Курсовая работа|Стратегический менеджмент

Стратегическое управление организацией

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2021 | Страниц: 37

Введение

1 Теоретические основы стратегического управления деятельностью предприятия 

1.1 Сущность  и экономическое содержание стратегического управления

1.2  Порядок разработки и реализации стратегии развития предприятия

2 Анализ сис темы стра тегического управления ООО «Сервисгазавтоматика»

2.1 Организационно-экономическая характер истика ООО «Сервисгазавтоматика» 

2.2 Анализ существ ующей стра тегии раз вития пре дприятия

3 Оценка ис пользуемых мет одов де ятельности пре дприятия по  ре ализации существ ующей стра тегии

Заключение

Список использованных источников

Актуальность темы работы заключается в том, что глобализация мировой экономики, открытость российских рынков для внешних товаропроизводителей: все это, с одной стороны, резко обострило конкуренцию среди производителей, с другой - ускорило изменение потребительских предпочтений. Поэтому, в современных рыночных условиях, планирование в России приобретает особую актуальность.

В условиях рыночной экономики большое значение для развития деятельности предприятия имеет стратегическое управление. Оно придает фирме такие качества, как определенность и индивидуальность, обеспечивает специфику, создает условия для возникновения и развития ряда важных и существенных факторов, позитивно влияющих на ее деятельность.

В отечественной экономической литературе до 1992 года проблема стратегического управления рассматривалась лишь эпизодически, прежде всего, как опыт управления в капиталистических фирмах. Исторически первыми работами в области стратегического управления являются монографии А.Н. Петрова, Ю.В. Гусева. Этому вопросу уделяли внимание: С.П. Болотина, О.С. Виханский, Р.А. Фатхутдинов, Э.А. Уткин и др. Существующий объем научных публикаций по данной проблематике невелик. В последнее время, в нашей стране большой вклад в развитие стратегического планирования внесли такие ученые как: В.И. Ляско, Г.А. Маховикова, М.И. Бухалков, С.И. Кукушкина, В. Позднякова, Е.С. Васильева, А.Н. Петров, Т.П. Лобанова, Л.В. Мясоедова, Ю.А. Олейникова и др. Развитие научной мысли по стратегическому планированию приходится на период с 2005 г. по настоящее время. Это объясняется следующими обстоятельствами:

  • наша страна вошла в фазу развития цивилизованной рыночной экономики, накопив опыт планирования;
  • зарубежный информационный поток дал возможность изучить методологию стратегического планирования и применить его к российской действительности.

Негативной стороной в исследованиях российских ученых является отсутствие универсального подхода к освещению вопросов по стратегическому управлению и его применению промышленными и торговыми предприятиями.

Несмотря на разнообразие применяемых методов, стратегическое управление на российских предприятиях нередко не использует накопленный отечественный опыт в области планирования и опыт зарубежных стран. Обращает на себя внимание и слабое практическое применение методов экономико-математического моделирования в стратегическом управлении. 

Целью работы является изучение теоретических подходов и разработка практических рекомендаций по формированию системы стратегического управления на предприятии. 

В соответствии с целью исследования определены следующие задачи: 

  • рассмотреть сущность и экономическое содержание стратегического управления;
  • охарактеризовать порядок разработки и реализации стратегии развития предприятия;
  • провести анализ системы стратегического управления ООО «Сервисгазавтоматика»;
  • разработать мероприятия по повышению эффективности стратегического управленияи провести их экономическое обоснование.

Объектом работы является предприятие сферы автоматизации технологических процессов в газовой промышленности общество с ограниченной ответственностью «Сервисгазавтоматика».

Предметом исследования являются теоретические, методологические и практические проблемы, связанные с формированием системы стратегического планирования на предприятии. 

Теоретической и методологической базой работы являются труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов по исследуемой проблеме, законодательные и нормативные акты Российской Федерации, материалы научно-практических конференций. 

В исследовании применялись экспертный, сравнительный, статистический и графический методы анализа с элементами системного подхода. 

 

1 Теоретические основы стратегического управления деятельностью предприятия

1.1 Сущность и экономическое содержание стратегического управления

Под управлением вообще понимается деятельность по упорядочению процесса функционирования и развития естественных, технических, социальных объектов (общества в целом и его отдельных элементов - групп людей, формально или неформально объединенных в организации, отдельных индивидов).

Термин "стратегическое управление" был введен в обиход на стыке 60-70 г.г. для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемом на высшем уровне. Это было связано с изменениями в условиях ведения бизнеса, необходимостью переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим образом реагировать на происходящие в нем изменения.Понятие «стратегия» вошло в теорию стратегического менеджмента в 50-х гг. XX в, когда проблема незамедлительной реакции на изменения, происходящие во внешней среде приобрела важное значение. Первоначально термин «стратегия» применялся исключительно в военной сфере и определялся как «искусство развертывания войск в бою».

Кроме того, среди менеджеров этот термин означает высшее проявление управленческой деятельности [38, с.49].

Рассмотрим определения стратегического планирования, предлагаемые различными российскими и зарубежными учеными:

В.А. Баринов и В.Л. Харченко «определение стратегической цели развития предприятия на основе прогноза его возможностей и изменений внешней среды, а также выработка программы действий по достижению этой цели» [5];

Ю.Т. Шестопал и В.Д. Дорофеев, «долгосрочное развитие, достижение более высоких темпов экономического роста на основе поэтапного совершенствования различных производственно-технических факторов и организационно-управленческих структур, с целью обеспечения высокого качества работы персонала и уровня жизни своих работников» [30];

Е.А. Исаев «логический аналитический процесс определения будущего положения фирмы в зависимости от внешних условий деятельности» [22];

В.И. Ляско «выбор основных направлений производственной деятельности, приемов и методов, обеспечивающих достижение долгосрочных целей предприятия (фирмы) в постоянно меняющихся условиях внешней среды» [30];

Н.А. Казакова «управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и шагами в сфере маркетинга» [23];

Дж. Штейнер,Дж. Майнер «определение долгосрочных целей и задач корпорации, принятие курса действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей» [46];

А.В. Сорокина «одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения» [40];

И.В. Гуськова «долгосрочное развитие предприятия, на основе формирования и реализации стратегии, для достижения намеченных целей, под влиянием изменяющейся среды в сложившемся конкурентном окружении» [15].

Таким образом, на основании представленных выше определений, можно сделать вывод, что стратегическое планирование – понятие многоликое, сводящее свою суть к достижению поставленной цели. 

В научной литературе выделяют несколько эталонных типов стратегий, отражающих состояние пяти важных областей[10]:

  1. отрасль
  2. положение фирмы внутри отрасли
  3. продукт
  4. рынок
  5. технология.

Стратегия концентрированного роста связана с изменением двух элементов (продукта и рынка). В данном случае предприятие ведет поиск возможностей улучшения своего положения на существующем рынке или пытается перейти на новый рынок, не меняя при этом отраслевой принадлежности. Ее подтипами являются:

Стратегия развития продукта, предполагает рост за счет производства нового продукта, который предполагается реализовать на уже освоенном рынке. Данный тип стратегии предполагает расширение ассортимента продукции, улучшение качества и добавление новых характеристик.

Стратегия усиления позиций на рынке заключается в том что предприятие пытается завоевать новые позиции, но не меняя при этом не продукт, не рынок. Данная стратегия требует значительных маркетинговых усилий и расходов.

Стратегия развития рынка заключается в поиске новых рынков для уже существующего продукта.

Стратегия интегрированного роста связанна с расширением предприятия с помощью добавления новых структур, которые могут появляться как путем преобразования собственности, так и путем расширения из нутрии. Подтипом данной стратегии является:

Стратегия обратная вертикальной интегральной интеграции направлена на рост предприятия за счет приобретения или установления контроля над поставщиками.

Стратегия предшествующая вертикальной интеграции заключается в приобретении или установлении контроля над структурами находящимися между предприятием и конечным потребителем.

Стратегия диверсифицированного роста реализуется в случае, когда предприятие не способно развиваться с данным продуктом в данной отрасли. Ее подтипом является:

Стратегия концентрической диверсификации основана на производстве новых продуктов на базе уже существующего бизнеса, при этом старое производство остается, а новое возникает исходя из возможностей заложенных в технологии производства, рынке сбыта и т.д.

Стратегия горизонтальной диверсификации, данный тип стратегии предполагает рост предприятия за счет освоения новой продукции, но имеющая некоторые отличия от уже производимой.

Стратегия конгломерантной диверсификации заключается в том, что предприятие расширяется за счет производства новых продуктов, технологически несвязанных с уже производимыми, которые реализуются на новых рынках.

Стратегия сокращения, к ней предприятие прибегает в случае, когда необходима реструктуризация или при необходимости повышения эффективности в период спада. Подтипы данной стратегии:

Стратегия ликвидации является крайним вариантом стратегии сокращения, применяется в случае полной невозможности функционирования предприятия.

Стратегия сбора урожая состоит в том, что предприятие отказывается от длительной перспективы в будущем в пользу получения максимальных доходов в краткосрочной перспективе.

Стратегия сокращения. В данном случае предприятие закрывает одно или несколько своих подразделений, с тем, чтобы изменить структуру бизнеса в долгосрочной перспективе.

Стратегия сокращения расходов состоит в том, что предприятие использует все свои возможности по снижению издержек производства. Носит кратковременный характер.

В условиях рыночной экономики предприятию, для того чтобы успешно конкурировать, необходимо применять тот или иной тип стратегии, при этом следует помнить, что комбинирование стратегий будет приводить к большим результатам.

Стратегическое планирование обеспечивает основу для принятия управленческих решений и реализации функций предприятия. Динамичный процесс стратегического планирования является той основой, на которой построены все управленческие функции. Не используя преимущества стратегического планирования, предприятия и отдельные сотрудники будут лишены четкого способа оценки целей и направлений их реализации.

Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления предприятиями. Проецируя эти положения на реалии обстановки в нашей стране, мож но от метить, что стра тегическое план ирование ста новится все  бол ее  акт уальным для рос сийских пре дприятий,  кот орые  вступают в жесткую конкуренцию как между  со бой так  и с ино странными корпорациями.

Стратегическое план ирование - одна из  функ ций управления, кот орая  пре дставляет со бой про цесс вы бора целей пре дприятия и путей их до стижения. Сущность стра тегического план ирования за ключается не  сто лько в до лгосрочном врем енном горизонте план ирования, сколько в пре двидении из менений внутр енней и вне шней сред ы план ируемого об ъекта и адаптации к ним про цесса раз вития.

Теории и прак тике стра тегического план ирования уделено бол ьшое вним ание в за падной литературе, но, к со жалению, в на шей стра не еще до лгое врем я не  уделялось до лжного вним ания дан ной про блеме.

Общей мет одологией стра тегического план ирования, как и любой на уки, является орган ическое един ство об щемировоззренческих, об щеметодологических при нципов, об щенаучных мет одов по знания и спец ифической, час тной мет одологии.

