Введение
Глава 1. Принцип невмешательства во внутренние дела государств в международном праве: становление, понятие и особенности
1.1 История становления и развития принципа невмешательства во внутренние дела государства
1.2 Понятие и особенности принципа невмешательства во внутренние дела государств
Глава 2. Проблемные вопросы принципа невмешательства во внутренние дела государств
2.1 Принципы невмешательства во внутренние дела государств и уважения прав человека: проблемы соотношения и взаимодействия
2.2 Проблемы нарушения принципа невмешательства во внутренние дела государств
Заключение
Список использованных источников
В п. 7 ст. 2 Устава Организации Объединенных Наций закреплен один из фундаментальных и основных принципов международного права – принцип невмешательства во внутренние дела государства, подразумевающий запрет любого вмешательства (как прямого, так и косвенного, как индивидуального, так и коллективного) со стороны других государств; выбор и функционирование политических, социальных, экономических, культурных и иных систем государства; а также запрет вооруженного вмешательства или его угрозы, террористической и иной деятельности, направленной на разрушение и подрыв государственного строя.
«Внутренние дела государства» не ограничиваются территорией какого-либо суверенного государства и не представляют собой сугубо территориальное понятие. Это обусловлено выходом многих исключительно «внутренних» дел за рамки таковых путем передачи их в разряд международно-правового регулирования.
Цель работы заключается в комплексном общетеоретическом исследовании особенностей принципа невмешательства во внутренние дела государств.
Задачами данного исследования являются:
– исследование особенностей принципа невмешательства во внутренние дела государств
– анализа нарушения принципа невмешательства.
Объектом данного исследования является комплекс правоотношений, складывающихся в процессе исследования принципа невмешательства во внутренние дела государств.
Предметом исследования выступают закономерности принципа невмешательства во внутренние дела государств.
Нормативную и информационную основу исследования составили положения, закрепленные в законодательстве, касающиеся принципа невмешательства во внутренние дела государств, а также фактические данные, опубликованные в периодической печати.
Методологической основой исследования являются принципы объективности и системности научного анализа, базирующиеся на общенаучных и частнонаучных методах познания: диалектический, исторический, формально – логический, сравнительно – правовой, структурно – системный и другие методы научного исследования.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Принцип невмешательства во внутренние дела государств в международном праве: становление, понятие и особенности
1.1 История становления и развития принципа невмешательства во внутренние дела государства
До 20-х гг. ХХ в. принцип невмешательства формировался в рамках двусторонних договоров о третейском разбирательстве. Ряд вопросов изымался из-под подсудности международного арбитража (например, Договор об арбитраже между Францией и Великобританией от 14 октября 1903 г., между Аргентиной и Венесуэлой от 22 июля 1911 г.). Из наиболее ранних известны решения Любечского съезда 1097 г., Договор русских князей о мире 1389 г. В 1721 г. согласно Нештадтскому мирному договору Петр I обязался не вмешиваться во внутренние дела, форму правления и порядок престолонаследия Свейского королевства (Швеция). Заключенный в 1774 г. Кючук-Кайнарджийский договор закрепил обязательство России не вмешиваться во внутренние дела турецкого хана[1].
Важную роль в развитии принципа невмешательства сыграла Великая французская революция. В проекте Декларации международного права аббата Грегуара, Декрете Национального Конвента от 13 апреля 1793 г. провозглашалась готовность Франции воздерживаться от использования вооруженной силы в международных отношениях. В то же время захватническая война Наполеона повлекла кардинальное изменение доктрины. Многие авторы, в частности, немецкие философы Г. Роттек, А. Гефтер, Г. Витон считали правомерным подавление революционных движений в соседнем государстве, вследствие чего в период с 1815 по 1823 г. активно использовалась концепция «охранительных / легитимистических» интервенций.
К охранительным вмешательствам относили вооруженное вторжение Австрии в Италию в 1921 г. и интервенцию Франции в Испанию в 1923 г.
Нужно отметить, что вплоть до 20-х гг. XX в. подход к принципу невмешательства был весьма неоднозначным.
Так, например, немецкий философ Ф.-Р. Шатобриан полагал, что общих принципов невмешательства вообще не существует. Его соотечественник К. Камптц считал правомерным вмешательство в любую область государственной жизни. В то же время русский юрист Л. Камаровский и ряд других авторов признавали независимость государств априорной и выступали за существование концепции невмешательства как правового принципа.
При этом выделялись основания для правомерного вмешательства, перечень которых был достаточно широк[2]. Так, например, правомерными признавались вмешательства при наличии специального договора между государствами, дающего одному из них особые права на «Конституцию» (государственное устройство) второго, для принятия гигиенических мер против эпидемий, для защиты единоверцев[3]. Таким образом, в XIX в. наибольшее внимание уделялось не провозглашению принципа невмешательства как такового, а обоснованию правомерных оснований интервенции.
Заслуживают внимания доктринальные подходы к соотношению права на вмешательство и jus ad bellum (права на войну). Ф. Мартенс определяет jus ad bellum как «совокупность юридических норм, определяющих применение силы в открытой борьбе между государствами»[4].
Государствам разрешалось прибегать к войне после истощения мирных средств улаживания конфликта. Война являлась дополнительным средством разрешения международных споров. Ввиду того, что до ХХ в. вмешательство преимущественно рассматривалось как вооруженная интервенция, четкого различия между правом на вмешательство и jus ad bellum не проводилось.
Государства обретали право на войну в случае нарушения их прав. Если же затрагивались лишь интересы государств или могли возникнуть вредные последствия в будущем, они могли прибегнуть к интервенции. Таким образом, доктрина XVII-XIX вв. предлагала широкий выбор оснований для вмешательства. На практике решение зависело от усмотрения государства. Право на вмешательство было по сути идентично jus ad bellum. Война рассматривалась как наивысшее проявление независимости государства, утверждение его суверенитета.
Следующим этапом развития принципа невмешательства стало обращение президента США Дж. Монро к Конгрессу 2 декабря 1823 г., известное как доктрина Монро. Обращение содержало призыв к европейским государствам не вмешиваться в дела американских стран в обмен на аналогичное обязательство Соединенных Штатов. Несмотря на политический характер данного заявления, США резервировали эти территории с целью создания американской системы, принцип невмешательства впервые был провозглашен не на двусторонней основе, а в отношении целого континента. ъДальнейшему развитию принципа невмешательства во внутренние дела государств способствовала доктрина Кальво-Драго, которая запрещала вооруженное вмешательство в дела государств для взыскания международных долгов. Положения этой доктрины были закреплены в Гаагской конвенции об ограничении использования силы при взыскании по договорным обязательствам 1907 г.