Курсовая работа|Конституционное право

Судебная власть: конституционно-правовой аспект

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2021 | Страниц: 41

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                      

  1. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РФ 

1.1. Понятие, признаки, цель и задачи судебной власти                                  

1.2. Судебная власть и общественное мнение                                                 

  1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РФ 

2.1. Понятие, классификация и содержание принципов организации судебной власти                                                                                                                        

2.2. Понятие и классификация конституционных принципов судопроизводства      

  1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС РОССИЙСКИХ СУДЕЙ КАК НОСИТЕЛЕЙ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

3.1. Понятие и структура конституционно-правового статуса судьи              

3.2. Порядок наделения полномочиями (требования к кандидатам на должность судьи) и символы судебной власти                                                                            

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                              

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ                                              

Важнейшие правовые положения, характеризующие российский суд и правосудие, отражены в Конституции РФ. которая закрепляет свойственные правовому государству демократические начала организации и деятельности суда в интересах граждан, общества и государства. Конституционные гарантии дают основания именовать демократические основы деятельности суда конституционными принципами правосудия.

Закрепленные в Конституции РФ принципы правосудия находят свое отражение и развитие в федеральных конституционных законах, федеральных законах, регулирующих деятельность суда с учетом специфики сферы судопроизводства и национальных особенностей российской правовой системы, а также общепризнанных норм международного права и международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией.

Таким образом, конституционные основы (принципы) правосудия — это закрепленные в Конституции РФ и законах руководящие правовые положения, выражающие сущность и специфические свойства правосудия с учетом особенностей правовой и судебной системы РФ.

В современном мире судебная власть становится социально значимым институтом, инструментом поиска баланса общественных, групповых и личных интересов, социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, средством согласия и сотрудничества различных социальных сил на твердой правовой основе.

Для Российской Федерации судебная власть является неотъемлемой составляющей . Но важна она не только своим существованием, а действительностью и применимостью в реальной жизни нашего общества.

Судебная власть, являющаяся неотъемлемой составной частью системы управления обществом, в отличие от законодательной и исполнительной, должна иметь особые гарантии независимости и быть свободной от влияния политических процессов в стране. Важно не только существование данной системы, но и действительность и применимость в обществе. Судебная власть призвана стоять на страже Конституции РФ, не допуская излишнюю открытость и давление со стороны общества, в то же время, гарантируя соблюдение установленных Конституцией РФ и законами предписаний об открытости судебной власти и формируя уважение к судебной власти.

Предметом выступают конституционные нормы и иные нормативно-правовые акты, составляющие основы судебной власти в РФ.

Исходя из темы, основной целью данной работы является рассмотрение судебной власти во всей ее полноте, для чего необходимо решить следующие задачи:

  1. рассмотреть понятие, признаки, цели и задачи судебной власти;
  2. провести тонкий анализ между судебной властью и общественным мнением;
  3. изучить конституционно-правовые принципы организации судебной власти в Российской Федерации в двух аспектах: организации судебной власти и судопроизводства;
  4. охарактеризовать понятие и структуру конституционно – правового статуса судьи
  5. квалифицировать порядок наделения судей полномочиями

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что построение правового государства в Российской Федерации немыслимо без создания сильной и независимой судебной власти, осуществляющей свою деятельность на основе общепризнанных демократических принципов отправления правосудия.

Структура работы состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемых источников.

Методологическая база включает в себя: метод анализа, синтеза, обобщения. Теоретическая база работы сформировалась в результате изучения трудов следующих авторов:  И.А. Алешкова, В.И. Кайнова, В.О. Лучина, О.А. Фомичевой, Н.М. Чепурновой, С.М. Шархая и других.

 

1. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РФ

1.1. Понятие, признаки, цель и задачи судебной власти

Судебная власть — одна из трех ветвей государственной власти, о которых Конституция РФ говорит в ст. 10, закрепляя принцип разделения властей. Следует отметить, что ни Конституция РФ, ни другие законодательные акты не содержат понятия судебной власти, такая неопределенность в законодательстве в юридической литературе порождает различные подходы к пониманию сущности судебной власти.

Например, JI. А. Воскобитова отмечает: «...во многих научных исследованиях, посвященных изучению судебной власти, к определению понятия судебной власти имеются два подхода - определение ее как совокупности судебных органов - судов - и как деятельность судов по реализации предоставленных им законом полномочий»[1]. Имеется также точка зрения, согласно которой «судебная власть - это не суд, не судебная система даже и не деятельность по отправлению правосудия, а принадлежащие судам право и возможность в особой процессуальной форме и особыми методами разрешать возникающие в обществе правовые конфликты»[2].

В целом, под судебной властью понимается самостоятельный вид государственной власти, осуществляемый судебными органами посредством установленных законом видов судопроизводства. Судебная власть, действуя наряду с другими ветвями власти, является самостоятельной и действует независимо от них[3].

Совокупность судебных органов (судов) образует судебную систему, установленную Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 26 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации»[4].  Данный нормативно-правовой акт закрепляет один из основополагающих принципов судоустройства, согласно которому «правосудие осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с законом».

Указанное положение является воспроизведением ч. 1 ст. 118 Конституции РФ. Следовательно, исполнительные либо законодательные органы не могут быть наделены полномочиями по отправлению правосудия.

Данный вывод нашел свое отражение в Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 марта 2009 г. № 5-П, где указано, что «согласно ст. 118 (ч. 1 и 2) Конституции РФ правосудие в РФ осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства»[5]. По смыслу данной статьи Конституции РФ (во взаимосвязи со ст. 10 Конституции РФ) именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, в том числе по делам, возникающим из налоговых правоотношений, что, в свою очередь, означает недопустимость преодоления вынесенного судом решения посредством юрисдикционного акта административного органа. Преодоление судебного решения путем принятия административным органом юрисдикционного акта, влекущего для участников спора, по которому было принято судебное решение, иные последствия, нежели определенные этим судебным решением, означает нарушение установленных Конституцией РФ судебных гарантий прав и свобод, не соответствует самой природе правосудия, которое осуществляется только судом, и несовместимо с конституционными принципами самостоятельности судебной власти, независимости суда и его подчинения только Конституции РФ и федеральному закону».

Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», не допускается. Это положение является «исторической реакцией» на трагические события российской истории конца 1930 годов, когда судебные решения выносились чрезвычайными судами, так называемыми тройками.

Имеется также точка зрения, согласно которой судебная власть реализуется путем осуществления правосудия и в форме судебного и конституционного контроля[6]. Другие авторы в качестве форм реализации судебной власти выделяют правосудие, судебный надзор, судебное управление, судебный контроль в области исполнительной власти и судебный конституционный контроль[7].

При рассмотрении понятия «судебная власть» можно выделить несколько аспектов:

Таблица 1.1.1.

Социально- политический

Судебная власть может быть представлена как обязательный атрибут политически организованного общества

Будет проявляться характеристика взаимоотношений государства, общества и личности

Функциональ-ный

Судебная власть имеет свои цели, задачи, которые воплощаются посредством реализации функций.

Обычно предназначение судебной власти связывают с разрешением конфликтов в обществе и государстве, а также защитой прав и свобод человека и гражданина.

Институцио-нальный (организацион-ный)

Судебная власть представляет особый вид государственной власти; является самостоятельным институтом государства, осуществляющим свою деятельность посредством системы судов 

Это обособленная группа связанных между собой государственных учреждений — судов

Аксио-логический

Судебная власть является конституционно значимой ценностью; судебная власть обеспечивает защиту конституционных ценностей

Конституционно-правовая ценность судебной власти выражается в способности обеспечивать баланс интересов личности, общества и государства.

В условиях демократического правового государства и действия присущего ему принципа разделения властей судебная власть является самостоятельной ветвью государственной власти, независимой от законодательной и исполнительной ветвей государственной власти (ст. 10 и 11 Конституции РФ).

Проблема взаимодействия властей является одной из актуальных, и рациональное ее решение крайне важно для становления судебной власти и осмысления ее назначения и особой роли в демократическом правовом государстве.

Одной из важнейших характеристик судебной власти является ее самостоятельность и независимость. Вот почему Концепция судебной реформы в Российской Федерации, утвержденная Верховным Советом РСФСР от 24 октября 1991 г., в качестве приоритетной задачи определила утверждение судебной власти в государственно-правовом механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от законодательной и исполнительной власти. «Создатели теории разделения властей, — как справедливо отмечает В. М. Лебедев, — придавали суду первостепенное и совершенно самостоятельное значение в обеспечении законности, справедливости и свободы при условии, что судебная власть не будет зависеть от других властей»[8].

