Регион АТЭС сегодня — это практически 60% мирового ВВП и 48% мировой торговли. Членами АТЭС являются – Китай, Республика Корея, США, Япония, Россия, ряд стран-членов АСЕАН.
АТЭС — одна из немногих площадок, где происходит диалог между развитыми и развивающимися странами по сугубо экономическим вопросам. Повестка форума традиционно не касалась политики, что давало возможность избегать серьезных столкновений. По вопросам торгового и инвестиционного сотрудничества на протяжении почти тридцати лет экономикам АТЭС удавалось договориться. Решения, принимаемые в АТЭС, не имеют обязательного характера. Благодаря данной особенности, форум зачастую выступает инкубатором идей по наиболее сложным вопросам международной повестки.
Ключевой ориентир работы АТЭС — Богорские цели — был закреплен в 1994 г. В Богорской декларации лидеры экономик-участниц форума объявили о своей общей приверженности идее и цели достижения свободной и открытой торговли и инвестиционного сотрудничества в АТР к 2010 г. развитыми и к 2020 г. развивающимися экономиками.
На сегодняшний день можно констатировать только частичную реализацию целей Богора, что связано как с последними изменениями в развитии международной экономической системы, текущей конъюнктурой, так и с амбициозностью поставленных целей. Накапливание противоречий между сторонами достигло пика на саммите АТЭС 2018 г. в Папуа-Новой Гвинее. Впервые за историю форума не была согласована декларация лидеров экономик АТЭС. Причиной тому — конфронтация крупнейших экономических держав в отношении перспектив развития многосторонней торговой системы.
С учетом того, что в 2020 г. истек срок действия Богорских целей, перед экономиками АТЭС стала задача сформировать дальнейшую комплексную повестку работы форума, установить новые задачи и цели, с одной стороны, продолжающие работу последних лет, с другой стороны – имеющие практически ориентированный и реалистичный для выполнения характер
При формировании повестки АТЭС после 2020 г. учитывались текущие риски и возможности современной мировой экономики, избегались прямой конфронтации между отдельными экономиками-членами. Повестка АТЭС после 2020 г. имеет сбалансированный характер, предполагает реализацию всего комплекса задач социально-экономического развития региона. Несмотря на традиционный приоритет торгово-экономической повестки, задачи АТЭС после 2020 г. включают более широкий спектр вопросов, в том числе проблематику сбалансированного, безопасного, инновационного и инклюзивного развития. Отдельное внимание уделяется вопросам развития Цифровой экономики.
Целью данной работы является изучение тенденции и перспективы взаимодействия АТЭС на современном этапе с Мексикой.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- изучить возникновение АТЭС, его основные цели, задачи и принципы;
- изучить роль и место АТЭС в международной экономической интеграции;
- проанализировать внешнеторговое сотрудничество Мексики с государствами АТЭС;
- проанализировать перспективы расширения экономического сотрудничества АТЭС с Мексикой.
Объектом исследования выступает внешнеторговое сотрудничество Мексики с государствами АТЭС.
Предмет исследования – развитие внешнеэкономической торговли Мексики со странами АТЭС.
Информационную базу исследования составляют: учебники и монографии отечественных и зарубежных специалистов в области внешнеэкономических отношений России и зарубежных стран, в том числе страны, входящие в АТЭС, материалы периодической печати по наиболее значимым особенностям управления внешнеэкономических отношений.
Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников.
- Основные направления, этапы развития и специфика АТЭС.
1.1. Возникновение организации, цели, задачи и принципы.
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС, Asia-Pacific Economic Cooperation Forum) – межгосударственный форум, нацеленный на обеспечение благосостояния жителей региона путем содействия сбалансированному, всеобъемлющему, устойчивому, инновационному и безопасному росту и ускорению региональной экономической интеграции.
В странах-участниках АТЭС проживают 2,9 миллиарда человек. На долю участников АТЭС приходится 61% мирового ВВП, 47% оборота международной торговли.
Ожидается, что рост экономики стран АТЭС в 2022 году составит 4,9%.
АТЭС был образован в ноябре 1989 года на первой конференции министров иностранных дел и экономики 12 стран азиатско-тихоокеанского региона (АТР) в городе Канберре (Австралия) по инициативе Австралии.
Созданию АТЭС предшествовало формирование в азиатско-тихоокеанском регионе в 1960-1980-х годах более локальных экономических союзов – Тихоокеанского экономического совета, Конференции по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству, Южно-тихоокеанского форума и т.д.
АТЭС не имеет устава, поэтому юридически не является организацией и действует как международный форум, консультативный орган для обсуждения экономических вопросов.
Целью АТЭС является усиление региональной экономической интеграции путём отмены препятствий для торговли и инвестиций, усиления системы связей между поставками товаров и предоставлением услуг и улучшения условий для бизнеса. АТЭС постоянно стремится к улучшению действующей окружающей среды для бизнеса, улучшения доступа к торговой информации и упрощения законодательного процесса и процесса управления. АТЭС также содействует странам–членам в создании институциональных возможностей для получения сравнительных преимуществ от торговых и инвестиционных реформ. АТЭС способствует двусторонним и многосторонним переговорам по торгово-экономическим и научно-техническим вопросам в рамках соглашения ведущих стран мира «Структура сильного, устойчивого и сбалансированного роста в АТР».
Участниками АТЭС являются 21 страна и территория: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (Сянган, специальный административный район КНР), Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония.
С учетом специфики, обусловленной участием в АТЭС Тайваня и Гонконга, членов форума принято называть "экономиками".
В 1998 году, одновременно со вступлением в АТЭС России, Вьетнама и Перу, было принято решение о введении 10-летнего моратория на дальнейшее расширение членского состава форума, который в 2010 году был продлен на неопределенный срок.
Заинтересованность в присоединении к форуму АТЭС проявляют Индия, Камбоджа, Колумбия, Коста-Рика, Макао, Монголия, Пакистан, Панама, Шри-Ланка и Эквадор.
Статус наблюдателей имеют Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Совет Тихоокеанского экономического сотрудничества и Форум островных государств Тихого океана.
Изначальные программные Богорские цели АТЭС (провозглашены в 1994 году на саммите в Богоре, Индонезия) – выстраивание в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) к 2020 году "свободной и открытой торгово-инвестиционной деятельности" при понимании приоритетности воплощенной в ВТО многосторонней торговой системы. Механизм продвижения в этом направлении – осуществление участниками добровольных шагов в русле принимаемых ими на основе консенсуса решений рекомендательного характера. Такой порядок работы Форума позволяет учитывать специфику каждой экономики, де-факто способствует утверждению принципа равноправной многосторонности в международных делах.
Последовательное председательство в форуме в 2013-2019 годах ряда развивающихся экономик (Индонезия, КНР, Филиппины, Перу, Вьетнам, Папуа – Новая Гвинея, Чили) поставило во главу угла его повестки дня проблематику комплексного содействия всеобъемлющему росту в качестве оптимального ответа на основные современные угрозы долгосрочному экономическому благополучию АТР, к числу которых отнесены:
- усиление протекционизма;
- увеличение неравенства между различными экономиками и социальными группами;
- ухудшение демографической ситуации в связи со старением населения.
В этом контексте акцентирована важность продолжения шагов по либерализации и гармонизации национальных режимов регулирования торговли и инвестиций, прежде всего применительно к сфере услуг, в рамках которых развернута работа над концепцией Азиатско-тихоокеанской зоны свободной торговли (АТЗСТ). Одновременно упор сделан на вопросы развития цифровой экономики, поддержки малого и среднего предпринимательства, реструктуризации хозяйственной деятельности, ориентированной на повышение производительности.
В связи с истечением формального срока реализации Богорских целей (признаны в целом выполненными) на 20 ноября 2020 года в онлайн-режиме саммите АТЭС были одобрены "Путраджайские ориентиры развития АТЭС до 2040 года", предусматривающие формирование к 2040 году "открытого, динамичного, жизнеспособного и мирного азиатско-тихоокеанского сообщества".