ВВЕДЕНИЕ
- СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РФ
1.1. Понятие, признаки, цель и задачи судебной власти
1.2. Судебная власть и общественное мнение
- КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РФ
2.1. Понятие, классификация и содержание принципов организации судебной власти
2.2. Понятие и классификация конституционных принципов судопроизводства
- КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС РОССИЙСКИХ СУДЕЙ КАК НОСИТЕЛЕЙ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
3.1. Понятие и структура конституционно-правового статуса судьи
3.2. Порядок наделения полномочиями (требования к кандидатам на должность судьи) и символы судебной власти
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Важнейшие правовые положения, характеризующие российский суд и правосудие, отражены в Конституции РФ. которая закрепляет свойственные правовому государству демократические начала организации и деятельности суда в интересах граждан, общества и государства. Конституционные гарантии дают основания именовать демократические основы деятельности суда конституционными принципами правосудия.
Закрепленные в Конституции РФ принципы правосудия находят свое отражение и развитие в федеральных конституционных законах, федеральных законах, регулирующих деятельность суда с учетом специфики сферы судопроизводства и национальных особенностей российской правовой системы, а также общепризнанных норм международного права и международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией.
Таким образом, конституционные основы (принципы) правосудия — это закрепленные в Конституции РФ и законах руководящие правовые положения, выражающие сущность и специфические свойства правосудия с учетом особенностей правовой и судебной системы РФ.
В современном мире судебная власть становится социально значимым институтом, инструментом поиска баланса общественных, групповых и личных интересов, социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, средством согласия и сотрудничества различных социальных сил на твердой правовой основе.
Для Российской Федерации судебная власть является неотъемлемой составляющей . Но важна она не только своим существованием, а действительностью и применимостью в реальной жизни нашего общества.
Судебная власть, являющаяся неотъемлемой составной частью системы управления обществом, в отличие от законодательной и исполнительной, должна иметь особые гарантии независимости и быть свободной от влияния политических процессов в стране. Важно не только существование данной системы, но и действительность и применимость в обществе. Судебная власть призвана стоять на страже Конституции РФ, не допуская излишнюю открытость и давление со стороны общества, в то же время, гарантируя соблюдение установленных Конституцией РФ и законами предписаний об открытости судебной власти и формируя уважение к судебной власти.
Предметом выступают конституционные нормы и иные нормативно-правовые акты, составляющие основы судебной власти в РФ.
Исходя из темы, основной целью данной работы является рассмотрение судебной власти во всей ее полноте, для чего необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, признаки, цели и задачи судебной власти;
- провести тонкий анализ между судебной властью и общественным мнением;
- изучить конституционно-правовые принципы организации судебной власти в Российской Федерации в двух аспектах: организации судебной власти и судопроизводства;
- охарактеризовать понятие и структуру конституционно – правового статуса судьи
- квалифицировать порядок наделения судей полномочиями
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что построение правового государства в Российской Федерации немыслимо без создания сильной и независимой судебной власти, осуществляющей свою деятельность на основе общепризнанных демократических принципов отправления правосудия.
Структура работы состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемых источников.
Методологическая база включает в себя: метод анализа, синтеза, обобщения. Теоретическая база работы сформировалась в результате изучения трудов следующих авторов: И.А. Алешкова, В.И. Кайнова, В.О. Лучина, О.А. Фомичевой, Н.М. Чепурновой, С.М. Шархая и других.
1. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РФ
1.1. Понятие, признаки, цель и задачи судебной власти
Судебная власть — одна из трех ветвей государственной власти, о которых Конституция РФ говорит в ст. 10, закрепляя принцип разделения властей. Следует отметить, что ни Конституция РФ, ни другие законодательные акты не содержат понятия судебной власти, такая неопределенность в законодательстве в юридической литературе порождает различные подходы к пониманию сущности судебной власти.
Например, JI. А. Воскобитова отмечает: «...во многих научных исследованиях, посвященных изучению судебной власти, к определению понятия судебной власти имеются два подхода - определение ее как совокупности судебных органов - судов - и как деятельность судов по реализации предоставленных им законом полномочий»[1]. Имеется также точка зрения, согласно которой «судебная власть - это не суд, не судебная система даже и не деятельность по отправлению правосудия, а принадлежащие судам право и возможность в особой процессуальной форме и особыми методами разрешать возникающие в обществе правовые конфликты»[2].
В целом, под судебной властью понимается самостоятельный вид государственной власти, осуществляемый судебными органами посредством установленных законом видов судопроизводства. Судебная власть, действуя наряду с другими ветвями власти, является самостоятельной и действует независимо от них[3].
