Курсовая работа|Право социального обеспечения

Отграничение права социального обеспечения от смежных отраслей права

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2020 | Страниц: 32

Введение

Глава 1. Теоретические основы понятие права социального обеспечения

1.1 Формы и виды социального обеспечения

1.2 Система права социального обеспечения

Глава 2. Понятие и виды смежных отраслей права

2.1 Отграничение права социального обеспечения от трудового права

2.2 Отграничение права социального обеспечения от административного и финансового права

Заключение

Список использованной литературы и источников

 

В условиях снижения уровня жизни и падения реальных доходов граждан России все более обсуждаемой в обществе становится проблема соблюдения права человека на социальное обеспечение. Являясь базовым правом второго поколения прав, право на социальное обеспечение призвано снизить уровень социальной незащищенности наиболее уязвимых групп населения: людей пожилого возраста, безработных, лиц с ограниченными возможностями здоровья, лиц, воспитывающих детей и т.д. Не имея постоянного и стабильного источника дохода, указанные граждане остро нуждаются в предоставлении материальной и денежной помощи со стороны государства.

Между тем, уровень социальной помощи и поддержки в российском государстве не обеспечивает достойного уровня жизни наименее защищенных групп населения. В законодательстве право человека на социальное обеспечение установлено не только на уровне Основного закона, но и многочисленных федеральных законов и нормативных подзаконных актов.

В соответствие с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Правовым и организационным основам государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан посвящены статьи Федерального закона «О государственной социальной помощи». Отдельные меры по социальному обеспечению разных категорий граждан установлены в нормах Федерального закона «О страховых пенсиях», Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и т.д. Порядок и условия предоставления социальной помощи конкретизированы в многочисленных нормативных подзаконных актах – указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ. В каждом субъекте РФ создана собственная система нормативных источников права социального обеспечения.

В литературе справедливо указывается на проблему отсутствия единого федерального закона в области социального обеспечения. Анализ нормативных актов разного уровня не позволяет выявить закрепленных в них единых принципов социального обеспечения: всеобщности, гарантированности видов социального обеспечения со стороны государства, дифференциации социального обеспечения и т.д. законодательное закрепление принципов позволило бы создать ту основу, с опорой на которую строились бы другие нормы данной отрасли права.

Кроме того, это могло бы обеспечить правоприменение, наиболее полно учитывающее интересы граждан.

Во-первых, государственные органы и их должностные лица руководствовались бы принципами права социального обеспечения в своей деятельности и принимали бы решения, основываясь на руководящих началах этой отрасли права.

Во-вторых, при наличии пробелов в законодательстве государственные органы и суды смогли бы разрешать споры, возникающие в отношениях по поводу социального обеспечения, на основе законодательно закреплённых принципов подобно тому, как это делается в гражданско-правовой сфере.

Тем самым, можно говорить о существовании в России многоуровневой, несистематизированной, сложной системе правового регулирования социального обеспечения.

Итак, следует подытожить, что проблема социального обеспечения до сих пор остается одной из самых актуальных в России. Любой человек нуждается в средствах, обеспечивающих его потребности, будь это деньги или материальные вещи.

Конечно, нужно понимать, что дифференциация заработных плат всегда будет, и в современных реалиях это кажется нормальным, что одни получают больше, чем другие. Также государство не может в полном объеме удовлетворить социальные потребности всех категорий социально незащищенных граждан и идет по пути установления минимальных стандартов оказания социальной поддержки и их гарантий.

Актуальность данного исследования состоит в том, что современные проблемы в системе права на социального обеспечения и защиты населения Российской Федерации, ее оптимизация всегда являются актуальными в период экономико-политической нестабильности.

Отрицательные последствия в социальной политике выраженно ощущают незащищенные категории населения: пенсионеры, инвалиды, одинокие матери и другие.

Поэтому возникает острая необходимость в развитии и улучшении системы социальной защиты населения страны.

Цель работы состоит в анализе понятия и законодательной регламентации отграничения права социального обеспечения от смежных отраслей права.

В соответствии с поставленной целью, сформулированы следующие задачи данной работы:

1) изучить теоретические основы понятие права социального обеспечения;

2) определить понятие и виды смежных отраслей права.

Объект исследования – правовые аспекты отношений в сфере отграничения права социального обеспечения от смежных отраслей права.

Предметом исследования является действующее законодательство, а также нормативно–правовые акты, которые регулируют отношения в сфере отграничения права социального обеспечения от смежных отраслей права.

Методологической основой является общий диалектический подход в совокупности с использованием общих и частных методов научного познания, в частности, формально-логического, формально-юридического, системного анализа, аксиологического.

Нормативно–правовую основу настоящего исследования составляют международные и национальные законодательные акты, в частности, такие как Всеобщая декларация прав человека, Конституция Российской Федерации (далее по работе – Конституция РФ), действующие федеральные законы в сфере социального обеспечения, а также законодательные акты субъектов Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, подзаконные ведомственные акты, регулирующие отношения в сфере социального обеспечения.

Структура работы обусловлена целями настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников.

 

Глава 1. Теоретические основы понятие права социального обеспечения

1.1 Формы и виды социального обеспечения

Как известно, все главные теоретические термины и акты законодательства идут во взаимосвязи с конкретными видами материальных благ, то есть – видами социального обеспечения. Понятие социального обеспечения не является обозначением конкретного материального блага. Это термин, определяющий общее понятие, содержащий в себе множество значений и способный употребляться, как обобщающий.

Социальное обеспечение соединяет в себе все виды материальных благ, которые предоставляются людям в рамках системы социального обеспечения. Социальное обеспечение содержит в себе сразу несколько составляющих — экономическую, правовую и политическую, — поэтому это понятие можно обозначить с точки зрения определенной направленности.

