Введение
1 Теоретические основы ликвидации юридических лиц по законодательству РФ
1.1 История развития института ликвидации юридических лиц
1.2 Понятие ликвидации юридических лиц по законодательству РФ
2 Правовой режим ликвидации юридических лиц
2.1 Основания, порядок и процедуры ликвидации юридических лиц
2.2 Правовые последствия ликвидации юридических лиц
Заключение
Список использованных источников и литературы
Институт ликвидации юридических лиц является неотъемлемым инструментом функционирования юридических лиц в рыночной экономике, так как именно в ней массово рождаются, развиваются и умирают юридические лица. Это обусловлено «жизненным циклом» юридического лица, который подобен существованию человеческого сообщества. Ликвидация юридических лиц представляется таким же объективным процессом, как его создание и функционирование, вследствие чего первостепенной задачей законодателя является правовая регламентация этих процессов, заключающаяся в их упрощении путем сокращения количества этапов регистрации, времени, которое предприниматели уделяют их прохождению, снижению затрат на регистрацию. Кроме того, необходимо законодательное установление режима прозрачности не только для участников гражданского оборота, но и для государства в лице контролирующих деятельность юридических лиц органов. Это позволит не только создать заявленную Конституцией РФ рыночную экономику с ее равной конкуренцией, но и снизить излишнее негативное влияние государства на развитие предпринимательских отношений, а также создать необходимые механизмы ограничения коррупции на различных уровнях государственной власти, контролирующих реализацию предпринимательской деятельности.
Целью данного исследования являются особенности ликвидации юридических лиц, выявление проблем ликвидации юридических лиц и разработка путей их устранения.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
а) рассмотреть историю развития института ликвидации юридических лиц в российском праве;
б) изучить понятие и процедуры ликвидации юридических лиц;
в) охарактеризовать правовой режим ликвидации юридических лиц;
г) выделить стадии процедуры ликвидации юридических лиц;
д) обозначить правовые последствия ликвидации юридических лиц.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления прекращения юридических лиц в форме ликвидации.
Предметом исследования выступают нормы гражданского права, регулирующие отношения по прекращению юридических лиц в форме ликвидации.
Нормативно-правовой базой работы является Конституция Российской Федерации, положения гражданского законодательства.
В ходе исследования использовались труды таких авторов, как Андреев В.К., Белов А.В., Брагинский М.И., Витрянский В.В., Габов. А.В., Милов П.О, Прохоренко В.П. Мельникова Т.В., Нода Е.В. , А.Ш. Хабибуллиной и др.
Методологической основой является общий диалектический подход в совокупности с использованием общих и частных методов научного познания, в частности, формально-логического, формально-юридического, системного анализа, аксиологического.
Структура работы обусловлена целями настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
1 Теоретические основы ликвидации юридических лиц по законодательству РФ
1.1 История развития института ликвидации юридических лиц
В дореволюционной России в гражданском обороте довольно активно участвовали корпоративные образования, и в законодательстве существовали нормы, посвященные процессу создания и осуществления деятельности юридических лиц, а также порядку их прекращения. В проект Гражданского уложения, разразрабатываемого с 1882 года специально учрежденной комиссией, было включено несколько статей, посвященных ликвидации товариществ. Глава 6 «О товариществах» проекта Гражданского уложения включала ряд статей, регулирующих прекращение компаний (акционерных товариществ). В ст. 2155 главы 68 предусматривалось пять оснований прекращения акционерных товариществ. Правление компании публиковало информацию о предстоящем закрытии товарищества в официальных изданиях (ст. 2188) и приступала к его ликвидации. Важно, что в целях гарантии оплаты всех долгов акционерной компании законодательство вводило специальное положение о том, что при проведении ликвидации никто из акционеров не мог получить никакой части своего капитала, пока от компании не вносилась сумма в государственные кредитные установления, необходимая на уплату всех ее обязательств (ст. 2188). «Тем самым предполагалось, что акционерная компания способна при ликвидации покрыть все свои долги». В проекте Гражданского уложения объявление акционерного товарищества несостоятельным являлось основанием его прекращения (ст. 2368), при этом предусматривалось принятие специального закона о несостоятельности, который устанавливал бы порядок ликвидации дел товарищества. «Специальные законы об отдельных видах юридических лиц, существовавшие в России в рассматриваемое время, также предусматривали основания и порядок осуществления их ликвидации.
В частности, согласно Положению о компаниях на акциях 1836 года основаниями прекращения компании являлись истечение срока деятельности компании и решение общего собрания о невозможности дальнейшей деятельности компании. Ликвидация допускалась, если этому не препятствовали обязательства компании»[1]. В связи с незначительной регламентацией процесса прекращения юридических лиц в российском дореволюционном законодательстве, многие авторы считали, что нормы законодательства «применялись только при необходимости восполнить пробелы, обнаруженные в уставе юридического лица». В конце XIX века существовали специальные законы об отдельных видах юридических лиц, нормы которых не могли быть отменены уставами товариществ.
После революции 1917 г. в первые годы советской власти вопрос о прекращении юридических лиц не рассматривался как первоочередной. Только с началом новой экономической политики данный вопрос был признан актуальным и нашел отражение в Гражданском кодексе РСФСР 1922 года. Статья 307, 364 этого акта рассматривала вопрос о прекращении полных товариществ и акционерных товариществ. Среди оснований признавались возможными как добровольные, так и принудительные (например, банкротство). Процедура ликвидации описывалась упрощенно, на что указывалось в теоретических исследованиях того периода времени[2]. Добровольная ликвидация осуществлялась по решению товарищей, либо его постоянными органами управления, либо ликвидационной комиссией (ликвидаторами), которая назначалась товарищами или судом.
Для принудительной ликвидации согласно ГК РСФСР 1922 г. предусматривались лишь условия признания лица несостоятельным, иные особенности не получили отражения.
В дальнейшем под воздействием правоприменительной практики применительно к отдельным юридическим лицам были рассмотрены отдельные узкие вопросы ликвидации в виде банкротства. Например, п. 3 Декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 24 мая 1923 г. «О порядке прекращения промыслово-кооперативных товариществ и их союзов» допускал в качестве оснований ликвидации как постановление суда, так и административных органов в лице Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, Совета Народных Комиссаров и Совета Труда и Обороны[3].
Уставные документы юридических лиц также уделяли внимание проблема добровольной и принудительной ликвидации. Например, Положение о порядке прекращения кооперативных организаций при их ликвидации, соединении и разделении, утвержденное Постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 июня 1927 г. В качестве добровольных оснований ликвидации допускало истечение срока создания организации, уменьшение количества членов организации. В качестве принудительных оснований называлось признание организации несостоятельной и др.
Необходимо обратить внимание и на то, что в документе описывался процессуальный порядок ликвидации, сроки ее проведения, указывались возможные последствия ликвидации для кредиторов и иных участников гражданских правоотношений[4].
Оценивая особенности советского законодательства первых лет советской власти можно сказать, что правовая природа ликвидации означала ликвидацию деятельности юридического лица и имущества в натуре. В качестве правового последствия ликвидации предусматривалось недопущение универсального правопреемства.
Данную мысль, подтверждающую юридический смысл ликвидации как соотношения юридического факта и последствий отразил Б.Б. Черепахин, написавший: «При проведении ликвидации юридического лица последнее прекращает свое существование, а, следовательно, и свою деятельность полностью и окончательно, не оставляя универсальных правопреемников»[5].