Совокупность судебных органов (судов) образует судебную систему, установленную Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 26 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации»[4]. Данный нормативно-правовой акт закрепляет один из основополагающих принципов судоустройства, согласно которому «правосудие осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с законом».
Указанное положение является воспроизведением ч. 1 ст. 118 Конституции РФ. Следовательно, исполнительные либо законодательные органы не могут быть наделены полномочиями по отправлению правосудия.
Данный вывод нашел свое отражение в Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 марта 2009 г. № 5-П, где указано, что «согласно ст. 118 (ч. 1 и 2) Конституции РФ правосудие в РФ осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства»[5]. По смыслу данной статьи Конституции РФ (во взаимосвязи со ст. 10 Конституции РФ) именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, в том числе по делам, возникающим из налоговых правоотношений, что, в свою очередь, означает недопустимость преодоления вынесенного судом решения посредством юрисдикционного акта административного органа. Преодоление судебного решения путем принятия административным органом юрисдикционного акта, влекущего для участников спора, по которому было принято судебное решение, иные последствия, нежели определенные этим судебным решением, означает нарушение установленных Конституцией РФ судебных гарантий прав и свобод, не соответствует самой природе правосудия, которое осуществляется только судом, и несовместимо с конституционными принципами самостоятельности судебной власти, независимости суда и его подчинения только Конституции РФ и федеральному закону».
Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», не допускается. Это положение является «исторической реакцией» на трагические события российской истории конца 1930 годов, когда судебные решения выносились чрезвычайными судами, так называемыми тройками.
Имеется также точка зрения, согласно которой судебная власть реализуется путем осуществления правосудия и в форме судебного и конституционного контроля[6]. Другие авторы в качестве форм реализации судебной власти выделяют правосудие, судебный надзор, судебное управление, судебный контроль в области исполнительной власти и судебный конституционный контроль[7].
При рассмотрении понятия «судебная власть» можно выделить несколько аспектов:
Таблица 1.1.1.
Социально- политический
|
Судебная власть может быть представлена как обязательный атрибут политически организованного общества
|
Будет проявляться характеристика взаимоотношений государства, общества и личности
|
Функциональ-ный
|
Судебная власть имеет свои цели, задачи, которые воплощаются посредством реализации функций.
|
Обычно предназначение судебной власти связывают с разрешением конфликтов в обществе и государстве, а также защитой прав и свобод человека и гражданина.
|
Институцио-нальный (организацион-ный)
|
Судебная власть представляет особый вид государственной власти; является самостоятельным институтом государства, осуществляющим свою деятельность посредством системы судов
|
Это обособленная группа связанных между собой государственных учреждений — судов
|
Аксио-логический
|
Судебная власть является конституционно значимой ценностью; судебная власть обеспечивает защиту конституционных ценностей
|
Конституционно-правовая ценность судебной власти выражается в способности обеспечивать баланс интересов личности, общества и государства.
|
В условиях демократического правового государства и действия присущего ему принципа разделения властей судебная власть является самостоятельной ветвью государственной власти, независимой от законодательной и исполнительной ветвей государственной власти (ст. 10 и 11 Конституции РФ).
Проблема взаимодействия властей является одной из актуальных, и рациональное ее решение крайне важно для становления судебной власти и осмысления ее назначения и особой роли в демократическом правовом государстве.
Одной из важнейших характеристик судебной власти является ее самостоятельность и независимость. Вот почему Концепция судебной реформы в Российской Федерации, утвержденная Верховным Советом РСФСР от 24 октября 1991 г., в качестве приоритетной задачи определила утверждение судебной власти в государственно-правовом механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от законодательной и исполнительной власти. «Создатели теории разделения властей, — как справедливо отмечает В. М. Лебедев, — придавали суду первостепенное и совершенно самостоятельное значение в обеспечении законности, справедливости и свободы при условии, что судебная власть не будет зависеть от других властей»[8].
Поэтому самостоятельность и независимость судебной власти нужна не для того, чтобы стать неконтролируемой и неуправляемой, не для самоутверждения судебного сообщества, а для «обеспечения реальной возможности пресечь произвол других властей, защитить права и свободы, как отдельных граждан, так и их объединений, в целом».
Судебная власть как самостоятельная ветвь государственной власти осуществляется специально управомоченными государственными органами — судами, сформированными на основании конституции и специальных законов. Органы судебной власти в России образуют единую систему. В их организации и деятельности определяется структурное и функциональное единство судебной власти.
Судебная власть носит исключительный характер в том смысле, что она не может осуществляться иными государственными органами и должностными лицами (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ).