Актуальность темы. Актуальность данной темы заключается в том, что наше государство находится на этапе построения правового государства. Для этого необходима четкая проработка всех правовых институтов. Значение конституционных обязанностей в данном случае в том, что они являются составной частью правового статуса гражданина наряду с его правами и, соответственно, входят в фундамент правового государства.
Необходимо отметить, что данной теме необоснованно мало места отведено в научной юридической литературе. Учёные-юристы игнорируют этот вопрос зачастую из-за мнимой простоты и кажущейся низкой приоритетности наряду с другими проблемами. И, напротив, юристами-практиками проблема реализации конституционных обязанностей широко анализируется в различных аспектах, что связано с множественными трудностями применения законодательства в обиходе при разрешении возникающих вопросов.
Степень научной разработанности. Огромная практическая важность проблемы конституционных обязанностей человека и гражданина Российской Федерации побудили многих ученых обратиться к научному исследованию многих ее аспектов.
Теоретической основой настоящего исследования явились научные труды видных российских ученых в области конституционного права и общей теории права таких как: С.А. Авакьян, А.А. Бакрадзе, Л.Д. Воеводин, Б.В. Волженкин, Б.Д. Завидов, С.М. Кочои, О.Е. Кутафин, В.М. Лебедев, М.И. Слюсаренко, С.Ю. Субчаев, Э.В. Третьяков, В.А. Широков, Н.Д. Эриашвили, П.С. Яни и др.. Однако работ обобщающего характера пока нет.
Целью нашей работы является исследование сущности правового института конституционных обязанностей человека и гражданина.
Задачи курсовой работы:
– изучить содержание и механизм реализации конституционных обязанностей человека и гражданина в России;
– проанализировать реновацию научного понимания конституционных обязанностей в Российской Федерации;
– исследовать «скрытые» конституционные обязанности граждан Российской Федерации;
– рассмотреть развитие конституционных обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации на современном этапе.
Объект исследования представлен теми общественными отношениями, которые возникают в процессе выполнения гражданами своих обязанностей и законодательными актами, которые их регулируют.
Предметом работы являются конституционные обязанности человека и гражданина.
Методологическая основа исследования. В соответствии с общенаучными подходами к проведению теоретических исследований методологическую основу работы составили базовые положения диалектического метода познания. В качестве основных частнонаучных методов, использованных в работе, выступают: логико-правовой, сравнительно-правовой, историко-правовой и системно-структурный.
Структура и объем работы соответствует целям и задачам. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения и списка используемых нормативно-правовых актов и научной литературы.
- ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Содержание и механизм реализации конституционных обязанностей человека и гражданина в России
В демократическом государстве основные (конституционные) обязанности выступают одним из важнейших элементов его правовой основы, являются специфической формой руководства обществом, способом социальной координации деятельности людей и их общностей. В обязанностях объективируются социально-экономические, политические, правовые и нравственные требования, предъявляемые обществом к личности.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации[1] (далее – Конституции РФ) «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». Субъекты права сообразуют свое поведение с юридическими запретами. Соблюдение в конституционном смысле характеризуется не только пассивным поведением субъекта, не совершением им запрещаемых Конституцией РФ действий. Оно включает также активное поведение субъектов, требуемое конституционной нормой и направленное на достижение ее целей, и в этом смысле совпадает с понятием выполнения конституционных норм[2].
Требование следовать велению конституции и законов содержат почти все конституции. Так, в соответствии со ст. 54 Конституции Итальянской Республики «все граждане обязаны верностью Республике и должны соблюдать ее Конституцию и ее законы».
Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ).
Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 3 ст. 38).
В развитие норм Конституции РФ ст. 63 СК устанавливает:
– родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами;
– родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования.
Ст. 38 Конституции РФ в ч. 2 закрепляет, что забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей, а ч. 3 – трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Основанием для возникновения правовых отношений между родителями и детьми является происхождение последних независимо от того, состоят ли родители в браке или нет, проживают они совместно или раздельно.
Ч. 2 ст. 38 Конституции РФ установлено, что забота о детях, их воспитании — равное право и обязанность родителей. Эта конституционная норма обеспечивается и конкретизируется семейным законодательством (гл. 12 СК «Права и обязанности родителей», гл. 13 «Алиментные обязательства родителей и детей», гл. 16 «Соглашения об уплате алиментов»). Согласно ст. 61 СК родители имеют равные права и исполняют равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). Равенство прав и обязанностей родителей в отношении детей должно соблюдаться независимо от наличия или отсутствия брака родителей.
Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом духовном и нравственном развитии своих детей. В этой связи обосновано установление законом ответственности родителей за воспитание и развитие ребенка, что отвечает требованиям ст. 18 и 27 Конвенции о правах ребенка. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к разным видам юридической ответственности. Родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, наилучшие интересы которого должны являться предметом основной заботы родителей (ст. 18). Это положение нашло закрепление не только в семейном законодательстве, но и в основных законах многих государств. Так, в новых конституциях ряда стран Восточной Европы и Балтии предусмотрено, что воспитание несовершеннолетних детей является правом и обязанностью родителей (ст. 47 Конституции Республики Болгарии, § 67 и 70.1 Конституции Венгерской Республики, ст. 38 Конституции Литовской Республики, ст. 48 Конституции Польской Республики, ст. 41 Конституции Словацкой Республики, ст. 54 Конституции Республики Словения, ст. 63 Конституции Республики Хорватия, ст. 32 Хартии основных прав и свобод Чешской Республики, ст. 27 Конституции Эстонской Республики).
Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции РФ).
Культурное наследие народов России – материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности России и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию (ст. 3 Основ законодательства РФ о культуре).
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов России относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. Объекты культурного наследия подразделяются на памятники, ансамбли, достопримечательные места (ст. 3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»[3]).
Закрепляя свободу творчества, ст. 44 Конституции РФ возлагает на каждого обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия и беречь памятники истории и культуры. Историческое и культурное наследие – это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения самобытности России и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 НК РФ[4]).
Налоги являются важнейшим источником доходов бюджета, за счет которого должны обеспечиваться соблюдение и защита прав и свобод граждан, а также осуществление социальной функции государства (ст. 2 и 7 Конституции РФ). Без поступлений в бюджет налоговых платежей невозможно финансирование организаций, выполняющих государственный заказ, учреждений здравоохранения, образования, армии, правоохранительных органов и т.д. (постановление Конституционного Суда РФ от 23 декабря 1997 г. по делу о проверке конституционности п. 2 ст. 855 ГК и ч. 6 ст. 15 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в связи с запросом Президиума Верховного Суда РФ»[5]).