Введение
Глава 1. Понятие и виды административных наказаний
1.1 Понятие, признаки и цели административных наказаний
1.2 Виды административных наказаний
Глава 2. Проблемы правового регулирования и общие правила назначения отдельных видов административных наказаний
2.1 Общие правила назначения административных наказаний
2.2 Проблемы правового регулирования назначения отдельных видов административных наказаний
Заключение
Список использованных источников и литературы
Административная ответственность, являясь разновидностью юридической ответственности, выражается в применении должностным лицом или органом административного наказания к субъекту, совершившему административное правонарушение. В качестве субъектов административной ответственности могут выступать как физические, так и юридические лица.
Нормативно-правовую основу административной ответственности составляют федеральные законы и законы субъектов федерации об административных правонарушениях. Основанием для применения административной ответственности является административное правонарушение, которое Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) определяет как противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ).
За административное правонарушение предусмотрено административное наказание – установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП РФ). Одни виды административных наказаний (предупреждение, административный штраф и т.п.) налагаются на нарушителей должностными лицами и компетентными органами.
Другие административные наказания назначаются исключительно судьей (лишение специального права, административный арест). Обязательным признаком правонарушения является наличие вины. Отсутствие вины делает невозможным признание, какого либо деяния (не деяния) административным правонарушением, даже если его противоправность очевидна
Цель исследования заключается в комплексном анализе понятия и видов административных наказаний.
Указанная цель решается посредством следующих задач:
уточнить понятие административного наказания;
рассмотреть виды административных наказаний;
выявить проблемы эффективности административных наказаний.
Объектом исследования являются общественные отношения, в сфере применения отдельных видов административных наказаний.
Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие административные наказания.
Основу теоретического исследования составили труды ученых-юристов, специалистов в области административного права.
Эмпирическую основу исследования составило административное и другие отрасли отечественного законодательства.
Методологической основой исследования являются принципы объективности и системности научного анализа, базирующиеся на общенаучных и частнонаучных методах познания: диалектический, исторический, формально – логический, сравнительно – правовой, структурно – системный и другие методы научного исследования.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Понятие и виды административных наказаний
1.1 Понятие, признаки и цели административных наказаний
Среди институтов системы российского права административное законодательство занимает весьма значимое место. Данный правовой институт в современной России отвечает требованиям своего времени.
Становление его началось достаточно давно, поэтому административное право прошло не один этап своего развития. Формирование правовой системы России после распада СССР привело к кардинальным изменениям практически во всех сферах жизнедеятельности отечественного общества. В новых условиях был необходим такой федеральный законодательный акт об административной ответственности, который бы соответствовал Конституции РФ, в том числе в части обеспечении приоритета прав и свобод человека и гражданина, защиты в равной степени безопасности личности, общества, государства, всех видов собственности. Кроме того, данный документ должен был объединить множество разрозненных, порой противоречивых законов и подзаконных актов, содержащих нормы об административной ответственности. Им стал Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), вступивший в силу 1 июля 2002 г. Согласно данному документу все физические и юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности за правонарушения в самых различных областях общественной жизнедеятельности (налоговые, экологические, в области таможенных отношений и пр.), однако при этом для выделения каких-то особых видов ответственности оснований не усматривается. Каждому виду указанных правонарушений характерны определённые особенности, тем не менее, все они являются административными, так как административная ответственность юридических лиц предусматривается вне зависимости от их отраслевой принадлежности за любые нарушения правовых норм, которым характерен или является доминирующим административно-правовой метод правового регулирования (власти и подчинения). Таким образом, перед современной юридической наукой общество ставит задачу всестороннего изучения и анализа законодательства в сфере административной ответственности и разработки системы адекватных и действенных административных наказаний.
Кроме того, актуальность исследований в данной области подтверждают не утихающие несколько последних лет дискуссии во всех кругах – от узких научных до широкой общественности и средств массовой информации – о приведении системы административных наказаний в такое состояние, когда за конкретное правонарушение всегда будет неотвратимо наложено то или иное административное наказание, которое удержит правонарушителя от противоправных поступков в дальнейшем. В данном отношении ярким примером может послужить череда громких материалов московских стритрейсеров из числа «золотой молодёжи» и конкретно Мары Богдасарян, а также подобные случаи и судебные процессы в странах Евросоюза. Рассматривая административные наказания, в первую очередь следует определиться с ключевыми понятиями, а также исследовать сущность административных наказаний. Административные наказания представляют собой одну из разновидностей административного принуждения. Следует отметить, что административные наказания преследуют преимущественно профилактические цели, и от остальных мер административного принуждения они отличаются тем, что носят карательный характер, направлены на достижение специфических целей, а порядок их применения строго урегулирован[1]. Необходимо подчеркнуть, что административным наказанием может быть не любое негативное последствие, назначенное лицу за совершённое правонарушение, в качестве таковых могут выступать исключительно принудительные меры, установленные согласно ст. 3.2-3.12 КоАП РФ. Порядок назначения данного вида наказаний также определяется соответствующими нормами КоАП РФ.
Как указывает И.В. Кушнир, административным наказанием называют меру юридической ответственности, назначаемую государством или от его имени за совершённое административное правонарушение, применение которой направлено, прежде всего, на воспитание лица, совершившего административное правонарушение, основанное на принципах соблюдения законов и уважения прав и свобод других лиц и правопорядка в целом[2].
Несколько иной позиции придерживаются по рассматриваемому вопросу Н.В. Макарейко, утверждая, что административное наказание – установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицам[3]. При этом данный автор выделяет ряд признаков административного наказания. Так, фактическим основанием выступает административное правонарушение. Кроме того, административное наказание подлежит применению исключительно специально уполномоченными субъектами.
Для реализации административного наказания установлен строго определённый процессуальный порядок, который применяется посредством соответствующих мер и вызывает наступление определенных правоограничений.
Подчеркнём, что административное наказание не может быть самоцелью и применяется для достижения определенных целей. Следует особо отметить, что административное наказание выполняет также превентивную функцию, удерживая от совершения правонарушения в дальнейшем как лица, привлекающегося к административной ответственности, так и других лиц.
Следует особо остановиться на целях, которые достигаются применением административных наказаний. Как указано в ст. 3.1 КоАП РФ, целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Д.Н. Бахрах писал, что в качестве конечной цели применения административных наказаний следует принять частную и общую превенцию административных и иных правонарушений[4]. Представляется вполне обоснованным его мнение о том, что административные санкции в определённой мере предупреждают преступления.
Следует подчеркнуть, что достижение целей административных взысканий может осуществляться либо посредством выражения морального осуждения совершенного тем или иным лицом деяния (например, в виде предупреждения), либо с помощью материального воздействия на правонарушителя (например, через денежный штраф, конфискацию имущества).