  1. Александрова А.В. Стратегический менеджмент: Учебник / Н.А. Казакова, А.В. Александрова, С.А. Курашова, Н.Н. Кондрашева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 320 c.
  2. Алимов А.Н. Стратегический менеджмент: учебно-методическое по  собие. Белгород: Белгородский госуд  арственный на  циональный ис  следовательский университет, 2019. – 273 с.
  3. Андрейчиков А.В. Стратегический менеджмент в инновационных орган  изациях. Системный анал  из и при  нятие ре  шений: Учебник / А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 396 c.
  4. Бабич О.В. Стратегический менеджмент со  временного пре  дприятия: учебное по  собие. Брянск: Брянский госуд  арственный тех  нический университет, 2019. – 96 с.
  5. Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент: учебное по  собие. М.: ИНФРА-М, 2019. – 285 с.
  6. Басовский Л.Е. Современный стра  тегический анал  из: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2019. – 256 с.
  7. Басовский Л.Е. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Е. Басовский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 365 c.
  8. Бородин В.А., Любицкая В.А. Стратегический менеджмент: учебное по  собие. Барнаул: Алтайский госуд  арственный тех  нический университет им  . И. И. Ползунова, 2019. – 126 с.
  9. Веснин В. Р., Кафидов В. В. Стратегическое управление: учебное по  собие по   спец  иальности «Менеджмент орган  изации». СПб.: Питер, 2019. – 256 с.
  10. Волкогонова О.Д. Стратегический менеджмент: Учебник / О.Д. Волкогонова, А.Т. Зуб. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 256 c.
  11. Глумаков В.Н. Стратегический менеджмент: Практикум / В.Н. Глумаков, М.М. Максимцов, Н.И. Малышев. - М.: Вузовский учебник, 2020. - 186 c.
  12. Грушенко В.И. Стратегии управления комп  аниями. От теории к прак  тической раз  работке и ре  ализации: учебное по  собие. М.: ИНФРА-М, 2019. – 336 с.
  13. Гуськов Ю. В. Стратегический менеджмент: учебное по  собие. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2019. – 190
  14. Зайцев Л.Г. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. - М.: Магистр, 2018. - 528 c.
  15. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Учебник для бакалавров / А.Т. Зуб. - М.: Юрайт, 2018. - 375 c.
  16. Джуха В. М., Штапова И. С., Жуковская Н. П., Кокин А. Н. Стратегический менеджмент: учебное по  собие. Ростов-на-Дону: Издательство РГЭУ (РИНХ), 2018. – 199 с.
  17. Дудин М. Н., Лясников Н. В., Широковских С. А. Стратегический менеджмент: учебное по  собие для студентов вы  сших учебных за  ведений, об  учающихся по   спец  иальности «Менеджмент орган  изации». Второе из  дание, стереотипное. М.: КноРус, 2019. – 252 с.
  18. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент: учебник. 2-е из  дание, пер  еработанное и до  полненное. М.: Магистр; ИНФРА-М, 2019. – 528 с.
  19. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: учебник для бакалавров. – 4-е из  дание, пер  еработанное и до  полненное. М.: Юрайт, 2018. – 375 с.
  20. Исаева Е.А. Стратегический менеджмент в финансов  о-кредитных орган  изациях: учебное по  собие / Е.А. Исаева. — М.: КНОРУС, 2021. — 174 с.
  21. Казакова Н. А., Александрова А. В., Кондрашева Н. Н., Курашова С. А. Стратегический менеджмент: учебник. М.: ИНФРА-М, 2019. – 320 с.
  22. Керцнер Г. Стратегическое управление в комп  ании. Модель зрелого управления про  ектами. Перевод с английского. М.: ДМК Пресс, 2019. – 320 с.
  23. Маврина И. М. Стратегический менеджмент: учебное по  собие. Екатеринбург: Уральский феде  ральный университет, 2019. – 129 с.
  24. Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: учебное по  собие. М.: ИНФРА-М, 2019. – 288 с.
  25. Пленкина В. В., Ленкова О. В., Чистякова Г. А. Стратегический менеджмент: учебное по  собие. Тюмень: ТюмГНГУ, 2018. – 116 с.
  26. Романов Е. В. Стратегический менеджмент: Учебное по  собие. 2-е из  дание, пер  еработанное и до  полненное. М.: ИНФРА-М, 2019. – 160 с.
  27. Рязанцева М. В., Якушова Е. С. Стратегический менеджмент: учебное по  собие. М.: Новое врем  я, 2019. – 118 с.
  28. Савченко А. Б. Стратегический менеджмент: учебное по  собие. М.: РИОР; ИНФРА-М, 2019. – 228 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Стратегический менеджмент
2010 год 34 стр.
Курсовая Консалтинг в стратегическом управлении организацией
diplomstud
Курсовая работа Стратегический менеджмент
2015 год 40 стр.
Курсовая Стратегическое планирование в колледже
diplomstud
Курсовая работа Стратегический менеджмент
2012 год 34 стр.
Курсовая работа на тему: «Стратегическое планирование»
Telesammit
Курсовая работа Стратегический менеджмент
2012 год 31 стр.
Курсовая Стратегическое управление на предприятии
Курсовая работа Стратегический менеджмент
2013 год 22 стр.
Курсовая Системный подход к управлению организацией в современных условиях

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское