ВВЕДЕНИЕ
1 Общая характеристика и виды личных неимущественных и имущественных прав несовершеннолетних
1.1 Понятие и классификация личных неимущественных прав несовершеннолетних
1.2 Имущественные права ребенка
2 Особенности и проблемы реализации и защиты личных неимущественных прав несовершеннолетних
2.1 Особенности защиты личных неимущественных прав несовершеннолетних
2.2 Актуальные проблемы реализации и защиты личных неимущественных прав несовершеннолетних
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Правовое понятие «ребенок» охватывает социальную группу, в которую входят лица, не достигшие возраста 18 лет. По причине неполной дееспособности, зависимости от взрослых дети находятся в объективно неравном положении по сравнению с другими гражданами.
Большинство семейных прав, носителем которых является ребенок, являются личными неимущественными правами, что соответствует довольно распространенной научной точке зрения, согласно которой отраслевую специфику семейного права составляет, в том числе, предмет правового регулирования, в котором доминируют личные неимущественные отношения. Неимущественные права ребенка обеспечивают автономию, социализацию, реализацию его личности и защиту его прав и интересов.
Имущественные права несовершеннолетних в российском законодательстве регулируются нормами нескольких отраслей права: гражданского, семейного и жилищного. «Личные неимущественные права – это вид прав человека, которые относятся к категории нематериальных благ. Они возникают с рождения. У таких прав нет материального, т. е. имущественного, содержания. Они неразрывно связаны с личностью носителя. Их нельзя продать, передать, подарить, завещать и т. д.».
Объектом настоящего исследования является совокупность правоотношений, которые возникают при осуществлении реализации и защиты личных неимущественных и имущественных прав несовершеннолетних.
Предметом исследования выступают основополагающие принципы и нормы права, содержащиеся в семейном и гражданском законодательстве и других нормативно-правовых актах, которые регулируют общественные отношения, возникающие при осуществлении реализации и защиты личных неимущественных и имущественных прав несовершеннолетних.
Цель исследования заключена в комплексном исследовании нормативно-правовой регламентации реализации и защиты личных неимущественных и имущественных прав несовершеннолетних.
Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач:
дать понятие и общую характеристику личных неимущественных и имущественных прав несовершеннолетних;
установить виды личных неимущественных прав несовершеннолетних;
рассмотреть особенности и проблемы реализации и защиты личных неимущественных прав несовершеннолетних.
Методологическую основу работы составили диалектический и логический методы познания, функциональный и системный подходы, а также ряд частно-научных методов.
Нормативную основу исследования составляет Конституция РФ, Гражданский Кодекс и Семейный Кодекс РФ.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1 Общая характеристика и виды личных неимущественных и имущественных прав несовершеннолетних
1.1 Понятие и классификация личных неимущественных прав несовершеннолетних
Личные права являются составной частью правового статуса гражданина и характеризуют не только его положение как члена общества вообще, но и его гарантированное правовое положение в обществе как участника общественных отношений. Однако человек (в нашем случае – ребенок) не может существовать и достойно выполнять свои функции без соответствующих личных прав и определенной сферы личных отношений[1].
Существует такая сфера личных прав, которые имеют самостоятельное значение, выражают и определяют ценность человека, его установку и жизненную платформу.
По мнению Е.Ю. Федосеева, критерием классификации личных прав ребенка могут быть связь его личных прав с правами имущественного характера и духовные блага, которые неотделимы от его личности. И, исходя из последнего признака личные права, он классифицирует следующим образом[2]:
1) права, индивидуализирующие ребенка (право на имя);
2) личные права, обеспечивающие неприкосновенность;
3) права, способствующие всестороннему развитию личности ребенка и выражению ее творческой индивидуальности. При этом ученым не указываются, какие именно права следует включать в каждую из групп.
Особый вопрос возникает при выделении автором неприкосновенности личности ребенка в качестве личного права. Это ведь не только физическая неприкосновенность.
В физическом отношении это условия, исключающие повреждения материальной целостности состояния человека. В идеальном (духовном) отношении – это условия, направленные на обеспечение свободного состояния человека, т.е. свободное распоряжение человека, самостоятельности проявления воли и т. д.
Как видно, нормы семейного права не во всех случаях могут принимать участие в регулировании данных процессов и отношений. В научной юридической литературе имеют место и другие подходы к классификации личных прав ребенка без перечисления видов этих прав. В работе многих специалистов по праву приводятся различные перечни личных прав детей.
Однако, почти во всех работах, ученые предлагают перечень личных прав без соответствующей их классификации. Только в отдельных из них личные права все же классифицируются. Например, Н.Н. Тарусина указывает на то, что личные права ребенка следует классифицировать так:
1) право на индивидуализацию (сюда ученый относит право на имя и фамилию);
2) личные права, направленные на обеспечение благополучного развития ребенка (право на здоровое физическое развитие, право на благополучное нравственное развитие, право на семейное воспитание);
3) личные права, которые определяют ребенка как самостоятельного субъекта семейных прав (право выражать свое мнение, быть заслушанным в ходе судебного разбирательства, самостоятельно обратиться в орган опеки и попечительства, а также в суд за защитой своих нарушенных прав);
4) иные права, направленные на защиту и представительство ребенка[3]. В этой классификации возражение вызывает последнее выделенное ученым право, которые он именует, как «иные права, направленные на защиту и представительство ребенка». Уже сам оборот и лингвистическое значение этого словосочетания идет вразрез с понятием «личные права». В этом случае, можно выделить право ребенка обращаться за защитой своих прав. Но тогда не понятно, чем это право будет отличаться от выделенного ученым личного права ребенка, состоящего в том, что он самостоятельно может обратиться в орган опеки и попечительства, а также в суд за защитой своих нарушенных прав. В тоже время, при классификации личных прав ребенка решающее значение имеет их юридическая природа, отраслевая специфика их проявления, особенности способов их реализации. В данном случае речь идет о семейно-правовой специфике. Так, на основе сказанного, можно предположить, что классификацию личных прав ребенка можно проводить по следующим критериям.
Личные права можно объединить в несколько групп в зависимости от интересов, их составляющих:
1) права, неотделимые от личности (право на жизнь);
2) личные права, направленные на индивидуализацию ребенка в обществе (право на имя, отчество, фамилию);
3) личные права непосредственно в сфере брачно-семейных отношений (жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями, с другими родственниками);
4) личные права, способствующие всестороннему развитию ребенка и выражению его творческой индивидуальности (право выражать свое мнение);
5) право на защиту (как с помощью судебных, так и внесудебных способов).
Здесь можно отметить, что защита личных прав – это система мер, которая не ограничивается рамками только семейного права.
Таким образом, на сегодняшний день отсутствует единый подход к классификации личных неимущественных прав детей.
Так, Семейный кодекс Российской Федерации содержит следующий «перечень» личных неимущественных прав:
- Право ребенка жить в своей семье и воспитываться в ней, знать своих родителей, право на их заботу; право на совместное проживание с родителями и воспитание с их стороны, обеспечение интересов, всестороннее развитие, уважение человеческого достоинства (п. 2 ст. 54 СК РФ). Указанные права закреплены в статье 7 Конвенции о правах ребенка.
- Право на общение с родителями и иными родственниками (ст. 55 СК РФ). Отметим, что в случае развода и (или) раздельного проживания родителей данное право ребенка должно быть соблюдено, поскольку он имеет право на общение с каждым из них. Расторжение брака родителей, признание его недействительным не влияют на права ребенка.