Государственная служба в Российской Федерации – постоянно развивающееся сложное явление, призванное выполнять функциональные назначения государства. Основными задачами государственной службы являются – обеспечение и исполнение полномочий государства и его органов, разрешение общегосударственных задач управления, практическая реализация функций государства посредством системного использования конституционно-правовых и организационных принципов. «Исторически понятие государственной службы прошло трансформацию от служения государю до службы государству в том смысле, как оно понимается в нынешнее время, и в данной же формации. Изначально существовала только личная служба государю, которая породила особый социальный класс – служилого дворянства». Важность исследования данной сферы определяется ролью общественных институтов как элементов социальной и политической систем, направленных на проводимые социальные преобразования в России.
Вопросу государственной службы посвящено множество научной литературы, учебно-методических работ, целью которых является изучение этого определения и явления, как общественного института. Учеными даются разные определения понятия государственной службы. Законодательно, официально, определение государственной службе дано в федеральном законе от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» – это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочи.
Целью настоящего исследования выступает изучение института правоохранительных служащих как субъектов административного права в Российской Федерации на современном этапе.
Объектом исследования являются тенденции становления и развития системы правовых отношений, возникающих по поводу организации и функционирования правоохранительных служащих как субъектов административного права. Предметом исследования является совокупность норм и принципов, регулирующих процесс деятельности правоохранительных служащих как субъектов административного права.
Задачами данного исследования являются:
выявить понятие и содержание административно-правового статуса правоохранительных служащих;
изучить порядок поступления, прохождения и прекращения правоохранительной службы;
проанализировать специальные звания правоохранительных служащих: порядок присвоения и сохранения;
рассмотреть особенности административно-правового статуса правоохранительных служащих отдельных органов государственной власти.
Нормативную и информационную основу исследования составили положения, закрепленные в российском и зарубежном законодательстве, касающиеся проблемных аспектов гражданской службы, а также фактические данные, опубликованные в периодической печати.
Методологической основой исследования являются принципы объективности и системности научного анализа, базирующиеся на общенаучных и частнонаучных методах познания: диалектический, исторический, формально – логический, сравнительно – правовой, структурно – системный и другие методы научного исследования.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
1. Понятие и содержание административно-правового статуса правоохранительных служащих
Государственная служба является важнейшим элементом системы государственного управления, посредством которой осуществляется реализация основных задач и функций государства, что предопределяет особый научный интерес в исследовании особенностей правового регулирования государственной службы в Российской Федерации. Однако, прежде чем анализировать государственную службу в России, необходимо определить точное значение данного понятия и его сущность.
Следует отметить, что «государственная служба» как юридическая категория представляет собой сложное и многозначное теоретико-правовое понятие, сущность и содержание которого вызывает множество дискуссий среди исследователей. В частности, государственная служба в той или иной трактовке понимается как профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов власти; как практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства; или как система публично-правовых отношений между государством и служащим; совокупность процессов и процедур государственно-служебных отношений; существуют и иные авторские точки зрения на содержание данного понятия.
Как видно, единой дефиниции государственной службы не существует, а в каждом из представленных подходов государственная служба отражается с определенной точки зрения, свойственной той или иной науке и методологической позиции автора.
При этом такое многообразие научных подходов может быть объяснено рядом объективных причин, на которых, на наш взгляд, следует остановиться более подробно.
В качестве первой из таких причин целесообразно назвать историческую трансформацию термина в результате развития и усложнения института государственной службы с течением времени. Так, если на первых этапах зарождения и развития данного института государственная служба определялась как «личное служение государю (князю или царю)», то современное понимание сводится к «службе государству (обществу)». В качестве следующего фактора, предопределяющего многозначность понятия «государственная служба», следует отметить смежную природу данной научной категории. Так, институт государственной службы охватывает нормы многих отраслей права: административного, финансового гражданского, трудового и даже уголовного.
В частности, государственная служба представляет собой конституционный государственный институт (п. «т» ст. 71 Конституции Российской Федерации)», а также основополагающее конституционное право – право граждан на равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32 Конституции Российской Федерации).
В связи с чем анализ данного понятия проводится как на уровне конституционного, так и административного права, а также иных отраслей права, формируя различные подходы к его определению.
В-третьих, многозначность термина «государственная служба» объясняется неопределенностью в квалифицирующих признаках данного понятия. В частности, приходится констатировать, что, зачастую, на общее понятие «государственная служба» переносят признаки ее отдельного вида – государственной гражданской службы, тогда как особенности иных видов попросту не учитываются, в связи с чем, теряется системность государственной службы.
При этом, выделенная дискуссионность понятия «государственная служба», по нашему мнению, предопределяется, прежде всего, недостатками легального определения государственной службы, которые отмечают многие исследователи.