В понимании, которое описали М. Л. Захаров и Э. Г. Тучкова, особый акцент делается на экономической составляющей. Авторы изучают социальное обеспечение как «один из вариантов распределения части валового внутреннего продукта с помощью предоставления людям материальных благ с целью выравнивания их собственных доходов в обстоятельствах, подразумевающих общественные риски, за счет целевых финансовых потенциалов в объеме и на условиях, строго контролирующихся социумом, государством, для помощи и поддержки их полноценного общественного статуса[1]. В свою очередь М. О. Буянова также выделяет экономическую сторону в социальном обеспечении. Под этим термином автор понимает «вид выражение общественной политики государства, устремленной на материальное обеспечение конкретных категорий людей из государственного бюджета и особых внебюджетных фондов в условиях наступления обстоятельств, которые признаются государством на этом этапе общественно важными, с целью выравнивания положения данных граждан по сравнению с другими людьми»[2]. Тем не менее, если рассматривать социальное обеспечение именно с экономической точки зрения, то наиболее верным является определение Л. И. Прониной в ее труде «Проблемы развития социального обеспечения». Там говорится, что социальное обеспечение – это комплекс экономических отношений по факту формирования, распределения и использования «обобществленной на разных уровнях управления и в рамках различных форм собственности части необходимого и прибавочного продукта для удовлетворения потребностей нетрудоспособных членов общества и обеспечения, в определенной мере, расширенного воспроизводства населения»[3].

Говоря о видах социального обеспечения, нужно сказать, что они устанавливаются вне зависимости от источников инвестирования. Эксперты уточняют, что социальное обеспечение, реализующееся в далее перечисленных формах, может содействовать положительному изменению социума, исчезновению границ, которые все еще существуют между разными слоями населения.

Итак, можно говорить о следующих существующих видах социального обеспечения:

Денежные выплаты в виде пенсионных выплат или пособий. Также они могут выглядеть, как материальная помощь, обладающая адресной направленностью и предоставляемая отдельным категориям людей.

Натуральный вид помощи. Подобный вид социального обеспечения подразумевает собой медицинские препараты, лекарства, продукты питания первой необходимости, детское питание, а также технические устройства для лиц с ограниченными возможностями в плане здоровья.

Льготы и определенные виды услуг. Здесь подразумевается содержание граждан в домах или интернатах для престарелых или лиц с ограниченными возможностями по здоровью, детские дома, а также общественный сервис людей на дому.

  1. Анбрехт, Т. А. Социальная защита отдельных категорий граждан: учебное пособие для академического бакалавриата / Т. А. Анбрехт. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 285 с.
  2. Григорьев, И. В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для вузов / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 428 с.
  3. Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право) / М.И. Лепихов. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 169 с.
  4. Маргулян, Я. А. Основы социального государства: учебное пособие для академического бакалавриата / Я. А. Маргулян. –2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 178 с.
  5. Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения: учебник для вузов / Е. Е. Мачульская. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 449 с.
  6. Пашкова Г.Г. Право социального обеспечения: учебное пособие. – Томск: Издательский Дом Томского государственного университета. 2018. – 160 с.
  7. Право социального обеспечения в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник для академического бакалавриата / Ю. П. Орловский [и др.]; под общ. ред. Ю. П. Орловского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 135 с.
  8. Право социального обеспечения: учебник и практикум для вузов / М. В. Филиппова [и др.]; под редакцией М. В. Филипповой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 406 с.
  9. Право социального обеспечения в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник для академического бакалавриата / Ю. П. Орловский [и др.]; под общей редакцией Ю. П. Орловского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 135 с.
  10. Право социального обеспечения России и зарубежных стран: учебное пособие для академического бакалавриата / Ю. П. Орловский [и др.]; под общей редакцией Ю. П. Орловского; ответственный редактор М. О. Буянова. – М.: Юрайт, 2019. – 205 с.
  11. Приступа, Е. Н. Организация социальной работы в Российской Федерации: учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. Н. Приступа. – М.: Юрайт, 2019. – 99 с.
  12. Статьи в научных журналах и сборниках
  13. Гаевская Н.Б. Концепция социального государства // Аллея науки. – 2018. – № 1 (17). – Том 2. – С. 134 – 137.
  14. Зуева Н.Л. Текущие проблемы законодательства о социальном обслуживании и тенденции законотворчества // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. – 2018. – № 1 (24). – С. 18 – 24.
  15. Казимагомедова З.А. Совершенствование системы социального обеспечения в России // Финансовые инструменты регулирования социально-экономического развития регионов. – 2018. – С. 217 – 220.
  16. Кокшарова, Е. С. Проблемы социальной защиты населения / Е.С. Кокшарова, Ю.Е. Ковбасюк // Молодой ученый. – 2017. – № 11. – С. 225 – 227.
  17. Таева Н. Е. Нормы Конституции Российской Федерации как форма выражения социальных ценностей // Конституционное и муниципальное право. – 2017. – № 5. – С. 2 – 7.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Право социального обеспечения
2017 год 21 стр.
Курсовая работа на тему: «Пособие по временной нетрудоспособности»
Telesammit
Курсовая работа Право социального обеспечения
2018 год 29 стр.
Курсовая Компенсационные выплаты в системе социального обеспечения
Telesammit
Курсовая работа Право социального обеспечения
2013 год 64 стр.
Курсовая работа на тему: «Социальные пенсии»
Курсовая работа Право социального обеспечения
2014 год 28 стр.
Курсовая Фонд Социального Страхования (ФСС)
Курсовая работа Право социального обеспечения
2013 год 36 стр.
Курсовая работа на тему: «Фонд социального страхования»

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское