Введение
Глава 1. Понятие и конституционно-правовое регулирование прав и свобод человека и гражданина
1.1 Понятие прав и свобод человека и гражданина
1.2 Соотношение прав человека и прав гражданина
1.3 Конституционное регулирование прав и свобод человека и гражданина
Глава 2. Классификация прав и свобод
2.1 Личные (гражданские) права и свободы
2.2 Политические права
2.3 Социально-экономические культурные права
Глава 3. Система гарантий и признания прав и свобод человека и гражданина
3.1 Национальный (внутригосударственный) механизм защиты прав и свобод человека и гражданина
3.2 Международный механизм защиты прав и свобод человека и гражданина
3.3 Предложения и рекомендации по совершенствованию законодательства РФ соблюдения прав и свобод человека и гражданина
Заключение
Список использованных источников
Институт прав и свобод человека представляет собой целостную систему в политически организованном, демократическом обществе. Смысл такой системы – обеспечить нормальное, естественное развитие общества на основе экономических, социальных, духовных факторов.
В соответствии с этим политическая власть должна быть «цивилизованной с человеческим лицом». Должно быть обеспечено такое функционирование института прав человека, когда бы оно, в полной мере сохраняя качества реализации норм права, не приводило бы к тоталитарным порядкам, раскрывался бы позитивный потенциал правового государства, происходило бы нормальное развитие общества. Мы считаем, что функционирование института прав человека должно способствовать нормальному развитию всего общества.
Права человека – это высоконравственная, этическая категория. Они начинаются с уважения человека к самому себе, с умения понимать окружающих, особенно в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране. Уважает себя, значит, уважает человека, гражданина. Надо уважать историю своего Отечества, быть его патриотом, любить свою природу. Россиянам всегда были присущи эти категории, они всегда боролись за самостоятельность своего Отечества, всегда отражали любые нападения врагов, крепили свои традиции.
Иронизируя относительно попыток каждой эпохи быть судьей по отношению ко всему, что имело место в прошлом, Ф. Ницше писал: «В сущности, ни одна эпоха и ни одно поколение не имеют права считать себя судьями всех прежних эпох и поколений... В качестве судей вы должны стоять выше того, кого судите вы, тогда как, в сущности, вы лишь явились позже на историческую арену. Гости, которые приходят последними на званый обед, должны, по справедливости, получить последние места, а вы хотите получить первые!».
Соглашаясь с такой позицией, можно утверждать, что во всемирно-историческом плане не совсем корректно делить историю на хорошие и плохие, светлые и темные периоды, низшие и высшие ступени, с точки зрения морально-нравственного совершенства и несовершенства народов. В данном плане, по-видимому, был прав Н.С. Трубецкой, говоря, что «нет высших и низших. Есть только похожие и непохожие. Объявлять похожих на нас высшими, а непохожих – низшими – произвольно, ненаучно, наивно, наконец, просто глупо». В истории каждого народа, каждой культуры или цивилизации существуют изменчивое и постоянное, временное и вневременное. Одно растет, достигает расцвета, стареет и умирает, а другое в той или иной превращенной форме становится достоянием общечеловеческой культуры. Цивилизация сменяет цивилизацию, уклад сменяет уклад, общественная формация сменяет общественную формацию. В недрах этих завершенных социально-исторических организмов понятие прав человека всегда существовало.
На современном этапе общественного развития основные права и свободы человека определяются как объективные условия, возможности жизнедеятельности человека, без которых не может существовать сам человек. В комплексе эти свободы и права характеризуют свободу личности. На протяжении всей своей истории человечество пытается сделать жизнь лучше. И оно добилось немалых результатов. С успехами мировой цивилизации, особенно с повышением культуры и ростом знаний людей, усложнением процессов организации производства, идеи свободы личности, первичности прав человека приобретают все более важное значение. Государство обеспечивает охрану прав человека и господствующих правовых отношений; государственное принуждение – постоянный гарант, подкрепляющий права человека. Гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую связь с государством, состоящую из взаимных прав и обязанностей, и государство может наиболее полно обеспечивать права и свободы граждан.
Цель работы заключается в комплексном общетеоретическом исследовании особенностей признания прав и свобод граждан в современной России.
Задачами данного исследования являются:
– исследование теоретических основ прав человека и гражданина в РФ;
изучение современных подходов к реализации прав и свобод человека в условиях цифровизации общественных отношений;
– анализа проблемных аспектов признания прав и свобод человека в России.
Объектом данного исследования является комплекс правоотношений, харатеризующих понятие и особенности признания прав и свобод личности в современной России.
Предметом исследования выступают закономерности правового механизма обеспечения прав и свобод личности в современной России.
Нормативную и информационную основу исследования составили положения, закрепленные в российском законодательстве, касающиеся особенностей правового механизма обеспечения прав и свобод личности в современной России, а также фактические данные, опубликованные в периодической печати.
Методологической основой исследования являются принципы объективности и системности научного анализа, базирующиеся на общенаучных и частнонаучных методах познания: диалектический, исторический, формально – логический, сравнительно – правовой, структурно – системный и другие методы научного исследования.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Понятие и конституционно-правовое регулирование прав и свобод человека и гражданина
1.1 Понятие прав и свобод человека и гражданина
Права человека в условиях современного мира являются важнейшей ценностью и выступают главным критерием любого правового государства. Все изменения, происходящие как на государственной арене, так и в самом обществе, отражаются и на проблемах прав человека. Права человека – универсальная категория, представляющая человеку возможность пользоваться благами и условиями безопасного, свободного существования в обществе и государстве. Права человека вытекают из самой природы человека. Они возникают и развиваются с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества, складываются объективно и не зависят от государственного признания, принадлежат человеку от рождения, имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются естественными, непосредственно действующими. Признание прав человека, их соблюдение и защита являются обязанностью каждого государства.
Признаки прав человека:
создаются, развиваются на основании природы человека с учетом непрерывно меняющихся условий жизнедеятельности общества;
объективно складываются, независимы от государственного признания; появляются у каждого с рождения;
носят неотчуждаемый, неотъемлемый статус, признаются чем-то естественным подобно воздуху, земле, воде и т. д.;
непосредственно действующие; являются высшей ценностью социума;
необходимая часть права, определенная форма выражения его основного содержания;
являются принципами и нормами взаимных отношений личности и государства, которые обеспечивают индивиду способность действовать на свое усмотрение, иметь конкретные блага;
обязанность государства – признание, соблюдение и защита прав человека.
Конституционные права и свободы можно представить в виде следующей общей классификации:
1) по источнику происхождения прав и свобод: естественные и позитивные;
2) по связи индивида с государством: права человека и права гражданина;
3) по предметному признаку: личные, политические, социально-экономические, культурные;
4) по сфере жизнедеятельности человека: прирождённые, неотчуждаемые права; гражданские, политические, экономические, социальные, культурные;
5) по генерационному принципу: права первого поколения (гражданские и политические права), права второго поколения (экономические, социальные и культурные права), права третьего поколения (права солидарности: на мир и разоружение, на достойный уровень жизни, на благоприятную окружающую среду, на участие в общем наследии человечества, на распоряжение природными ресурсами).
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что права и свободы личности и гражданина выступают в роли ядра конституционных прав РФ: с их помощью, осуществляется регламентирование Конституции РФ, базирование все национальных законодательств. В результате развития института прав личности и гражданина осуществляется на протяжение долгих столетий, и завершило свое сформирование лишь в конце XX века. Государство выполняет гарантию защиты прав и свобод человека и гражданина.