например, авторскими, лицензионными, но при этом относится к категории самостоятельных договоров. Договор коммерческой концессии обладает рядом особенностей, среди которых выделяют определённый субъектный состав договора, его объект, содержание, а также права и обязанности сторон. Именно эти черты отграничивают данный договор от других видов, на первый взгляд схожих. Рассматривая общую характеристику договора концессии, отдельное внимание следуют уделить существенным условиям такого договора. Первым таким условием, как и у любого другого договора, выступает его предмет. Предмет договора всегда является специфичным. В данном случае предметом выступает комплекс исключительных прав.
Вторым же и последним существенным условием является условие о вознаграждении. Следующим аспектом в данной характеристике выступают стороны договора коммерческой концессии, которые чётко определены в гражданском законодательстве.
Круг прав и обязанностей сторон данного договора достаточно широк. При этом права сторон могут подлежать ограничению в соответствии с законом для того, чтобы обеспечить равноценное удовлетворение их потребностей. При реализации договора коммерческой концессии могут возникать некоторые трудности, связанные с его правовым регулированием. Почву для данных трудностей составляет некоторое несовершенство гражданского законодательства, например, не в полной мере раскрыто толкование важнейших терминов договора концессии.
Основными проблемными аспектами являются форма договора, срок его действия и иные моменты, касающиеся коммерческого обозначения и его изменения. Чтобы избежать сложностей при использовании договора коммерческой концессии, необходимо руководствоваться сложившейся судебной практикой.
Цель исследования состоит в комплексном теоретико-практическом анализе института коммерческой концессии.
Для решения поставленной цели были решены следующие задачи:
определить понятие «договор коммерческой концессии»;
выявить особенности договора коммерческой концессии и его отличия;
изучить предмет договора коммерческой концессии;
рассмотреть круг обязанностей и прав сторон договора коммерческой концессии;
проанализировать изменение и прекращение договора коммерческой концессии.
Объект исследования: общественные отношения, опосредующие заключение, изменение и прекращение договора коммерческой концессии.
Предмет исследования: нормы, регламентирующие институт договора коммерческой концессии.
Методология исследования: при написании работы использовались следующие методы: анализ, обобщения, дедукция и формально-юридический метод.
Структура работы обусловлена темой исследования и включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Глава 1. Общая характеристика договора коммерческой концессии
1.1 Понятие и признаки договора коммерческой концессии
Интенсификация применения рыночных механизмов хозяйствования, активное использование частного капитала для улучшения организации деятельности в различных правовых формах, снижение активности и потеря эффективности государства в экономике и управлении государственным имуществом обусловили поиск вариантов модернизации экономической деятельности. В ГК РФ отсутствует определение понятия «коммерческая концессия». Согласно ряду толковых словарей, термин «концессия» означает «уступка, передача, разрешение, отдача права, присвоение». Общепринято употреблять слово «концессия» к соглашениям по предоставлению государством (муниципалитетом) концессионеру право использовать объект, находящийся в государственной или муниципальной собственности либо право осуществлять деятельность в сфере, монопольно контролируемой государством. Например, наземные пассажирские перевозки. Вместе с тем, на законодательном уровне дано определение договору коммерческой концессии.
Согласно статье 1027 ГК РФ, по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау). Абсолютно верна позиция о том, что «включение в закон специального регулирования данного вида договора свидетельствует о признании его в качестве каузальной сделки, правовая цель которой требует в практических целях юридической определенности как в отношении самого договора, так и возникающих на его основании обязательств»[1]. Оценка положений ГК РФ о договоре коммерческой концессии позволяет утверждать, что главная цель заключения договора состоит в повышении уровня капитализации компании-правообладателя. Сопутствует главной такая не менее важная цель, как расширение рынка сбыта, способствующая сохранению и улучшению деловой репутации правообладателя. А.П. Сергеев и Ю.К. Толстой справедливо полагают, что договор коммерческой концессии «дополняет первостепенные договоры купли-продажи, подряда, комиссии…» [2, с. 734], обеспечивая бесперебойность процессов производства, торговли и оказания услуг. Исследуемый правовой институт имеет огромное значение с точки зрения наступления связанных с ним юридических и экономических последствий. Подтвердим это, дав характеристику признаков договора коммерческой концессии.
Договор коммерческой концессии, согласно общей характеристике, является консенсуальным, поскольку считается заключенным с момента достижения сторонами согласия по всем существенным условиям; возмездным, ввиду системного применения норм статей 1027 и 1030 ГК РФ, устанавливающих обязанность пользователя по выплате вознаграждения правообладателю в форме, предусмотренной договором; взаимным, так как у правообладателя и пользователя возникают корреспондирующие друг другу права и обязанности.