Реферат|Психология

Интеллект в развитии коммуникативных способностей дошкольников

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2015 | Страниц: 19

Введение

  1. Особенности интеллектуальной деятельности детей 6-7 лет
  2. Особенности вербального и невербального компонентов интеллекта детей дошкольного возраста

3. Связь вербального и невербального интеллекта с развитием коммуникативных способностей

Выводы

Литература

Одной из наиболее актуальных проблем современной психологии является проблема исследования интеллекта. Бурный рост информационных технологий и стремительный научный прогресс предъявляют все больше требований к интеллектуальному потенциалу человека. Сегодня считается, что общественная иерархия, социальная ценность и социальный статус индивидов должны в первую очередь основываться на оценках их интеллектуальных способностей[1].

В свою очередь интеллект взрослого человека во многом определяется эффективностью умственного развития в процессе его формирования. Хотя, по мнению современных исследователей, основные психические функции, в том числе и интеллектуальные, наиболее интенсивно развиваются еще на первом году жизни, многие авторы считают одним из критических периодов интеллектуального развития возраст 8–12 лет. Вместе с тем,Как по теории Пиаже и в соответствии с данными, полученными Терстоуном (1955) и Бейли (1970), к 6 годам интеллектуальное развитие ребенка осуществляется уже больше, чем на треть. Таким образом, старший дошкольный возраст – это возраст интенсивного интеллектуального развития.

            Рассматривая роль вербального и невербального интеллекта в развитии коммуникативных  способностей детей старшего дошкольного возраста, следует отметить, что важность данного компонента обусловлена непреходящим значением коммуникативного общения для детей и потому так важно формировать и развивать у них коммуникативные способности. Интеллект и коммуникативные способности взаимосвязаны, более того интеллект является результатом степени развития данных способностей. 

 

 

 

1. Характеристика особенностей интеллектуальной  деятельности детей 6-7 лет

Интеллектуальная деятельность детей 6-7 лет обусловлена уровнем их вербального и невербального интеллекта.

Под «вербальным интеллектом» мы понимаем психические процессы (восприятие, память, внимание, мышление), протекающие при непосредственном участии речи, под «невербальным интеллектом» – психические процессы, протекающие без непосредственного участия речи (мимика, жесты, прямые сенсорные или телесные контакты).

В научной литературе существует достаточно много подходов к умственному развитию, но, пожалуй, самой древней является теория развивающего обучения. Она не была лишь в полной мере выявлена как таковая, «эксплицирована на уровне рефлексии»[2].

Идею направления умственного развития от общего к частному можно проследить, рассматривая труды Я.А. Коменского (1995), в частности сущность его принципа природосообразности. Я.А. Коменский писал: «Природа выводит все из начал, незначительных по объему, но мощных по внутренней силе»[3]. Ход развития познания ребенка великий педагог сравнивает с ростом и развитием дерева, на котором, «хотя бы росло оно сотни лет, вовсе не вырастают новые ветки, а только выросшие вначале распространяются все в новые ветки»[4]. Поэтому, прежде всего, необходимо вырастить эти «главные ветки» познавательных способностей, чтобы снабдить человека возможностями развивать свое познание в будущем. Именно в первые шесть лет жизни ребенка, в школе, которую Я. А. Коменский назвал «материнской», происходит закладка процессов различения и дифференциации. «Детям сначала все представляется в общем и смешанном виде, так что они от всего, что видят, слышат, вкушают, осязают, получают такое впечатление, что это есть нечто, но при этом не могут рассудить, что это такое в частности, пока не научатся различать лишь постепенно»[5].

Фундаментальная психофизиологическая теория умственного развития, в основу которой положены принципы дифференциации и интеграции, была разработана И.М. Сеченовым в работе «Элементы мысли»[6]. Он впервые раскрыл роль в познании словесных знаков, роль дифференциации, отделения знака от обозначаемого. 

В современной психологии идея дифференциации как ведущего принципа развития психических процессов и функций вновь продолжает высказываться целым рядом авторов.

