Ведение
- Понятие гражданства РФ
- Принципы гражданства РФ
- Проблемы и пути совершенствования законодательного регулирования гражданства РФ
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Курсовая работа|Конституционное право
Авторство: gotovoe
Год: 2020 | Страниц: 37
Ведение
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Среди институтов права нашего государства институт гражданства является одним из важнейших правовых институтов. В нормах отечественного законодательства, что регулируют этот институт, в целом отображены положения международных документов по вопросам гражданства, а также учтен позитивный опыт законодательного регулирования данных вопросов в других государствах. Вопрос гражданства является актуальным как для нашей страны, так и для всего мирового сообщества.
Среди ученых сущность и содержание института гражданства исследовал Томас Гоббс, который впервые затронул вопрос о месте человека и гражданина в обществе, раскрыл взаимоотношения общества и государства, а также именно он употребил понятие «гражданское общество», что в дальнейшем повлияло на формирование гражданства[1].
Институт гражданства отражает постоянную политико-правовую связь лица и государства, что находит проявление в их взаимных правах и обязанностях, то есть это принадлежность лица к данному государству, в результате которого на лицо распространяются суверенные права государства и обеспечивается защита его прав и законных интересов как внутри страны, так и за ее пределами. Учитывая такое значение института гражданства в жизни государства, а также существование комплекса специальных отношений, которые складываются в этой сфере, несомненно есть необходимость правового регулирования этих вопросов.
Объектом исследования являются общественные отношения, регулируемые правом в сфере понятие гражданства, его принципов, изменений в законодательстве о гражданстве.
Предмет исследования составляют особенности правового регулирования сущности гражданства Российской Федерации.
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе изучения теоретического и практического материала выявить существующие проблемы и разногласия в теории и практике в сфере понятия и принципов гражданства Российской Федерации, а также сформулировать изменения и конкретные предложения, направленные на совершенствование действующего законодательства.
Задачи исследования:
1) изучить понятие гражданства Российской Федерации;
2) определить принципы гражданства Российской Федерации;
3) рассмотреть изменения и конкретные предложения, направленные на совершенствование действующего законодательства о гражданстве.
В основу работы положены результаты исследований, проводившихся российскими учеными-юристами по общим вопросам конституционного права России и других юридических наук.
Информационная основа исследования включает выпущенные в открытой печати научные, научно-популярные книги и периодические издания, опубликованное российское законодательство.
Нормативной базой исследования послужили законодательные акты Российской Федерации.
Методологическую основу работы составила система различных методов, логических приемов и средств научного познания. В рамках диалектической теории применялись как общенаучные, так и частно-научные методы исследования: историко-правовой, формально-логический, формально-юридический, метод научной дедукции, нормативно – и сравнительно-правового анализа и др.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Гражданство – сложная научная категория, неразрывно связанная с правовым статусом человека, охватывающая весь спектр взаимоотношений лица с государством и обществом. Понятие гражданство многозначно, следуя нормам Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», гражданство есть устойчивая политико-правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
К наиболее важным признакам гражданства Российской Федерации, отражающих его внутреннее содержание, необходимо относить устойчивость связи, наличие правовой связи и политической связи между гражданином и государством, выражение связи в совокупности взаимных прав и обязанностей.
Проведение историко-правового анализа развития института гражданства в России на различных этапах его становления, в том числе в настоящее время, представляется, безусловно, актуальным.
Первый этап, полагаем, в развитии института гражданства – это дореволюционной период формирования института подданства в Российской империи. Хотя стоит отметить, что понятие «гражданство», что естественно для терминологии монархической концепции развития российского государства, отсутствовало и появилось позже, точнее после принятия Земским Собором Соборного уложения 1649 г. В начале XX столетия абсолютная монархия перешла в конституционную, создались парламентские учреждения, провозгласили многие основные права и свободы граждан. Ст. 6 Манифеста от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» закрепляла равенство граждан перед законом, а III глава посвящена вопросам предоставления прав гражданам государства. Соответственно, именно этот акт можно считать отправной формальной точкой в формировании именно института гражданства.
Второй этап – советский период. Уже в первом официальном документе Советской власти от 7 ноября 1917 г. подданные бывшей Российской империи именовались гражданами (обращение Военно-революционного комитета при Петроградском Совета рабочих и солдатских депутатов «К гражданам России»[2]).
Первым правовым актом, который специально регулировал вопросы гражданства Российской республики, называют Декрет ВЦИК от 1 апреля 1918 г. «О приобретении прав российского гражданства»[3]. Любое иностранное лицо, проживающее на территории РСФСР, могло стать ее гражданином.
Конституция РСФСР 1918 г. закрепила Российскую республику как свободное социалистическое общество всех трудящихся России и предусматривала возможность предоставления убежища иностранцам, которые преследовались за религиозные и политические преступления. Иностранцы, принадлежащие к рабочему классу и не пользующиеся чужим трудом крестьянству по статье 20 Конституции РСФСР 1918 года, принимались в гражданство местными Советами. Конституция СССР 1924 г. установила единое союзное гражданство для всех граждан союзных республик. Также в 20-30-е годы XX в. были приняты три положения о гражданстве: от 29 октября 1924 г. Положение о союзном гражданстве; - от 13 июня 1930 г. Положение о гражданстве СССР; от 22 апреля 1931 г. Положение о гражданстве СССР. По аналогии с предыдущей Конституцией в Конституции СССР 1936 г. был закреплен принцип единства союзного гражданства.
По Закону о гражданстве 1938 г. процедура решения вопросов о лишении гражданства и выходе из него была существенно изменена и теперь этими вопросами занимался Президиум Верховного Совета СССР.
Лишение гражданства по данному закону предусматривалось в двух случаях, во-первых, объявление лица врагом народа, во-вторых лишение гражданства по суду. В 1958 г. новым уголовным законодательствам эти санкции были отменены.
Все же возможность лишения гражданства осталась, но в качестве крайне меры и применялась к лицам, «не достойным высокого звания гражданина СССР».
В послевоенные годы стало необходимым издание указов Президиума Верховного Совета СССР, которые бы регламентировали порядок восстановления, приобретения и выхода из советского гражданства. Это было вызвано вхождение в состав СССР новых союзных республик.
Восстановить советское гражданство могли лица, которые являлись подданными бывшей Российской империи к 7 ноября 1917 г., также лицам, состоявшим в советском гражданстве, но утратившим его, а также их детям, проживающим на территории Маньчжурии. По новой Конституции 1977 г. принятие в гражданство СССР, лишение гражданства и решение вопросов о выходе являлось компетенцией Президиума Верховного Совета СССР. Закон о гражданстве от 1 декабря 1978 г. отражал изменения, которые произошли в отношениях государства с личностью, также положения международных договоров, которые были заключены в послевоенные годы. Запрет на выдачу гражданина СССР иностранному государству и институт лишения гражданства получили свою практическую реализацию в связи с этим законом.
Последний закон СССР о гражданстве от 23 мая 1990 г. определял гражданство как политико-правовую связь лица с государством. Впервые было закреплено право на гражданство и запрещено произвольное лишение гражданства.
Был ограничен круг оснований применения меря лишения гражданства и круг лиц, к которым могли применяться такие основания.
Следующий этап эволюции института гражданства России – современный период. Он начинается с того момента, когда Верховный совет РСФСР принял Закон «О гражданстве Российской Федерации» 28 ноября 1991 год.
Новым законом устанавливались общие основы и сущность гражданства в целом. Устанавливалось, что гражданство вне зависимости от оснований его приобретения является равным, особенности правового статуса лиц, которые стали гражданами РФ по разным основаниям, время принятия гражданства фактически перестали иметь правовое значение.
Нормативные правовые акты
Учебная и научная литература
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!