Поэтому самостоятельность и независимость судебной власти нужна не для того, чтобы стать неконтролируемой и неуправляемой, не для самоутверждения судебного сообщества, а для «обеспечения реальной возможности пресечь произвол других властей, защитить права и свободы, как отдельных граждан, так и их объединений, в целом».

Судебная власть как самостоятельная ветвь государственной власти осуществляется специально управомоченными государственными органами — судами, сформированными на основании конституции и специальных законов. Органы судебной власти в России образуют единую систему. В их организации и деятельности определяется структурное и функциональное единство судебной власти.

Судебная власть носит исключительный характер в том смысле, что она не может осуществляться иными государственными органами и должностными лицами (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ).

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС «Консультант плюс»
  2. «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС «Консультант Плюс»
  3. «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм от 13.05.2004) // СПС «Консультант Плюс»
  4. «Международный пакт о гражданских и политических правах» (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС «Консультант Плюс»
  5. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс».
  6. Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «О мировых судьях в Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс»
  7. Федеральный закон от 10.02.1999 N 30-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О финансировании судов Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»
  8. Федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс»
  9. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 28.12.2016) «О статусе судей в Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс»
  10. Постановление Конституционного Суда РФ от 07.03.1996 N 6-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в связи с жалобами граждан Р.И. Мухаметшина и А.В. Барбаша» // СПС «Консультант Плюс»
  11. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.03.1998 N 9-П «По делу о проверке конституционности статьи 44 Уголовно - процессуального кодекса РСФСР и статьи 123 Гражданского процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами ряда граждан» // СПС «Консультант Плюс»
  12. Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2001 года № 277-0, от 30 сентября 2004 года № 299-0, от 18 июля 2006 года № 191-0, от 19 мая 2009 г. №499-0-0. // СПС «Консультант плюс»
  13. Конституционный закон Республики Северная Осетия-Алания от 15.06.2001 N 17-РЗ «О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания» // СПС «Консультант плюс»
  14. Декларация СНД РСФСР от 12.06.1990 N 22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» // СПС «Консультант Плюс»
  15. Алешкова, И.А. Конституционные основы судебной власти: курс лекций для бакалавров / И.А. Алешкова, И.А. Дудко, Н.А. Марокко. — М. : Российский государственный университет правосудия, 2017. — 379 с.
  16. Анишина, В. И. Конституционные принципы судебной власти Российской Федерации: формирование, содержание и перспективы развития. — М. : Российский государственный университет правосудия, 2003. — 272 с.
  17. Витрук Н. В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс: Учебное пособие для вузов. М. : Норма: ИНФРА-М, 2017. - 592 с.
  18. Воскобитова, T. А. Сущностные характеристики судебной власти / T. А. Воскобитова. - Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2016. – 160 с.
  19. Даровских, С. М. Судебные правовые позиции в уголовном судопроизводстве: теоретические основы и процессуальные формы: автореф. дис. ... докт. юрид. наук / С. М. Даровских. - М., 2017. – 50 с.
  20. Зорькин, В. Д. Россия и Конституция в XXI веке. 2-е изд. М: Норма., 2016. – 399 с.
  21. Кайнов, В.И. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В.И. Кайнов, Р.А. Сафаров.— М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2016. — 159 с.
  22. Клеандров, М. И. Статус судьи: правовой и смежные компоненты / Под ред. М. М. Славина. М.: НОРМА, 2016. – 256 с.
  23. Конституционное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / В.О. Лучин [и др.]. — 9-е изд — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. — 672 с.
  24. Лазарева, В. А. Судебная защита в уголовном процессе Российской Федерации: проблемы теории и практики: автореф. дисс.... докт. юрид. наук / В. А. Лазарева. - М., 2000. – 420 с.
  25. Лебедев, В. М. Становление и развитие судебной власти в Российской Федерации. М.: РАП, 2017. - 368 с

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Конституционное право
2014 год 36 стр.
Курсовая Конституционно-правовой статус НСО
Telesammit
Курсовая работа Конституционное право
2018 год 35 стр.
Курсовая Конституционно-правовой статус президента
Telesammit
Курсовая работа Конституционное право
2014 год 22 стр.
Курсовая Конституционно-правовой статус субъектов РФ
Курсовая работа Конституционное право
2017 год 41 стр.
Конституционно-правовой статус субъектов РФ
antiplagiatpro

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское