ВВЕДЕНИЕ
ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ
1.1 Понятие и признаки договора перевозки
1.2 Виды договора перевозки
2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ
2.1 Правовое регулирование договора перевозки груза
2.2 Правовое регулирование договора перевозки пассажиров и багажа
3 СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ
3.1 Проблемы ответственности за нарушения договора перевозки
3.2 Рекомендации по совершенствованию правового регулирования договора перевозки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность данной работы состоит в том, что транспорт (от лат. transporto – перемещаю) всегда был и остается одной из важнейших отраслей материального производства. Латинское изречение гласит: «Via vita est», что значит «Дорога – это жизнь». Благодаря транспорту осуществляется связь между другими отраслями.
В настоящее время транспорт обеспечивает получение около 8% валового внутреннего продукта (ВВП) страны. В сфере транспорта занято около 4,6% работающего населения.
В связи с развитием российской и мировой экономики, интеграцией российской экономики в мировую, ростом обмена материальными и людскими ресурсами между странами и регионами, роль транспортной отрасли еще более возрастает.
Одним из путей повышения эффективности транспорта является тщательное правовое регулирование перевозок, позволяющее гарантировать соблюдение прав и законных интересов участников складывающихся в данной отрасли хозяйства правоотношений. Инструментом этого выступает договор перевозки – один из важнейших и распространенных хозяйственных договоров.
Объектом исследования являются общественные отношения, регулируемые транспортным и гражданским правом в сфере договора перевозки. Предмет исследования являются особенности правового регулирования договора перевозки.
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе изучения теоретического и практического материала выявить существующие проблемы и разногласия в теории и практике в сфере договора перевозки, а также сформулировать конкретные предложения, направленные на совершенствование действующего законодательства.
Задачи исследования:
1) рассмотреть теоретико-правовую характеристику договора перевозки:
2) исследовать правовое регулирование отдельных договоров перевозки;
3) выявить современные проблемы правового регулирования договора перевозки.
В основу работы положены результаты исследований, проводившихся российскими учеными–юристами по общим вопросам транспортного и гражданского права.
Информационная основа исследования включает выпущенные в открытой печати научные, научно–популярные книги и периодические издания, опубликованное российское законодательство.
Нормативной базой исследования послужили законодательные акты Российской Федерации: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы.
Методологическую основу работы составила система различных методов, логических приемов и средств научного познания. В рамках диалектической теории применялись как общенаучные, так и частно–научные методы исследования: историко–правовой, формально–логический, формально–юридический, метод научной дедукции, нормативно – и сравнительно – правового анализа и др.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ
1.1 Понятие и признаки договора перевозки
Транспортная система служит гарантией повышения конкурентоспособности государственной экономики, уровня жизни населения и экономического роста. Связь страны с мировым сообществом обеспечивают транспортные средства сообщения, являясь материальной базой обеспечения внешнеэкономических связей России и ее соединение в глобальную экономическую систему, что определено
Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2008 года № 1734-р[1]. Рост объемов перевозок требует усовершенствования его правовой базы и оптимизации деятельности железнодорожного транспорта. Это обусловлено также проводимой в России реформой железнодорожного транспорта.
Поправки в расстановку приоритетов развития законодательства в сфере железнодорожного транспорта, фиксирование формирующихся правоотношений в связи с использованием инфраструктуры железных дорог, усовершенствования норм, устанавливающих функционирование железнодорожных путей общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования, а также определяющих договорные отношения сторон в связи с перевозками, их ответственность при нарушении обязательств, внесло его акционирование.
Различные формы транспортных договоров регулируют законы о транспорте совместно с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ).
В обязательственном праве Общей части ГК РФ и части второй ГК РФ, где имеется самостоятельная глава 40 ГК РФ «Перевозка» и глава 41 ГК РФ «Транспортная экспедиция», содержатся первенствующие нормы российского законодательства, определяющие основы правового регулирования перевозочных отношений на всех возможных видах транспорта. Положения этих глав развиваются и конкретизируются специальными актами транспортного законодательства – прежде всего это транспортные кодексы и уставы. Перевозка пассажиров грузов и багажа занимает существенное место как в удовлетворении потребностей граждан в перемещении, так и в росте рыночной экономики Российской Федерации. Общие условия перевозки, правила ее организации, перевозки в прямом смешанном сообщении, перевозки транспортом общего пользования зафиксированы в главе 40 ГК РФ «Перевозка». В ней регламентируются вопросы провозной платы, определения ее величины, порядка возмещения расходов, понесенных в связи с введенными льготами и преимуществами по провозной плате. В этой главе ГК РФ также определены виды договоров, заключаемых в связи с перевозкой, в том числе договор перевозки груза, договоры, заключаемые между транспортными организациями, долгосрочный договор об организации перевозок, договор перевозки пассажира и определена ответственность сторон за неисполнение обязательств по организации и осуществлению перевозки. Нормы, закрепленные в главе 40 ГК, распространяют свое действие на перевозки всеми видами транспорта, в том числе перевозки железнодорожным транспортом. Определение перевозки, указанное в ст. 2 Устава железнодорожного транспорта РФ (ФЗ от 10.01.2003 года № 18-ФЗ (далее УЖТ РФ), содержит в себе понятие перевозки, под которой подразумевается перевозка, осуществляемая только одним транспортным предприятием, именуется перевозкой в местном сообщении[2].
Если в перевозке участвуют несколько транспортных предприятий одного вида транспорта, то перевозку принято именовать перевозкой в прямом сообщении. Перевозка в прямом смешанном сообщении (комбинированная перевозка) имеет место быть, когда перевозка производится несколькими транспортными предприятиями разных видов транспорта по общему транспортному документу.
В крайнем случае возникает необходимость регулировать действия организаций различных видов транспорта. Основополагающей является экономическая составляющая перевозки. Экономическая, юридическая, логистическая сущность понятия «перевозка» является главным в договоре перевозки. Действие по перемещению пассажиров или различных видов грузов путем изменения их местоположения с использованием транспортного средства следует считать перевозкой.
Стоит согласиться с точкой зрения М. А. Соловьевой о том, что с юридической точки под перевозкой нужно понимать не только перемещение, но и погрузку и выгрузку груза[3].
В структуру договора перевозки грузов железнодорожным транспортом необходимо включить сопутствующие ему действия с момента погрузки до момента доставки груза грузополучателю в пункт назначения наряду с действием «перевозка».
Все действия, а именно погрузка грузов на транспортное средство, выдача их грузополучателю, а также перемещение груза составляют многосложную совокупность и направлены на общий результат – изменение местонахождения груза, что и содержится в договоре перевозки грузов с использованием железнодорожного транспорта. Выведение даже одной из этих частей за договорные рамки означает образование иного договорного типа, отличного от договора перевозки.
Таким образом, наряду с понятием «перевозка» в общепринятом значении стоит выделить понятие «перевозка», используемое в юридической структуре, а именно в договоре перевозки грузов железнодорожным транспортом.
Применительно к общероссийскому праву также следует разграничить понятие «перевозка», используемое в юридической структуре, и понятие «перевозка» в первенствующем значении.
Для отчетливой регламентации отношений в сфере перевозки грузов железнодорожным транспортом представляется возможным на законодательном уровне зафиксировать, перечислив действия, ее составляющие, понятие «перевозка», используемое в юридической структуре (в договоре перевозки грузов железнодорожным транспортом).
А именно в ст. 2 УЖТ РФ необходимо включить следующее понятие: «Перевозка – совокупность действий, направленных на принятие груза, его погрузку, перемещение из одного места в другое в соответствии с условиями договора, а также выдачу груза управомоченному на его получение лицу». Это позволит уменьшить прения, связанные с определением момента заключения соответствующего договора, а также воздержаться от некоторой противоречивости в понимании перевозки.