Введение
1 Основные положения информационной безопасности
1.1 Основные понятия, стандарты и модель информационной безопасности
1.2 Угрозы информационной безопасности
2 Законодательная база, регулирующая отношения в сфере информационной безопасности
2.1 Нормативно-правовые основы информационной безопасности в Российской Федерации
2.2 Правовые проблемы и пути его совершенствования в информационной безопасности
Заключение
Список использованных источников и литературы
XXI век ознаменовал новый этап развития, ключевой характеристикой которого стало использование информационно-коммуникационных технологий. Эпоха глобальной цифровизации поспособствовала появлению нового вида оружия – информационного, а обеспечение информационной безопасности стало одним из важнейших вопросов во всем мире. Информационная безопасность – это защита интересов субъектов информационных отношений. В широком смысле это состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере, определяемых совокупностью интересов личности, общества и государства.
Существует и множество других определений информационной безопасности. Так в Законе РФ «Об участии в международном информационном обмене» она трактуется следующим образом – это состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства. Вопросы информационной безопасности на сегодня достаточно актуальны и освещаются довольно часто. Ведь частные предприниматели, финансовые институты, многие медицинские учреждения, большие корпорации, вооруженные силы и даже органы государственной власти постоянно накапливают значительные объёмы конфиденциальной информации о сотрудниках, продуктах, клиентах, финансовых результатов и научных исследованиях. А использование данной информации в руках киберпреступников или конкурентов может повлечь за собой как невосполнимые репутационные и финансовые проблемы, так и неблагоприятные юридические последствия. Когда нет физических угроз, то и физическая защита не нужна, а вот информационная – нужна всегда. Таким образом, учитывая повышенный интерес к вопросам информационной безопасности на сегодня достаточно актуально освещение мероприятий в средствах СМИ, связанных с защитой информации от несанкционированного доступа. Учитывая, что пользователями информации являются как физические, так и юридические лица, на сегодня необходимо обеспечение ее безопасности. Поэтому, если мы хотим предотвратить возможные угрозы, мы должны иметь представление не только об информационной безопасности, но и разбираться в её нюансах. Только так, а не иначе мы будем в силах обеспечить достойное и безопасное информационное пространство для себя и своего государства.
Целью данного исследования является теоретическое исследование положений об информационной безопасности.
Вышеозначенная цель предопределила постановку и последующее решение задач данного исследования, которыми явились: рассмотрение основных положений информационной безопасности; анализ проблемных вопросов законодательной базы, регулирующей отношения в сфере информационной безопасности.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в отношении информационной безопасности. Предметом исследования выступают правовые нормы, предусматривающие информационную безопасность. Информационная основа данного исследования включает научные, научно-популярные книги и периодические издания, опубликованное российское законодательство. Нормативной базой послужили законодательные акты Российской Федерации.
Методологической основой работы являются категории материалистической диалектики, а также основные концептуальные положения современной доктрины информационного права.
В качестве общенаучных и частно-научных методов познания в работе использовались историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-логический, системный, конкретно-социологический и др.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
1 Основные положения информационной безопасности
1.1 Основные понятия, стандарты и модель информационной безопасности
Национальная безопасность представляет собой безопасность народа, проживающего на территории определенного государства, а также власти и окружающей среды. Национальные интересы характеризуются долгосрочностью. В Российской Федерации эти интересы представляются балансом между интересами государства, общества, а также личности в таких сферах как:
- Информационной;
- Экономической;
- Экологической;
- Социальной;
- Пограничной;
- Внутриполитической;
- Военной;
- Международной и др.
Институты государственной власти, которые взаимодействуют с организациями, базирующимися на законодательстве РФ и Конституции, являются обеспечением национальных интересов.
С помощью них определяются текущие и стратегические задачи, а также основные цели государства как во внешней, так и во внутренней политике[1]. В России реализовать национальные интересы возможно исключительно при устойчивых процессах, которые оказывают влияние на развитие экономики. Внутриполитическая сфера Российской Федерации представлена такими национальными интересами как:
- Устранение условий и причин, которые могут провоцировать появление этносепаратизама, а также религиозного и политического экстремизма.
- Обеспечение стабильности институтов государственной власти и незыблемость конституционного строя.
- Борьба с терроризмом, а также устранения межэтнических, социальных и религиозных волнений.
- Обеспечение национального согласия и гражданского мира.
- Завершение процесса становления демократического общества.
- Создание единства правового пространства, территориальной целостности, а также правопорядка.
Под информационной безопасностью России понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства
Информационная сфера национальных интересов представлена тремя основными направлениями.
Первое – защита информационных ресурсов государства от несанкционированного доступа.
Второе – развитие телекоммуникационных и информационных технологий.
Третье – соблюдение конституционных свобод и прав граждан в области получения и пользования информацией. Благополучие и жизнь людей зависит от уровня безопасности информационных технологий и ресурсов, которые они используют.
Общество имеет прямую зависимость от развития и модернизации процессов информационной обработки.
Основными причинами обеспечения безопасных информационных технологий являются:
- Нахождение в единых базах данных (далее – БД) различной информации, в зависимости от ее принадлежности и назначения.
- Многофункциональность сети Интернет, из-за которой безопасные барьеры для защиты информации становятся неактуальными.
- Одновременно происходящие процессы упрощения эксплуатации новейших компьютеров и стремительный рост их вычислительной мощности.
- Увеличение количества пользователей, которые имеют прямой доступ к массивам данных и вычислительным ресурсам.
- Мгновенное расширение информационных данных, которые с помощью средств автоматизации накапливаются, обрабатываются и хранятся.
- Всемирная трансформация локальных сетей в глобальные и внедрение сетевых технологий.
- Стремительное увеличение количества персональных компьютеров, которые используются во всевозможных сферах деятельности.
- Активный процесс развития программных средств, которые не соответствуют минимальным критериям безопасности.
Как правило, в России основной субъект в обеспечении информационной безопасности представлен государством. В нашей стране информационная безопасность является неким состоянием защищенности интересов народа в информационной среде, которые определены балансом между обществом, государством и индивидом[2].
В Доктрине Российской Федерации об информационной безопасности национальные интересы в этой сфере представлены основными единицами:
- Совершенствование отечественной индустрии и новейших информационных технологий.
- Появление необходимой продукции на внутреннем рынке и ее внедрение на Мировой рынок.
- Создание условия для накопления, использования и сохранности информационных ресурсов государства.
- Получение и пользование информацией на основе конституционных прав и свобод граждан.
- Обновление России в духовной области.
- Обеспечение укрепления и сохранности традиций, нравственности, культурно-исторических ценностей, гуманизма, а также научного потенциала страны.
- Возможность защиты телекоммуникационных и информационных систем, а также национальных информационных ресурсов от незаконного проникновения.
- Оснащение государственной политики РФ информационным обеспечением[3].
Выделим основные объекты Российской Федерации, на которые направлена информационная безопасность:
- Правовой статус субъектов информационной среды. Сюда относятся фактические обязанности и права субъектов.
- Информация представленная, как сведения, а именно, культурные ценности, мысли.
- Информационная инфраструктура. В этот раздел включена информация открытых ресурсов, архивов, библиотек, музеев, а также средств массовой информации.
- Информация, представленная, как сообщения. Например, тиражированные документы, архивные документы, музейные коллекции.
В любой стране существует угроза информационной безопасности, так как в современном обществе выигрывает тот, у кого есть сведения.
Так, в России к угрозам можно отнести такие как:
Сбыт данных по техническим каналам.
Перехват информации на связующих линиях, подделка данных и распространение дезинформации.
Нарушение гражданских прав на тайну телефонных разговоров, переписки, а также семейную и личную тайны.
Нарушение законодательных позиций при распространении данных.
Нанесение конструктивного вреда, уничтожение систем или кража и средств получения, обработки и хранения информации.
Применение нелегальных или же иностранных средств связи, защиты информации и телекоммуникации.
Неутвержденный законодателем доступ к информационным ресурсам, располагающимся в БД.
Проектирование и внедрение программных обеспечений, которые выводят из строя системы защиты информации.
Создание и распространение устройств для перехвата информации и внедрение их в учреждения и помещения государственных органов.
Незаконный сбор и использование данных.
Проектирование и развитие информационных структур Российской Федерации[4].