Курсовая работа|Административное право

Деятельность высшего должностного лица субъекта РФ

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2021 | Страниц: 37

Введение

1 Понятие, правовое положение, полномочия и компетенция высшего должностного лица субъекта Российской Федерации

1.1 Понятие «должностное лицо» в законодательстве и правовой науке

1.2 Общая характеристика института высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и порядок наделения его полномочиями

1.3 Административно-правовой статус и компетенция высшего должностного лица субъекта Российской Федерации

2 Ответственность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации как элемент его правового положения

2.1 Сущность и цели административно-правовой ответственности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации

2.2 Особенности административно-правовой ответственности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации

Заключение

Библиографический список

Актуальность темы работы. Появление института административно-правовой ответственности в российском законодательстве в 2000 году в виде возможности отрешения от должности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и роспуска региональных представительных органов было обусловлено слабостью федерализма в России и необходимостью укрепления центральной власти. Вместе с тем с момента закрепления в Федеральном законе от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Закон №184ФЗ) института административно-правовой ответственности, в него постоянно вносились изменения. В результате, в настоящий момент ряд норм об ответственности государственных органов и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации не согласуются друг с другом, а некоторые – весьма спорны с точки зрения их соответствия Конституции Российской Федерации 1993 года.  

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и реализацией административно-правового статуса высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. 

Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регулирующие институт административно-правовой ответственности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, практика их реализации и теоретические разработки в данной сфере. 

Целью исследования является изучение нормативно-правовых актов и исследований, регламентирующих основы деятельности высшего должностного лица субъекта РФ.

Для достижения этой цели, решаются следующие задачи: 

  1. Рассмотреть понятие «должностное лицо» в законодательстве;
  2. Определить общую характеристику института высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и порядок наделения его полномочиями;
  3. Охарактеризовать административно-правовой статус и компетенцию высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;
  4. Рассмотреть сущность и цели административно-правовой ответственности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;
  5. Определить особенности административно-правовой ответственности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Методологической основой исследования является совокупность общенаучных и частно-научных методов: диалектического, системного, исторического, статистического, социологического, сравнительно-правового и формально-юридического. 

Теоретическую основу исследования составили труды ученых по общим проблемам юридической и социальной ответственности: Бахраха Д.Н., Виговского Е.В., Волженкина Б.В., Егоровой Н., Засова К.П., Здравомыслова Б.В., Аснис А.А. и др. 

 

1 Понятие, правовое положение, полномочия и компетенция высшего должностного лица субъекта Российской Федерации 

1.1 Понятие «должностное лицо» в законодательстве и правовой науке 

Основы правового статуса высшего должностного лица устанавливаются, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных   (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также конституциями и уставами и законами субъектов Российской Федерации, закрепляющими его наименование, требования к кандидату, порядок вступления в должность, ограничения, связанные с ее замещением, гарантии деятельности, основные полномочия, порядок исполнения полномочий в случае временного отсутствия, условия, основания и процедуру прекращения исполнения полномочий, процедуры применения к нему мер конституционной ответственности и основы взаимодействия с иными органами государственной власти. 

Наибольшие сложности при характеристике правового положения высшего должностного лица возникают с таким признаком, как «высший» – в какой системе государственных органов субъекта Российской Федерации, по отношению к каким видам органов? Исходя из общеправовых и государственно-управленческих принципов, наличие признака высшего в статусе государственного органа (должностного лица) всегда означает определенный стандартный набор функций и полномочий – кадровых, организационных, регулятивных, юрисдикционных.

Наиболее значимые из них реализуются высшим должностным лицом в системе исполнительной власти (при формировании органов, координации и контроле за их деятельностью, применении мер ответственности), но федеральный закон не случайно говорит о высшем должностном лице субъекта Росиийской Федерации, а не системы исполнительной власти, возлагая на него тем самым значительные представительские, арбитражные и координационные функции и полномочия, выводя его на «высший уровень» в межсистемных отношениях с законодательной и судебной властью, органами местного самоуправления, федеральными органами государственной власти. 

Высшее должностное лицо не может рассматриваться, как государственное установление, находящееся вне системы исполнительной власти, по аналогии с правовым статусом Президента РФ. Во-первых, обращает на себя внимание необязательность наличия в системе региональной государственной власти высшего должностного лица согласно статье 2 Закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах» конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ (этот редкий пример диспозитивности демонстрирует попытку федерального законодателя обеспечить хотя бы минимальный уровень реализации принципа федерализма применительно к ч. 1 ст. 77 Конституции Российской федерации. 

