Введение
1 Особенности становления, развития и значение сравнительного правоведения как науки и учебной дисциплины
1.1 История развития сравнительного правоведения
1.2 Значение сравнительного правоведения для современной России
2 Проблемные аспекты сравнительного правоведения в современном развитии: актуальные вопросы правового регулирования
2.1 Основные направления развития сравнительного правоведения
2.2 Проблемные аспекты сравнительного правоведения в современном развитии
Заключение
Список использованных источников
Актуальность темы исследования. Природа наделила человека множеством способностей, при помощи которых он может познавать природу явлений и давать оценку объектам окружающего мира.
Любопытство, приводит человека к различным выводам, относительно существования самостоятельных объектов окружающей действительности, имеющих собственные уникальные, индивидуальные и неповторимые признаки и параллельного существования с ними явлений и объектов, обладающих сходными, соотносимыми, совпадающими или равнозначными (одинаковыми) признаками.
Одним из наиболее доступных навыков, которым обладает человек, является навык сравнения обстоятельств, из которых складывается его картина мира, происходят корреляции с уже имеющимися у человека знаниями об этом мире. Человек способен не только познавать окружающую действительность, но и трансформировать, изменять ее своими собственными действиями. Причем, познание и трансформация объективной реальности зависит от того, кто ее изучает и трансформирует, каковы интеллектуальные, познавательные способности, возможности, цели и задачи того, кто занимается соответствующей деятельностью, его принципиальности и последовательности, профессионализма и объективности.
Научное осмысление познавательного процесса и трансформация окружающей действительности приводит к многообразию результатов интеллектуальной деятельности, которые, в конечном итоге, приводят к формированию специализации как в сфере прикладного труда по изменению этой действительности, так и в сфере научного поиска. Отчасти именно поэтому единая, истинная наука, как объективная информация об окружающей действительности, делится на глобальные направления, отрасли и институты.
Сравнение объектов окружающего мира используется как в естественных, так и в гуманитарных науках. Несмотря на многообразие подходов к определению научной категории «сравнительное правоведение», на сегодняшний день, вряд ли найдется хотя бы один ученый или юрист-практик, который станет отрицать значение сравнительного правоведения, как для юридической науки, так и для практической юриспруденции. Сравнительное правоведение – неотъемлемый элемент научной и практико-прикладной юриспруденции.
Объектом данного исследования является история становления и развития сравнительного правоведения.
Предметом исследования выступают теоретические проблемы, касающиеся развития сравнительного правоведения.
В основу исследовательской работы положены результаты исследований, проводившихся российскими учеными-юристами по общим вопросам сравнительного правоведения, теории государства и права и других отдельных отраслей права.
Информационная основа исследования включает научные, научно-популярные книги и периодические издания, опубликованное российское и зарубежное законодательство.
Нормативной базой послужили законодательные акты Российской Федерации.
Поставленные задачи решаются общими и специальными методами теоретического исследования. Широко используются элементарно-теоретический и структурный анализ и синтез, ситуационное моделирование. Отсутствие устойчивой практики применения российского законодательства в данной области определяет особую значимость формально-логического и исторического методов.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И ЗНАЧЕНИЕ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ КАК НАУКИ И УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 История развития сравнительного правоведения
Относительно времени возникновения сравнительного правоведения существуют две точки зрения. Согласно первой позиции сравнительное правоведение имеет древнее происхождение и исходным является использование античными философами и законодателями сравнение как метода исследования.
Сторонники второй точки зрения определяют время зарождения сравнительного правоведения в рамках XIX века. Третьи считают либо, что и в тот и другой вариант имеют право на существование, поскольку содержать рациональное зерно, либо, примеряя две предыдущие позиции, выделяют две эпохи: «младенческую», в которой закладываются основы для сравнительного правоведения и «институциональную», в которой сравнительно-правовые исследования приобрели системные начала. Как считает М. В. Захарова, поиски точных дат рождения сравнительного правоведения носят достаточно условный характер, хотя и каждая из предлагаемых позиций, имеет важное значение для развития сравнительного правоведения. Однако с нашей точки зрения вопрос не условный, а безусловный, поскольку напрямую связан с тем, что понимать под сравнительным правоведением. Если речь идет о периоде, начиная с античности, и считать зарождение сравнительного правоведения связанным с появлением по сути самого права, то в этом случае можно только говорить о сравнительном правоведением как о методе исследования, при котором происходило сопоставление различных правовых систем.
Если же рассматривать сравнительное правоведение как научную дисциплину, то появиться в Древнем мире оно не могло, поскольку зарождение науки произошло, лишь в Новое время, а мнение тех, кто считает, что возникновение сравнительного правоведения имело место в XIX веке вполне обосновано. С нашей точки зрения можно согласиться с мнением М. В. Захаровой в части выделения двух этапов развития сравнительного правоведения, однако необходимо подчеркнуть, что до XIX века речь может идти лишь о возникновении сравнительного правоведения как метода познания иностранного права для улучшения права своей страны, а второй этап как возникновение научного знания. При этом стоит отнестись критично к названиям периодов, поскольку наименование «младенчество» и «институциональный» не отражают сути этих периодов и являются разнопорядковыми терминами. Возможно, их назвать как «методологический» и «системный» периоды сравнительного правоведения. Однако необходимо отметить, что до сих пор споры, что собой представляет сравнительное правоведение, до сих не утихают, не только в среде российских ученых, но и зарубежных исследователей. На это справедливо указывает, М. В. Захарова, подчеркивая, что представители англоамериканского юридического сообщества на вопрос о том, что есть сравнительное правоведение, не задумываясь, ответят – «метод», а континентально-европейские юристы – «система». Впервые право стало самостоятельным объектом сравнительно-правового исследования в «Законах» Платона (427−347 гг. до н.э.), когда сопоставлялись законы различных государств (Персии, Египта, Крита, Афин, Спарты и др.) для того, чтобы выяснить «что правильно по природе, а что ошибочно» и доказывал связь между государственным устройством и законами. Наиболее ярким примером применения сравнительно-правового метода стали труды Аристотеля (384−322 гг. до н.э.), когда философ сопоставил 158 стран. Аристотель исследовал формы государства (политии) и определил, что конкретная форма государства обусловлена многими факторами, классифицировал формы государства и попытался предложить свой вариант идеального государства. Древнегреческий историк Полибий (205−128 гг. до н. э.) во «Всеобщей истории», которая была создана в период расцвета Римской империи, впервые представил право в общем контексте всемирно-исторического развития, и дал широкую трактовку права, поскольку считал, что основу государственного устройства составляют не только законы, но и нравы, обычаи, религиозные установления.
Другой выдающейся ученый античности Страбон (64/63 г. до н. э. – 23/24 г. н. э.) в книге «География» описал обычаи, традиции и законы несколько сотен народов. Например, по мнению географа, правопорядку Крита были близки законы Индии, и часто законы и обычаи совпадали и нередко заимствовались друг у друга. В связи с указанным необходимо упомянуть о первом крупном времени Античности, когда выражением формального права стали Законы XII таблиц (V в. до н. э.). Они представляли собой обработку и консолидацию обычного права Рима, однако известное влияние на них оказало греческое право южноиталийских полисов. Так в таблице I устанавливались судебные процедуры схожие с греческими, а в таблице VII закреплялся порядок и принципы размежевания границ земельных участков между соседями по примеру Солона в Афинах. Еще одним свидетельством влияния идей сравнительного правоведения являлось такая римская правовая система как право народов (jus gentium), имеющей решающее значение в развитии римского права. Массив этой системы сложился из общих норм и принципов международного торгового оборота, в котором участвовали представители различных народов древности: греков, финикян, египтян, евреев и др. Нормы источников различного национального и территориального происхождения перерабатывались на римской почве в результате деятельности претора перегринов (иностранцев), поскольку в его компетенцию входило регулирование отношений между римскими гражданами и иностранцами и между иностранцами, находящимися на территории Римского государства.
Сравнительно-правовой метод использовался и на Древнем Востоке. Так, в великих поэмах Древней Индии −«Рамаяны» и «Махабхараты» сравниваются государства и действовавшее в них право, а древнекитайский философ Конфуций изучивший правопорядок многих государств, особое значение придавал изучению истории государств. Следовательно, уже в древности была заложена традиция сопоставления законов и обычаев различных народов. С падением Римской империи в V веке начинается средневековый период, который длился, по мнению советских, да и российских историков до XVII века. Римское право в значительной степени прекратило свое существование, уступив место феодальным правовым обычаям, исключая галло-римское население юга Европы. Первые опыты заимствования римского права приходится на VI век, когда варвары образовали новые государства в Галлии. Явными заимствованиями стали сборники правовых обычаев и римских законов в Бургундской правде (494 г.), Бревиарии Аллариха (506 г.; вплоть до XI в. назывался Законами римских вестготов, а затем до XVI в. – Бревиарий Алариха). С середины XI–XII века начинается рецепция римского права и на этот процесс огромное влияние оказали сравнительно-правовые идеи, разрабатываемые средневековыми учеными. Речь идет о школах римского права, наиболее известные это школы глоссаторов (XI–XII вв.), которые не просто изучали и комментировали римское право, но и корректировали его содержание, устраняя неточности и противоречия, и школы постглоссаторов (XIV–XV вв.), которые в значительной мере согласовать классическое римское право с каноническим правом, городским правом и обычным правом. В таком виде это право стало использоваться в общегосударственном (королевском) законодательстве различных государств.