Введение
1 Теоретико-методологические основы изучения групп интересов
1.1 Роль и место заинтересованных групп в политическом процессе
1.2 Разграничение групп интересов и политических партий
2 Основные типологии групп интересов
2.1 Основные виды групп интересов
2.2 Классификация лоббизма
Заключение
Библиографический список
Значительные по масштабу изменения, произошедшие в России в последнее двадцатилетие, ставят перед политологией задачу переосмысления процесса развития Российской Федерации, функционирования ее государственных институтов, их отношений друг с другом, положения политических субъектов в преобразовании российского государства и общества. Одним из важнейших факторов, обуславливающих политический процесс, является деятельность групп интересов – относительно устойчивых групп индивидов, имеющих общие стратегические цели и мотивацию их достижения.
Имея серьезный ресурсный потенциал, такие группы влияют на процесс принятия властных решений; они все чаще дают о себе знать в области публичной политики, имея намерение играть важную роль в общественном контроле над работой государственных структур В девяностые годы в России складываются основные группы, заинтересованные в сотрудничестве с органами государственной власти. Круг интересов таких групп варьируется от разных отраслей экономики (агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы), естественных монополий (железные дороги, электроэнергетика, транспортировка нефти и газа по трубопроводам, водоснабжение и др.), банков до общественных сфер деятельности (профсоюзы, экологические, религиозные и др. организации). В двухтысячные годы отмеченные заинтересованные группы заканчивают свое формирование, определяются с основными методами и инструментами воздействия на принятие решений. Процесс политической стабилизации сопровождается усилением влияния групп интересов, что актуализирует исследование заявленной проблематики на современном этапе.
Целью работы является анализ функционирования групп интересов в политике.
Достижение цели исследования предполагает решение следующих задач:
Объект исследования – группы интересов в политике
Предмет исследования – особенности деятельности групп интересов.
Содержащиеся в работе положения и выводы расширяют область понимания механизмов взаимодействия органов государственной власти, граждан и бизнеса в рамках гражданского общества.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического смысла.
1 Теоретико-методологические основы изучения групп интересов
1. 1 Роль и место заинтересованных групп в политическом процессе
Анализ групп интересов как субъектов общественно-политической деятельности требует глубокого концептуального осмысления и серьёзных эмпирических исследований. Уровень и характер развития групповой организации интересов в рамках гражданского общества, степень их «прорастания» в политику, что является в какой-то мере процессом реализации этих интересов, становится на современном этапе исторического развития индикатором общественного развития. Взаимоотношения групп интересов с государственными институтами и межгрупповое взаимодействие в пределах правового поля путем использования института представительной демократии и неформальных связей становятся фундаментом общественного консенсуса в демократических политических системах. Базисом для изучения групп интересов является определение ключевых понятий «группа», «интерес» и «группы интересов», которые по-разному трактуются представителями различных научных школ и направлений. Первостепенным для данного исследования является вопрос о сущности групп интересов, содержании их деятельности, об их роли в политическом процессе[1].
На современном этапе развития общества группы интересов играют одну из ключевых ролей в плане реализации творческого потенциала каждого индивида. Говоря о широком понимании данного понятия, гражданин каждой страны на разных этапах своей жизнедеятельности является активным членом той или иной группы интересов. В самом широком смысле группа интересов может быть определена как относительно устойчивая совокупность индивидов, имеющих общие стратегические цели и мотивацию к их достижению. Образовываться такие группы могут на совершенно разных уровнях и с самыми различными целями, ограничительными рамками могут служить лишь стремящееся к бесконечности количество интересов и законодательство страны, на территории которой данная группа образуется. Таким образом, группа интересов может быть представлена в виде немногочисленной инициативной группы, общественной организации, союза, ассоциации, фонда, профсоюза и прочее. Формы существования групп интересов также обычно описаны в законодательстве отдельного государства, хотя вполне правомерно говорить и о международных группах, которые могут регулироваться международным правом. Ярким примером могут служить международные экологические организации Гринпис и Всемирный фонд защиты диких животных. При этом важно отметить, что группы соотносятся с правом лишь в части не нарушения закона, регламентация отношений внутри групп происходит путем согласования позиций членов группы.
В современной политической науке основы изучения теории заинтересованных групп заложил Артур Бентли в своей работе 1908 года «Процесс управления»[2]. Труд Бентли знаменует собой введение концептуального понятия «группа» (в отличие от класса, страты и пр. – их тоже можно рассматривать как группы людей) в политике. Автор анализирует группу как базовую единицу общества, а политическое сообщество в целом рассматривает как совокупность различных «групп интересов». В понимании А. Бентли группа – «это объединение граждан, рассматриваемое не как абстрактная единица общества, а как массовая деятельность, которая не связывает индивида участием только в одной группе, а допускает его деятельность и во многих других. Нет такой группы, у которой не было бы своего интереса, группы без интереса не существуют. Общество – это не что иное, как совокупность различных групп интересов, а их количество ограничивается лишь одним показателем – интересами, ради которых они созданы и действуют».
Исследование групп с такой теоретической позиции позволило А. Бентли полностью переосмыслить суть всего политического процесса, ставя согласование интересов различных групп на центральное место. При этом ученый отмечал, что именно государство осуществляет функцию поддержания баланса между группами интересов.
Концепция А. Бентли активно развивалась Д. Трумэном[3], который дал более точное определение понятию «группа интересов». Американский политолог выделял категорию «политические группы», которая в современной политической науке полностью синонимична термину «группы давления» («groups of pressure») – заинтересованные группы, оказывающие давление на государственные структуры.
В рамках концепции Д. Трумэна группы интересов используют весь спектр демократических инструментов в целях принятия максимально выгодного для себя решения, взаимодействуя при этом с представителями политических партий, законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, преимущественно используя два способа воздействия на властные структуры: создание выгодного для себя общественного мнения и непосредственное убеждение государственных служащих и парламентариев.
Конкурирующие друг с другом группы находятся в постоянном поиске доступа к институтам государственной власти, являющимся центром принятия политически значимых решений, с целью максимально продуктивного для себя распределения ресурсов. По убеждению Д. Трумэна, такая острая конкуренция групп позитивно сказывается на поддержании стабильности политической системы.
Оппоненты трумэновской концепции не без основания критиковали американского политолога, говоря об относительности «равновесия» системы в условиях групповой конкуренции. Так, например, Р. Миллс отмечал, что то, «что для одного равновесие, для другого – справедливое его отсутствие»[4]. Р. Миллс рассматривал власть в обществе на примере США с позиции правящей («властвующей») элиты, оценивая при этом такое положение вещей как нарушение основ демократии, ведущее к политической пассивности большинства граждан, становящихся объектом разного рода манипуляций со стороны правящей элиты.
Американские политологи У. Домхофф, Р. Уотсон и др. придерживались схожих позиций, отмечая, что лишь незначительное меньшинство американских граждан может воздействовать на направление и характер внутренней и, особенно, внешней политики государства. В итоге, по мнению Р. Миллса, Соединенные Штаты Америки управляются далеко не самыми лучшими и талантливыми людьми, а представителями узкого элитарного круга, преимущественно из богатейших семей Америки.