Введение
1 Понятие, правовое положение, полномочия и компетенция высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
1.1 Понятие «должностное лицо» в законодательстве и правовой науке
1.2 Общая характеристика института высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и порядок наделения его полномочиями
1.3 Административно-правовой статус и компетенция высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
2 Ответственность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации как элемент его правового положения
2.1 Сущность и цели административно-правовой ответственности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
2.2 Особенности административно-правовой ответственности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
Заключение
Библиографический список
Актуальность темы работы. Появление института административно-правовой ответственности в российском законодательстве в 2000 году в виде возможности отрешения от должности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и роспуска региональных представительных органов было обусловлено слабостью федерализма в России и необходимостью укрепления центральной власти. Вместе с тем с момента закрепления в Федеральном законе от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Закон №184ФЗ) института административно-правовой ответственности, в него постоянно вносились изменения. В результате, в настоящий момент ряд норм об ответственности государственных органов и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации не согласуются друг с другом, а некоторые – весьма спорны с точки зрения их соответствия Конституции Российской Федерации 1993 года.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и реализацией административно-правового статуса высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регулирующие институт административно-правовой ответственности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, практика их реализации и теоретические разработки в данной сфере.
Целью исследования является изучение нормативно-правовых актов и исследований, регламентирующих основы деятельности высшего должностного лица субъекта РФ.
Для достижения этой цели, решаются следующие задачи:
- Рассмотреть понятие «должностное лицо» в законодательстве;
- Определить общую характеристику института высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и порядок наделения его полномочиями;
- Охарактеризовать административно-правовой статус и компетенцию высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;
- Рассмотреть сущность и цели административно-правовой ответственности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;
- Определить особенности административно-правовой ответственности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Методологической основой исследования является совокупность общенаучных и частно-научных методов: диалектического, системного, исторического, статистического, социологического, сравнительно-правового и формально-юридического.
Теоретическую основу исследования составили труды ученых по общим проблемам юридической и социальной ответственности: Бахраха Д.Н., Виговского Е.В., Волженкина Б.В., Егоровой Н., Засова К.П., Здравомыслова Б.В., Аснис А.А. и др.
1 Понятие, правовое положение, полномочия и компетенция высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
1.1 Понятие «должностное лицо» в законодательстве и правовой науке
Основы правового статуса высшего должностного лица устанавливаются, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также конституциями и уставами и законами субъектов Российской Федерации, закрепляющими его наименование, требования к кандидату, порядок вступления в должность, ограничения, связанные с ее замещением, гарантии деятельности, основные полномочия, порядок исполнения полномочий в случае временного отсутствия, условия, основания и процедуру прекращения исполнения полномочий, процедуры применения к нему мер конституционной ответственности и основы взаимодействия с иными органами государственной власти.
Наибольшие сложности при характеристике правового положения высшего должностного лица возникают с таким признаком, как «высший» – в какой системе государственных органов субъекта Российской Федерации, по отношению к каким видам органов? Исходя из общеправовых и государственно-управленческих принципов, наличие признака высшего в статусе государственного органа (должностного лица) всегда означает определенный стандартный набор функций и полномочий – кадровых, организационных, регулятивных, юрисдикционных.
Наиболее значимые из них реализуются высшим должностным лицом в системе исполнительной власти (при формировании органов, координации и контроле за их деятельностью, применении мер ответственности), но федеральный закон не случайно говорит о высшем должностном лице субъекта Росиийской Федерации, а не системы исполнительной власти, возлагая на него тем самым значительные представительские, арбитражные и координационные функции и полномочия, выводя его на «высший уровень» в межсистемных отношениях с законодательной и судебной властью, органами местного самоуправления, федеральными органами государственной власти.
Высшее должностное лицо не может рассматриваться, как государственное установление, находящееся вне системы исполнительной власти, по аналогии с правовым статусом Президента РФ. Во-первых, обращает на себя внимание необязательность наличия в системе региональной государственной власти высшего должностного лица согласно статье 2 Закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах» конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ (этот редкий пример диспозитивности демонстрирует попытку федерального законодателя обеспечить хотя бы минимальный уровень реализации принципа федерализма применительно к ч. 1 ст. 77 Конституции Российской федерации.
Во-вторых, федеральный законодатель исходит из единства правового положения высшего должностного лица и руководителя высшего исполнительного органа, которого, в свою очередь, никак нельзя представить вне системы исполнительной власти.
В-третьих, необоснованно не учитывать место расположения правовых норм, определяющих статус высшего должностного лица – глава III Закона «Об общих принципах» называется «Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации».
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации безусловно является элементом региональной системы исполнительной власти, формально, т.е. юридически, входящим в эту систему в качестве органа государственной власти, возглавляющего высший исполнительный орган государственной власти. Этим его статус отличается от статуса Президента Российской Федерации, который не является органом государственной власти Российской Федерации, возглавляющим Правительство Российской Федерации, а значит, не является и субъектом системы федеральных органов исполнительной власти. Вместе с тем, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации не может быть признано исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из видов исполнительных органов. Два высших исполнительных органа в одной подсистеме единой системы государственной власти существовать не могут – единственным высшим является высший исполнительный орган государственной власти, который, в отличие от высшего должностного лица, является обязательным элементом системы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.