ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Основные понятия и принципы лицензирования
1.2 Особенности лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности в РФ
ГЛАВА II ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И СОДЕРЖАНИЕ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1 Понятие и значение саморегулирования предпринимательской деятельности
2.2 Содержание саморегулирования
ГЛАВА III ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ И САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Россия является крупнейшей страной в мире, и ее деловой потенциал высоко ценится иностранными инвесторами. Страна имеет доступ к важным природным ресурсам, а ее потребительский рынок насчитывает более 140 миллионов человек.
Предприниматели, которые хотят открыть компании в России, должны знать, что в стране действуют некоторые ограничения на ведение бизнеса, а для осуществления деятельности в различных секторах бизнеса необходимы специальные разрешения и лицензии. Но не стоит забывать, что рыночная экономика Российской Федерации постоянно требует модернизирования и поиска новых правовых средств государственного регулирования предпринимательской деятельности. При этом воздействие на субъекты хозяйствования реализуется в виде обязательных требований, предъявляемых к ним на разных этапах отдельных видов хозяйственной деятельности. В ряду этих требований установлено, что предприниматель должен получить лицензию. Кроме того, регулирование этого требования, как в законодательных актах, так и в нормативных актах, принимаемых в соответствии с ними, предполагает возникновение правового института лицензирования предпринимательской деятельности. Федеральный закон № 99-ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности, который вступил в силу в 2011 году, заменил собой Федеральный закон № 128-ФЗ, ранее регулировавший предпринимательскую деятельность в России. Новый закон сократил каталог отдельных видов деятельности, требующих лицензирования. Однако такое существенное снижение объясняется не ликвидацией отдельных лицензируемых видов деятельности и не отказом от лицензирования этих видов, а объединением лицензируемых направлений деятельности в более крупные группы по сферам экономической деятельности.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, формирующиеся по вопросам лицензирования и саморегулирования предпринимательской деятельности.
Предмет исследования составляют нормативные правовые акты, регулирующие особенности лицензирования и саморегулирования предпринимательской деятельности.
Цель работы – провести теоретико-правовой анализ лицензирования и саморегулирования предпринимательской деятельности.
Для достижения данной цели были определены следующие задачи:
1) определить особенности лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности в РФ;
2) проанализировать сущность саморегулирования предпринимательской деятельности;
3) выявить проблемы соотношения лицензирования и саморегулирования предпринимательской деятельности.
Методологическую основу исследования составили: логический метод, включающий методы индукции, дедукции, анализа и синтеза; технико-юридический метод, предусматривающий толкование норм права и правовое моделирование.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА I ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Основные понятия и принципы лицензирования
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель могут осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности только после получения лицензии. Лицензия – это специальное разрешение на право осуществления определенного вида деятельности с обязательным соблюдением лицензионных требований и условий, которые подтверждаются документом, выданным лицензирующим органом субъекту хозяйствования.
Основным источником, регулирующим это учреждение в России, является Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». Он содержит основные понятия, принципы, лицензионные требования, порядок предоставления, возобновления, приостановления, прекращения и отзыва лицензий. Анализируя это положение, можно определить критерии, по которым конкретному виду деятельности потребуется разрешение. Первый критерий – это критерий объективной опасности. Он включает в себя действия, которые могут повлечь за собой ущерб правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия, обороне и безопасности государства[1].
Второй критерий формален. Он включает деятельность, которая не может регулироваться другими способами, кроме лицензирования. Лицензия носит номинальный характер, то есть предоставляет право осуществлять указанный в ней вид деятельности только лицензированному субъекту предпринимательской деятельности. Исключением является случай правопреемства при преобразовании юридического лица.
Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании отдельных видов деятельности, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Общие требования к соискателю лицензии и лицензиату, которые могут быть включены в список:
наличие в месте осуществления лицензированного вида деятельности помещений, зданий, сооружений и других объектов, технического оборудования, оборудования и технической документации, которые соответствуют установленным требованиям и на законных основаниях принадлежат субъекту;
наличие работников, с которыми заключен трудовой договор, с профессиональным образованием, квалификацией и / или опытом работы;
наличие необходимой системы производственного контроля;
соблюдение требований, касающихся юридической формы юридического лица, размера установленного капитала и отсутствия задолженности перед третьими лицами.
Основные принципы лицензирования:
обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
составление единого перечня лицензированных видов деятельности;
установление единой процедуры лицензирования на территории Российской Федерации;
установление лицензионных требований и условий положения о лицензировании отдельных видов деятельности;
публичность и открытость лицензирования;
соблюдение законодательства при осуществлении лицензирования.
Правовой основой лицензирования предпринимательской деятельности в настоящее время является ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании). Кроме того, порядок лицензирования отдельных видов деятельности определяется соответствующими положениями, которые утверждаются Правительством Российской Федерации. Лицензирование может осуществляться федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Постановлением Правительства Российской Федерации № 135 от 11 февраля 2002 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование. В Москве эту деятельность осуществляет специально созданный лицензионный комитет города Москвы. Закон предоставляет лицензирующим органам очень широкие права, связанные с их деятельностью. Таким образом, лицензирующие органы осуществляют: предоставление лицензий; переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий; приостановление действия лицензий; продление лицензий; отзыв лицензии; ведение реестров лицензий, предоставление заинтересованным сторонам информации из реестров лицензий и другой информации о лицензировании; контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемой деятельности соответствующих лицензионных требований и условий; обращение в суд за отзывом лицензий. Вид деятельности, на которую выдается лицензия, может осуществляться только юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, получившим лицензию. Лицензии выдаются федеральными органами государственной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Деятельность, на которую выдана лицензия федеральным государственным органом, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Если лицензия предоставляется государственным органом субъекта Федерации, то она действует на территории этого субъекта Российской Федерации. Закон о лицензировании вводит процедуру уведомления, согласно которой для осуществления деятельности на территории другого субъекта Российской Федерации лицензиат обязан уведомить об этом лицензирующий орган. Предусматривается предварительное письменное уведомление с указанием информации, представленной в Постановлении Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. № 135. Лицензированные виды деятельности включают такие виды деятельности, которые могут повлечь за собой ущерб правам, законным интересам, здоровью граждан, защите и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и которые не могут регулироваться другими способами, кроме лицензирования. Закон о лицензировании вводит принцип составления единого перечня лицензированных видов деятельности. Исходя из этого принципа, перечень лицензируемых видов деятельности может определяться только Законом о лицензировании. Введение лицензирования других видов деятельности возможно только путем внесения соответствующих изменений в этот закон. Однако следует отметить, что Закон о лицензировании имеет очень ограниченную сферу применения. Как указано в ст. 1 этого акта, его действие не распространяется на торговые и складские помещения, общая площадь которых стоимость не менее 50 квадратных метров в городе и 25 квадратных метров в деревне – это требование фактически является не только правилом продажи алкоголя, но и лицензионным требованием. Более проблемным вопросом является определение площади.