Во-вторых, федеральный законодатель исходит из единства правового положения высшего должностного лица и руководителя высшего исполнительного органа, которого, в свою очередь, никак нельзя представить вне системы исполнительной власти. 

В-третьих, необоснованно не учитывать место расположения правовых норм, определяющих статус высшего должностного лица – глава III Закона «Об общих принципах» называется «Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации». 

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации безусловно является элементом региональной системы исполнительной власти, формально, т.е. юридически, входящим в эту систему в качестве органа государственной власти, возглавляющего высший исполнительный орган государственной власти. Этим его статус отличается от статуса Президента Российской Федерации, который не является органом государственной власти Российской Федерации, возглавляющим Правительство Российской Федерации, а значит, не является и субъектом системы федеральных органов исполнительной власти. Вместе с тем, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации не может быть признано исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из видов исполнительных органов. Два высших исполнительных органа в одной подсистеме единой системы государственной власти существовать не могут – единственным высшим является высший исполнительный орган государственной власти, который, в отличие от высшего должностного лица, является обязательным элементом системы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Нормативные и иные правовые акты, официальные документы

  1. Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях» от 30.12.2001 №195-ФЗ // Российская газета. – №256. – 31.12.2001.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. –05.12.1994. – №32. – ст.3301. 
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 06.10.2003. – №40. – ст.3822.
  4. Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Российская газета, № 206. 10.1999.
  5. Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 17.06.2002. – № 24. – ст. 2253.
  6. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2005 № 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 04.07.2005. – № 27. – ст. 2730
  7. Указ Президента Российской Федерации от 27.12.2004 № 1603 «О порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации» // Российская газета. – № 289. – 29.12.2004.
  8. Указ Президента РФ от 14.11.2017 № 548 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 20.11.2017. – № 47. – ст. 6963.

Судебная практика

  1. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2000 №6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» (в ред. Постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 06.02.2007 №7) // Российская газета. – № 38. – 23.02.2000.

Научная и учебная литература, иные источники

  1. Административное право: Учебник / Под ред Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 2020. – С. 336.
  2. Бахрах, Д.Н. Административное судопроизводство и административная юстиция /Д.Н. Бахрах // Современное право. – 2019. – № 5– .С. 25-36.
  3. Виговский, Е.В. Процессуальный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях / Е.В. Виговский // Административное право. 2021. – 154с.
  4. Волженкин, Б.В. К вопросу о понятии должностного лица как субъекта должностных преступлений / Б.В. Волженкин // Советское государство и право. № 11. С.65-87.
  5. Гамзатов, Я.Б. Законодательство об административных правонарушениях в РФ. Проблемы и перспективы / Я.Б. Гамзатов // Дис. к.ю.н. – М., 2017. – С. 58-68.
  6. Засов, К.П. Понятие должностного лица в законодательстве и юридической практике / К.П. Засов // Современное право. – 2020. – № 8. – С.133-140.
  7. Здравомыслов, Б.В. Должностные преступления. Понятие и квалификация / Б.В. Здравомыслов // М., –2021. – 254с.
  8. Изосимов, С.В. К вопросу о разграничении понятия должностного лица и лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной (некоммерческой) организации / С.В. Изосимов // Юрист. – № 7. – С. 17-29.
  9. Нарутто, С.В. Отрешение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации от должности Президентом Российской Федерации / С.В. Нарутто // Lex russica. – 2018. – № 7. – С. 698 - 705.
  10. Постатейный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Н.А. Громова. М.: ГроссМедиа, 2021. 541с.
  11. Старостин, Б.А. Некоторые проблемы установления и реализации административной ответственности законами субъектов Российской Федерации / Б.А. Старостин // Административное право и процесс. – 2018. – № 8. – С. 27-29.
  12. Томилин, О.О. Некоторые вопросы установления административной ответственности в субъекте Российской Федерации (на примере Республики Мордовия) / О.О. Томилин // Вестник Академии права и управления. – 2017. – № 26. С. 53-56.
  13. Уваров, В. Порядок оспаривания решений органов власти и должностных лиц / В. Уваров // Российская юстиция. № 10. С. 55-59.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Административное право
2016 год 38 стр.
Курсовая Принципы деятельности полиции в РФ
Telesammit
Курсовая работа Административное право
2015 год 24 стр.
Курсовая Государственный контроль за предпринимательской деятельностью
Telesammit
Курсовая работа Административное право
2016 год 31 стр.
Курсовая Правоохранительная служба в РФ
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское