ВВЕДЕНИЕ
Глава 1: Понятие и значение административных актов органов исполнительной власти
Глава 2: Постановления и распоряжения Правительства РФ
Глава 3: Приказы, постановления, указания, инструкции федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти
Глава 4: Постановления и распоряжения главы администрации субъекта РФ
Глава 5: Приказы и указания руководителя органа администрации субъекта РФ
Глава 6: Постановления, распоряжения, приказы местной администрации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Реформы основ общественно-политического устройства Российского государства потребовали приведения правовой базы в соответствие с новыми реалиями. Это явилось причиной бурного нормотворчества законодательных органов государственной власти, как на федеральном уровне, так и в субъектах Федерации. Поскольку административные акты органов государственного управления являются важнейшим звеном в цепи реализации воли законодателя в жизнь общества, постольку возникла повышенная потребность в. совершенствовании механизма подготовки и реализации административно-правовых актов органов исполнительной власти.
Проблема административно-правовых актов органов исполнительной власти получила определенное внимание со стороны отечественных юристов советского периода. Так, различные аспекты указанного вопроса исследовались такими правоведами как: В.М. Безденежных, Р.Ф. Васильев, М.М. Волков, И.И. Евтихиев, Ю.М. Козлов, А.П. Коренев, Г.И. Петров, Л.М. Розин, С.С. Студеникин, Ю.А.Тихомиров, В.В. Черников и др. Тем не менее можно констатировать, что, к сожалению, развитие теоретических основ в данной части науки административного права несколько отстает от тех изменений, которые произошли за последние годы в практике издания и применения правовых актов управления.
Объект исследования – совокупность общественных отношений, связанных с компетенцией органов исполнительной власти по принятию административных актов.
Предмет исследования – административные акты органов исполнительной власти.
Цель настоящей работы – охарактеризовать компетенцию органов исполнительной власти по принятию административных актов.
Достижение указанной цели представляется возможным с помощью следующих задач:
- Изучить понятие и значение административных актов органов исполнительной власти.
- Рассмотреть постановления и распоряжения Правительства РФ.
- Изучить приказы, постановления, указания, инструкции федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
- Охарактеризовать Постановления и распоряжения главы администрации субъекта РФ.
- Проанализировать приказы и указания руководителя органа администрации субъекта РФ.
- Изучить постановления, распоряжения, приказы местной администрации.
Глава 1: Понятие и значение административных актов органов исполнительной власти
Административный акт органов исполнительной власти - это нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, изданный на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федерального органа исполнительной власти в пределах его компетенции[1].
Признаки административных актов органов исполнительной власти:
- Управленческое решение, облеченное в форму, установленную законодательством и влекущее правовые последствия;
- Принимается уполномоченным лицом, наделенным властными полномочиями в пределах его компетенции;
- Форма выражения властного волеизъявления;
- Принимается в одностороннем порядке;
- Производен (принимается на основании требований вышестоящего акта)
- Подзаконен; обязателен для исполнения (обеспечен мерами принуждения);
- Письменный официальный документ;
- Издается в определенном порядке (процедуре), является результатом процедуры и фиксирует её результат;
- Может быть обжалован в административном или судебном порядке или опротестован прокурором.
Субъект, уполномоченный на издание административного акта:
- Это не субъект законодательной власти
- Это не субъекты, осуществляющие судебно-следственную деятельность в рамках УПК[2], ГПК[3] и др.;
- Органы исполнительной власти и исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления, а также предприятия и учреждения, которые наделены властными полномочиями в сфере публичного управления.
- Президент может издавать и административные и конституционные акты;
- Иные органы могут издавать административные акты, если они не имеют конституционно-правовой или иной отраслевой принадлежности.
Порядок принятия административных актов:
- Издаются в административном порядке, который отличается от законотворчества, порядка принятия судебно-следственных или конституционных актов.
- Для административных актов не характерно:
– Коллегиальное обсуждение;
– Не так важен порядок принятия, как для судебно-следственных актов УПК.
Нормативные и индивидуальные акты принимаются в разном порядке. Форма административных актов органов исполнительной власти зависит от:
- Субъекта, принимающего акт;
- Является ли акт нормативным или индивидуальным;
- От требований законодательства, регулирующих принятие акта;
- От отраслевой принадлежности, если он является административным и одновременно относится к какой либо иной отрасли права.
Виды административных актов органов исполнительной власти:
По юридическому содержанию: нормативные, индивидуальные, смешанные, общие.
По территории действия: РФ, территория нескольких субъектов РФ; субъект РФ; часть территории субъекта; внутриорганизационные локальные
По действию во времени: бессрочные, срочные, временные
По порядку принятия: единоличные; коллегиальные; совместные; в порядке согласования.
По форме выражения: словесные, графические.
По кругу адресатов: внутриаппаратные, внешнеаппаратные.
По признаку юридического качества: оспоримые, ничтожные. (Презумпция оспоримости: считаются законными, пока их незаконность не доказана в установленном законом порядке). Презумпция не распространяется на два случая:
- Порок субъекта, когда субъект очевидно не имеет права на его издание;
- Порок формы, когда форма акта очевидно не соответствует предъявляемым к ней требованиям
Глава 2: Постановления и распоряжения Правительства РФ
Современная роль Правительства Российской Федерации характеризуется тем, что этот государственный орган, реализуя конституционные полномочия в законотворческой деятельности, конкретизирует и воплощает их на практике как самостоятельно, так и совместно с другими субъектами законотворческой деятельности. Самостоятельная деятельность Правительства обусловлена его положением как органа, представляющего особую ветвь государственной власти (исполнительную власть), а координация его деятельности с другими субъектами законодательной инициативы обеспечивает всесторонний подход к содержанию законопроектов, соблюдению должной процедуры[4].
Социально-экономическая направленность большинства рассматриваемых палатами Федерального Собрания Российской Федерации законопроектов, а также особенности конституционно-правового статуса
Правительства Российской Федерации свидетельствуют о том, что Правительство Российской Федерации обеспечивает системность и содержательное единство законотворческого процесса.