В теории K. Fisher[7] умственное развитие представлено как последовательное приобретение все более и более сложно расчлененной системы когнитивных навыков, обеспечивающей все более тонкие приспособительные отношения индивида со средой. Автор выделяет несколько ступеней когнитивной дифференциации, образующих три уровня: 1. Дифференциацию субъекта и объекта. 2. Дифференциацию чувственно воспринимаемых свойств и отношений вещей. 3. Дифференциацию «абстрактных», чувственно не воспринимаемых свойств. В старшем дошкольном возрасте ребенок вступает на третий уровень дифференциации. 

Согласно теории раннего концептуального развития и овладения языком K. Nelson[8], психическое развитие ребенка идет от крупных целостных «сценариев», в которых представлены в неразрывном единстве объекты, действия с ними, аффекты, двигательные и речевые взаимодействия ребенка и взрослого, к хорошо отделенным друг от друга репрезентациям разных аспектов среды и собственных действий.

  1. «Истоки» Концепция базисной программы развития ребенка -дошкольника. Под. ред. Новоселова С.Л. Обухова П.Ф. Парамонова В.А. и др. Москва. - 1995. – С. 14.
2.     Chomsky N. Le langage et la pensee. – Paris: Paylot, 1970. – 354 р.
  1. Fischer K.N. A theori of cognitive development // Psychol. – Reviw. – 1980. – V.87. – P. 477-531.
4.     Nelson K. Concepts, word and sentence: interrelation in acquisition and development//Psychol. – Review. – 1974. – V. 81. – P. 267 – 285.
5.     Nelson K. The conceptual basis for language//Concept development and the development of word meaning. – 1983. – P. 179 – 188.
  1. Акимова М.К. Изучение индивидуальных различий по интеллекту//Вопросы психологии. - 1977. - № 3
  2. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования // Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1956. – 518 с.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991.
9.     Давывдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. – М.: Педагогика, 1972. – 423 с.
10. Давывдов В.В. Проблемы развития и обучения. – М.: Педагогика, 1986. – 239 с.
11. Давывдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.
  1. Даскалова Ф.Г. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучении родному языку в детском саду//Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. – М.: Прометей, 1989. – 50 с.
  2. Коменский Я.А. Великая дидактика // Хрестоматия по истории педагогики. – М.: Госучпедгиз, 1995. – Т.1. – С. 193.
  3. Кравцова Е.Е. Игра в дошкольном возрасте: проблемы генезиса игровой деятельности дошкольника. Москва. - 1991 вып. 2 (6). - С. 24-28.
  4. 15. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. – М.: Наука, 1969. – 307 с.
16. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. – М.: Просвещение, 1965. – 198 с.
17. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1969. – 214 с.
  1. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М., 1984.
  2. Новоселова С.Л. Развивающая предметно - игровая среда детства. Мир «Квадро»// Дошкольное воспитание. - 1998. - № 4. - С. 79.
  3. Панчук Е.Ю. Формирование речевой репрезентативной структуры у дошкольников в процессе семиотического обучения: Дис… канд. наук. – Иркутск: ИГПУ, 1999. – 173 с.
  4. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. – М.: Педагогика, 1977. – 271 с.
  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1989.
23. Салмина Н.Г. Концепция Л.С. Выготского и проблема развития символической функции//Вопросы психологии. – 1994. – № 5. – С. 69 – 78.
  1. Сеченов И.М. Элементы мысли // Избранные философские и психологические сочинения. – М.: Госполитиздат, 1947. – С. 398 – 537.
25. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Концепция Л.С. Выготского и проблема развития символической функции//Вопросы психологии. - 1994. – № 5. – С. 69 – 78.
  1. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. – Т. 8. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. – 439 с.
  2. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. - СПб., 2002.
  3. Чуприкова Н.И. Принцип дифференциации в умственном развитии, обучении и интеллект // Вопросы психологии. – 1990. – № 5. – С. 15.
  4. 29. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение: Психологические основы развивающего обучения. – М.: АО «Столетие», 1994. – 192 с.
  1. Шванцара Й. Диагностика психического развития. - Прага, 1978. – С. 232.
  2. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте//Вопросы психологии. - 1971. - № 1.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Психология
2014 год 16 стр.
Реферат Внимание. Развитие внимания
Telesammit
Реферат Психология
2012 год 20 стр.
Реферат Имидж руководителя
Telesammit
Реферат Психология
2014 год 22 стр.
Реферат Кризис трехлетнего возраста
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское