ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА, СВОЙСТВА И СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Становление и развитие политических прав и свобод в России до принятия Конституции РФ
1.2 Понятие, сущность и система конституционных политических прав и свобод человека и гражданина
1.3 Политические права человека и политические права гражданина: соотношение категорий
2 ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РФ
2.1 Проблемы защиты и реализации права на свободу мысли и слова, выявление существующих пробелов в правовой регламентации права на свободу мысли и слова в современной России
2.2 Реализация конституционного права на свободу собраний: спорные вопросы теории и практики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность темы. Права человека являются основной ценностью современной цивилизации.
Нормативно-правовое воплощение они получили во Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, а также ряд принятых в развитие ее положений документов, создающих фундамент общепризнанных норм международного гуманитарного права.
Признание и правовое закрепление основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина – обязанность каждого цивилизованного государства. Российская Федерация в
Конституции России 1993 года приняла на себя обязательство признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (статья 2).
В главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ закрепляется ряд конституционных прав и свобод человека и гражданина, которые составляют правовую основу его статуса. Согласно ч. 2 ст.17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения.
По заложенному Всеобщей декларацией прав человека подходу, закрепление в Конституции РФ права и свободы человека и гражданина осуществляется по условным группам: личные, политические и социально-экономические.
В группу политических прав и свобод входят согласно Конституции РФ входят свобода мысли и слова (ст.29), право на объединение (ст.30), право граждан РФ на проведение публичных мероприятий (ст.31), право граждан РФ на участие в управлении делами государства (ст.32), право граждан РФ на обращения в государственные органы и органы МСУ (ст.33).
Объектом данного исследования является комплекс правоотношений, харатеризующих понятие и особенности правового механизма обеспечения политических прав челoвека в Рoссийской Федерации.
Предметом исследования выступают закономерности правового механизма обеспечения политических прав челoвека в Рoссийской Федерации.
Цель работы заключается в комплексном общетеоретическом исследовании особенностей политических прав челoвека в Российской Федерации.
Задачами данного исследования являются:
– исследование теоретических основ политических прав человека и гражданина в РФ;
– анализа проблемных аспектов правового регулирования политических прав человека.
Нормативную и информационную основу исследования составили положения, закрепленные в российском и зарубежном законодательстве, касающиеся особенностей политических прав челoвека в Рoссийской Федерации, а также фактические данные, опубликованные в периодической печати.
Методологической основой исследования являются принципы объективности и системности научного анализа, базирующиеся на общенаучных и частнонаучных методах познания: диалектический, исторический, формально – логический, сравнительно – правовой, структурно – системный и другие методы научного исследования.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
1 ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА, СВОЙСТВА И СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Становление и развитие политических прав и свобод в России до принятия Конституции РФ
Политические права и свободы, концепция понимания, формирование института, советский период Институт прав и свобод человека и гражданина в России в своем становлении и развитии прошел долгий и трудный путь. Процесс их укоренения в массовом сознании продолжается и в настоящее время. До первой русской революции 1905-1907 гг. большая часть населения Российской империи не была лишена политических прав, и только лишь в 1906 году состоялись первые выборы в Государственную думу, которые проводились на куриальной (4 курии) неравноправной основе: землепашцев, крестьян, городских жителей и рабочих.
Кроме того действующий Закон о выборах предусматривал избирательные цензы: возрастной и оседлости. В выборах могли участвовать лица, достигшие 25 лет. Для всех курий выборы проводились по многоступенчатой системе. Для курий землепашцев и горожан они проходили по двухступенчатой системе, а именно: вначале избирались выборщики, а затем уже гласные, представляющие интересы сословий в Государственной думе. Рабочие же выбирали уполномоченных, которые избирали депутатов Думы[1].
Крестьянство избирало своих представителей путем четырехуровневой системы выборов – от села, волости и губернии, которая избирала выборщиков, а последние – представителей в Государственную Думу. Кроме того, сохранялся такой атавизм монархического строя как Государственный совет, который наполовину назначался императором, а вторая половина формировалась путем делегирования представителей духовенства, дворянских сообществ, Академии наук и университетами, а также торгово-промышленной буржуазии сроком на 9 лет с обновлением на одну треть каждые три года. Также для представителей Государственного совета имелся возрастной ценз (членом Госсовета мог стать подданный Российской империи, достигший возраста 40 лет).
Значительно ограничивалась свобода собраний. Так, любое собрание трудящихся, борющихся против царских законов, с самого начала не могло быть легальным, поэтому особенностью нормативного регулирования этой сферы политических прав в дооктябрьский период являлось то, что при отсутствии специального закона о массовых публичных мероприятиях действовал целый ряд правил и циркуляров.
В манифесте 17 октября 1905 года в числе свобод называлась и свобода печати.
Для всех видов изданий отменялась цензура, исключалось применение административной ответственности, взысканий, предостережений и денежных залогов, а новые издания могли организовываться уведомительным порядком. Свобода шествий же вообще не регламентировалась законодательством.
Анализ регулирования политических прав и свобод в период после принятия Манифеста от 17 октября 1905 год, который по праву можно назвать первым этапом в формировании института политических прав и свобод в России, потому что именно в этот период происходила его юридическая легитимация, свидетельствует о том, что, несмотря на определенное развитие политических прав и свобод, особенно в годы движения в сторону ограничения монархии, народ так и не получил право на власть, народный суверенитет оставался идеей по сути чуждой государству.
Однако именно этот период целесообразно рассматривать как действительный этап зарождения элементов принципа разделения властей[2]. Несомненно, предпосылки для постепенного отхода от монархического абсолютизма и позитивистской концепции понимания прав и свобод и перехода к естественно правовой концепции зародились и осмыслялись отечественной юридической наукой еще в XIX веке.
Одним из основоположников естественно-правовой идеологии в отечественной юридической науке по праву считается депутат I Государственной думы Российской империи, основатель конституционно-демократической партии («кадетов»), преподаватель Московского университета П.И. Новгородцев, который полагал, что сущность естественно-правовой идеи состоит, прежде всего, в ее критическом духе, она знаменует собой независимый и самостоятельный суд над положительным правом. Это призыв к усовершенствованию и реформе во имя нравственных целей.