Актуальность темы исследования. В настоящее время в большинстве государств мира защита прав человека и гражданина является приоритетным направлением деятельности, как самого государства, так и гражданского общества. Это происходит из-за того, что в России в частности, развивается правовое государство с его демократическими принципами, но в то же время, сохраняются неблагоприятные явления: например, безработица, межнациональные конфликты, и т.д. В такой ситуации государство не всегда может обеспечить защиту прав граждан.
Из истории мы видим, что правозащитное движение, в том числе правозащитные организации эволюционировали и разрастались соответственно установлению трех поколений прав человека. В России правозащитные организации возникли в 60-х годах ХХ века, однако большинство из ныне действующих правозащитных организаций начали свое существование только в начале 90-х годах ХХ века, после распада СССР.
В основном, эти организации занимались защитой прав детей, женщин, инвалидов и т.д. В то время правозащитные организации в лице своих членов не имели четких программ действия, задач для достижения своих целей и функций. К сожалению, это наблюдается и по сей день.
Сами правозащитники не всегда имеют представление о своих функциях, к тому же, методы их деятельности не всегда носят правовой характер и часто руководствуются своими личными политическими предпочтениями. Теория создания и функционирования правозащитных организаций хорошо разработана в других странах. Правозащитники в России часто берут отдельные эпизоды деятельности зарубежных правозащитных организаций, что редко отвечает особенностям российского государства. С одной стороны, заимствование опыта других стран приветствуется, но нельзя забывать, что у каждой страны свой путь развития, и, в частности, свой путь становления правозащитного движения.
Поэтому российским правозащитным организациям очень важно выделять свои задачи и функции, которые отвечали бы их целям. Ни в теории, ни в законодательстве не дается определений понятий «задачи правозащитных организаций» и «функций правозащитных организаций», а без правильного понимания задач и функций, в первую очередь, самими правозащитными организациями, невозможно полноценно защищать права человека и гражданина. В современных государствах правозащитные организации представляют собой основной общественный институт по содействию гражданам в реализации их законных прав и свобод. Изучение деятельности правозащитных организаций позволит выявить их основные задачи и функции в современной системе защиты прав и свобод человека.
Несмотря на множественные исследования правозащитных организаций, остается неразрешенным вопрос о конкретных задачах и функциях, стоящих перед правозащитными организациями, в связи с чем данные вопросы представляются нам недостаточно изученными, а, следовательно, требуют дальнейшей разработки.
В настоящей работе объясняется необходимость самого существования правозащитных организаций в современном государстве, а также даются понятия их задач и функций, приводится их перечень.
Вышеизложенное требует анализа научных трудов и нормативных правовых актов, а также выявления недостатков и выработки предложений по совершенствованию законодательства.
Целью настоящего исследования является изучение института правозащитных организаций в современном государстве, в частности, самого понятия правозащитных организаций, их задач и функций, а также выявить основные направления их деятельности.
Для достижения поставленной цели в настоящем исследовании решаются следующие задачи: проанализировать историю возникновения правозащитных организаций; изучить развитие института правозащитных организаций в России; выяснить понятие и сущность правозащитных организаций; рассмотреть основные виды правозащитных организации и критерии их классификации; изучить проблемы, с которыми сталкиваются правозащитные организации в современных реалиях.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся деятельности правозащитных организаций в современных государствах.
Предметом исследования выступают задачи, которые правозащитные организации в современном государстве ставят перед собой и функции, выполнение которых необходимо для достижения обозначенных задач.
При подготовке данной работы были использованы необходимые методы познания, выработанные наукой, а именно, следующие общефилософские методы: диалектический, логический. Так же был использован ряд специальных методов исследования: формально-юридический, сравнительно-правовой, историко-правовой, статистический, социологический, системно-структурный.
Теоретическая основа исследования состоит из юридической литературы, научных разработок в области теории государства и права, конституционного права, гражданского права.
Нормативную основу исследования составили такие нормативно-правовые акты, как Конституция РФ, федеральные законы.
