В условиях снижения уровня жизни и падения реальных доходов граждан России все более обсуждаемой в обществе становится проблема соблюдения права человека на социальное обеспечение. Являясь базовым правом второго поколения прав, право на социальное обеспечение призвано снизить уровень социальной незащищенности наиболее уязвимых групп населения: людей пожилого возраста, безработных, лиц с ограниченными возможностями здоровья, лиц, воспитывающих детей и т.д. Не имея постоянного и стабильного источника дохода, указанные граждане остро нуждаются в предоставлении материальной и денежной помощи со стороны государства.
Между тем, уровень социальной помощи и поддержки в российском государстве не обеспечивает достойного уровня жизни наименее защищенных групп населения. В законодательстве право человека на социальное обеспечение установлено не только на уровне Основного закона, но и многочисленных федеральных законов и нормативных подзаконных актов.
В соответствие с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовым и организационным основам государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан посвящены статьи Федерального закона «О государственной социальной помощи». Отдельные меры по социальному обеспечению разных категорий граждан установлены в нормах Федерального закона «О страховых пенсиях», Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и т.д. Порядок и условия предоставления социальной помощи конкретизированы в многочисленных нормативных подзаконных актах – указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ. В каждом субъекте РФ создана собственная система нормативных источников права социального обеспечения.
В литературе справедливо указывается на проблему отсутствия единого федерального закона в области социального обеспечения. Анализ нормативных актов разного уровня не позволяет выявить закрепленных в них единых принципов социального обеспечения: всеобщности, гарантированности видов социального обеспечения со стороны государства, дифференциации социального обеспечения и т.д. законодательное закрепление принципов позволило бы создать ту основу, с опорой на которую строились бы другие нормы данной отрасли права.
Кроме того, это могло бы обеспечить правоприменение, наиболее полно учитывающее интересы граждан.
Во-первых, государственные органы и их должностные лица руководствовались бы принципами права социального обеспечения в своей деятельности и принимали бы решения, основываясь на руководящих началах этой отрасли права.
Во-вторых, при наличии пробелов в законодательстве государственные органы и суды смогли бы разрешать споры, возникающие в отношениях по поводу социального обеспечения, на основе законодательно закреплённых принципов подобно тому, как это делается в гражданско-правовой сфере.
Тем самым, можно говорить о существовании в России многоуровневой, несистематизированной, сложной системе правового регулирования социального обеспечения.
Итак, следует подытожить, что проблема социального обеспечения до сих пор остается одной из самых актуальных в России. Любой человек нуждается в средствах, обеспечивающих его потребности, будь это деньги или материальные вещи.
Конечно, нужно понимать, что дифференциация заработных плат всегда будет, и в современных реалиях это кажется нормальным, что одни получают больше, чем другие. Также государство не может в полном объеме удовлетворить социальные потребности всех категорий социально незащищенных граждан и идет по пути установления минимальных стандартов оказания социальной поддержки и их гарантий.
Актуальность данного исследования состоит в том, что современные проблемы в системе права на социального обеспечения и защиты населения Российской Федерации, ее оптимизация всегда являются актуальными в период экономико-политической нестабильности.
Отрицательные последствия в социальной политике выраженно ощущают незащищенные категории населения: пенсионеры, инвалиды, одинокие матери и другие.
Поэтому возникает острая необходимость в развитии и улучшении системы социальной защиты населения страны.
Цель работы состоит в анализе понятия и законодательной регламентации отграничения права социального обеспечения от смежных отраслей права.
В соответствии с поставленной целью, сформулированы следующие задачи данной работы:
1) изучить теоретические основы понятие права социального обеспечения;
2) определить понятие и виды смежных отраслей права.
Объект исследования – правовые аспекты отношений в сфере отграничения права социального обеспечения от смежных отраслей права.
Предметом исследования является действующее законодательство, а также нормативно–правовые акты, которые регулируют отношения в сфере отграничения права социального обеспечения от смежных отраслей права.
Методологической основой является общий диалектический подход в совокупности с использованием общих и частных методов научного познания, в частности, формально-логического, формально-юридического, системного анализа, аксиологического.
Нормативно–правовую основу настоящего исследования составляют международные и национальные законодательные акты, в частности, такие как Всеобщая декларация прав человека, Конституция Российской Федерации (далее по работе – Конституция РФ), действующие федеральные законы в сфере социального обеспечения, а также законодательные акты субъектов Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, подзаконные ведомственные акты, регулирующие отношения в сфере социального обеспечения.
Структура работы обусловлена целями настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников.
Глава 1. Теоретические основы понятие права социального обеспечения
1.1 Формы и виды социального обеспечения
Как известно, все главные теоретические термины и акты законодательства идут во взаимосвязи с конкретными видами материальных благ, то есть – видами социального обеспечения. Понятие социального обеспечения не является обозначением конкретного материального блага. Это термин, определяющий общее понятие, содержащий в себе множество значений и способный употребляться, как обобщающий.
Социальное обеспечение соединяет в себе все виды материальных благ, которые предоставляются людям в рамках системы социального обеспечения. Социальное обеспечение содержит в себе сразу несколько составляющих — экономическую, правовую и политическую, — поэтому это понятие можно обозначить с точки зрения определенной направленности.
В понимании, которое описали М. Л. Захаров и Э. Г. Тучкова, особый акцент делается на экономической составляющей. Авторы изучают социальное обеспечение как «один из вариантов распределения части валового внутреннего продукта с помощью предоставления людям материальных благ с целью выравнивания их собственных доходов в обстоятельствах, подразумевающих общественные риски, за счет целевых финансовых потенциалов в объеме и на условиях, строго контролирующихся социумом, государством, для помощи и поддержки их полноценного общественного статуса[1]. В свою очередь М. О. Буянова также выделяет экономическую сторону в социальном обеспечении. Под этим термином автор понимает «вид выражение общественной политики государства, устремленной на материальное обеспечение конкретных категорий людей из государственного бюджета и особых внебюджетных фондов в условиях наступления обстоятельств, которые признаются государством на этом этапе общественно важными, с целью выравнивания положения данных граждан по сравнению с другими людьми»[2]. Тем не менее, если рассматривать социальное обеспечение именно с экономической точки зрения, то наиболее верным является определение Л. И. Прониной в ее труде «Проблемы развития социального обеспечения». Там говорится, что социальное обеспечение – это комплекс экономических отношений по факту формирования, распределения и использования «обобществленной на разных уровнях управления и в рамках различных форм собственности части необходимого и прибавочного продукта для удовлетворения потребностей нетрудоспособных членов общества и обеспечения, в определенной мере, расширенного воспроизводства населения»[3].
Говоря о видах социального обеспечения, нужно сказать, что они устанавливаются вне зависимости от источников инвестирования. Эксперты уточняют, что социальное обеспечение, реализующееся в далее перечисленных формах, может содействовать положительному изменению социума, исчезновению границ, которые все еще существуют между разными слоями населения.
Итак, можно говорить о следующих существующих видах социального обеспечения:
Денежные выплаты в виде пенсионных выплат или пособий. Также они могут выглядеть, как материальная помощь, обладающая адресной направленностью и предоставляемая отдельным категориям людей.
Натуральный вид помощи. Подобный вид социального обеспечения подразумевает собой медицинские препараты, лекарства, продукты питания первой необходимости, детское питание, а также технические устройства для лиц с ограниченными возможностями в плане здоровья.
Льготы и определенные виды услуг. Здесь подразумевается содержание граждан в домах или интернатах для престарелых или лиц с ограниченными возможностями по здоровью, детские дома, а также общественный сервис людей на дому.