Введение
- Особенности интеллектуальной деятельности детей 6-7 лет
- Особенности вербального и невербального компонентов интеллекта детей дошкольного возраста
3. Связь вербального и невербального интеллекта с развитием коммуникативных способностей
Выводы
Литература
Одной из наиболее актуальных проблем современной психологии является проблема исследования интеллекта. Бурный рост информационных технологий и стремительный научный прогресс предъявляют все больше требований к интеллектуальному потенциалу человека. Сегодня считается, что общественная иерархия, социальная ценность и социальный статус индивидов должны в первую очередь основываться на оценках их интеллектуальных способностей[1].
В свою очередь интеллект взрослого человека во многом определяется эффективностью умственного развития в процессе его формирования. Хотя, по мнению современных исследователей, основные психические функции, в том числе и интеллектуальные, наиболее интенсивно развиваются еще на первом году жизни, многие авторы считают одним из критических периодов интеллектуального развития возраст 8–12 лет. Вместе с тем,Как по теории Пиаже и в соответствии с данными, полученными Терстоуном (1955) и Бейли (1970), к 6 годам интеллектуальное развитие ребенка осуществляется уже больше, чем на треть. Таким образом, старший дошкольный возраст – это возраст интенсивного интеллектуального развития.
Рассматривая роль вербального и невербального интеллекта в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, следует отметить, что важность данного компонента обусловлена непреходящим значением коммуникативного общения для детей и потому так важно формировать и развивать у них коммуникативные способности. Интеллект и коммуникативные способности взаимосвязаны, более того интеллект является результатом степени развития данных способностей.
1. Характеристика особенностей интеллектуальной деятельности детей 6-7 лет
Интеллектуальная деятельность детей 6-7 лет обусловлена уровнем их вербального и невербального интеллекта.
Под «вербальным интеллектом» мы понимаем психические процессы (восприятие, память, внимание, мышление), протекающие при непосредственном участии речи, под «невербальным интеллектом» – психические процессы, протекающие без непосредственного участия речи (мимика, жесты, прямые сенсорные или телесные контакты).
В научной литературе существует достаточно много подходов к умственному развитию, но, пожалуй, самой древней является теория развивающего обучения. Она не была лишь в полной мере выявлена как таковая, «эксплицирована на уровне рефлексии»[2].
Идею направления умственного развития от общего к частному можно проследить, рассматривая труды Я.А. Коменского (1995), в частности сущность его принципа природосообразности. Я.А. Коменский писал: «Природа выводит все из начал, незначительных по объему, но мощных по внутренней силе»[3]. Ход развития познания ребенка великий педагог сравнивает с ростом и развитием дерева, на котором, «хотя бы росло оно сотни лет, вовсе не вырастают новые ветки, а только выросшие вначале распространяются все в новые ветки»[4]. Поэтому, прежде всего, необходимо вырастить эти «главные ветки» познавательных способностей, чтобы снабдить человека возможностями развивать свое познание в будущем. Именно в первые шесть лет жизни ребенка, в школе, которую Я. А. Коменский назвал «материнской», происходит закладка процессов различения и дифференциации. «Детям сначала все представляется в общем и смешанном виде, так что они от всего, что видят, слышат, вкушают, осязают, получают такое впечатление, что это есть нечто, но при этом не могут рассудить, что это такое в частности, пока не научатся различать лишь постепенно»[5].
Фундаментальная психофизиологическая теория умственного развития, в основу которой положены принципы дифференциации и интеграции, была разработана И.М. Сеченовым в работе «Элементы мысли»[6]. Он впервые раскрыл роль в познании словесных знаков, роль дифференциации, отделения знака от обозначаемого.
В современной психологии идея дифференциации как ведущего принципа развития психических процессов и функций вновь продолжает высказываться целым рядом авторов.
В теории K. Fisher[7] умственное развитие представлено как последовательное приобретение все более и более сложно расчлененной системы когнитивных навыков, обеспечивающей все более тонкие приспособительные отношения индивида со средой. Автор выделяет несколько ступеней когнитивной дифференциации, образующих три уровня: 1. Дифференциацию субъекта и объекта. 2. Дифференциацию чувственно воспринимаемых свойств и отношений вещей. 3. Дифференциацию «абстрактных», чувственно не воспринимаемых свойств. В старшем дошкольном возрасте ребенок вступает на третий уровень дифференциации.
Согласно теории раннего концептуального развития и овладения языком K. Nelson[8], психическое развитие ребенка идет от крупных целостных «сценариев», в которых представлены в неразрывном единстве объекты, действия с ними, аффекты, двигательные и речевые взаимодействия ребенка и взрослого, к хорошо отделенным друг от друга репрезентациям разных аспектов среды и собственных действий.