Структура работы продиктована целью и задачами выбранной темы исследования и включает введение, три главы, заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОЗАЩИТНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ
Правозащитная деятельность выступает сегодня индикатором для многих социально-правовых характеристик общества. Ее распространение и эффективность влияния на политико-управленческие процессы свидетельствуют об определенном этапе развития правового государства, демонстрируют формальные и неформальные позиции ключевых акторов публичной политики относительно прав и свобод личности. Поэтому интерес исследователей к данной теме от года к году увеличивается, а теоретическая база правозащитного движения – укрепляется.
Вместе с тем в правозащитной деятельности прослеживаются как элементы унификации (при помощи международно-правовых инструментов), так и специфические национальные особенности, корни которых уходят в глубокое прошлое применительно к отдельно взятой стране.
История отечественного государства и права в этой связи не является исключением, вследствие чего современный вариант российского правозащитного движения испытывает значительное влияние со стороны тех факторов, которые сложились за период эволюции государственно-общественных отношений в данной сфере.
Многие исследователи отмечают, что эволюция правозащитного движения в России довольно коротка и берет начало лишь с осени 1965 г., когда произошел арест писателей А. Синявского и Ю. Даниэля[1]. Именно с этой даты, по мнению ученых, начинается развитие различных форм гражданской активности в области защиты прав человека.
В качестве таковых называются:
– письменные материалы самиздата;
– распространение определенной литературы среди населения;
– протесты;
– стихийные демонстрации.
Именно организация данных действий представляется сущностью правозащитного движения, что вкладывается в узкое понятие этой категории.
Другая группа исследователей рассматривают правозащитную деятельность в широком спектре, вследствие чего ее зарождение и последующее развитие уходят своими корнями в более глубокую историю.
Так, помимо неправительственных организаций, к числу субъектов правозащитного движения многие авторы относят и государственно-правовые институты – прокуратуру, суды, адвокатуру, нотариат и т. д.
Применительно к каждому из них имеется свой набор историко-правовых факторов, влияющих на современную регламентацию данных видов правозащитной деятельности. К примеру, учреждение в Российской Федерации должности Уполномоченного по правам человека произошло на основании п. «е» ч. 1 ст. 103 Конституции 1993 г. Учитывая, что основная деятельность данного института носит правозащитный характер, первоначальный этап его развития связан с назначением на эту должность в январе 1994 г. С.А. Ковалёва. Напротив, институт российской прокуратуры, которой отводится одна из ведущих правозащитных и правоохранительных функций в государстве даже на современном этапе, формируется еще в XVIII в., а именно 12 января 1722 г. по указу Петра Великого. Примечательно, что за всю историю прокурорский надзор в сфере защиты прав человека претерпевал различные периоды своего развития – от расширения до усечения полномочий, переходил от общего надзора к исключительной функции по поддержке государственного обвинения. На этом основании можно утверждать, что какого-либо единого знаменателя в выделении общих периодов развития правозащитного движения в России не прослеживается, а каждый отдельно взятый институт, в том числе деятельность неправительственных учреждений, имеют собственную историю появления и распространения в российском государстве.
Тем самым основной проблемой в периодизации истории правозащитного движения в России выступает разница в подходах к определению ключевых терминов. В частности, правозащитная деятельность в объективном ее представлении предполагает любую совокупность действий организованного типа, направленных на реализацию прав и свобод человека и преодоление нарушений в их осуществлении со стороны любого субъекта[2]. Отсюда любая деятельность, направленная на отстаивание прав человека и гражданина, может называться правозащитной независимо от лица, осуществляющего данные действия. В субъективном значении она сопряжена с функционированием исключительно неправительственных организаций и самоуправляемых групп граждан, направленных на отстаивание прав и свобод человека перед государство. В этой плоскости существенно сужается и субъектный, и объектный состав данных правоотношений, равно как и стадии их развития применительно к российской истории. Говоря об узком смысле правозащитного движения, стоит отметить, что единства среди ученых относительно выделения этапов его развития также не прослеживается. Так, большинство из них придерживаются мнения о позднем зарождении правозащитной деятельности, выступающей в качестве реакции общества и интеллигенции на произвол советской власти. Исходя из этого, определяющее значение приобрели политические мотивы в борьбе с правящим режимом, систематически нарушающим гражданские права и свободы. Косвенным подтверждением данной характеристики служит активное участие в 1980-х гг. правозащитников в деятельности представительных органов, сформированных в СССР, а затем их включённость в политические процессы по трансформации государственно-общественных отношений и формированию демократического режима.