Введение
Глава 1. Понятие, юридическое содержание и признаки преступлений, связанных с террористической деятельностью
1.1 Понятие и признаки преступлений террористической направленности
1.2 Юридическое содержание террористической деятельности
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с террористической деятельностью
2.1 Законодательные основы противодействия проявлениям терроризма
2.2 Уголовная ответственность за преступления террористического характера
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования. Террористическая деятельность, являясь производной сложного и многообразного общественного явления терроризма, в различных своих формациях проявляется как в отдельных странах, включая Россию, так и в целом в мире. До настоящего времени международным сообществом не выработана единая стратегия противодействия этому комплексу преступных явлений, и каждая страна решает указанную проблему по-своему[1].
В современный период как в России, так и в зарубежных странах в науках, изучающих терроризм во всех его аспектах, используется термин «террористические преступления». По данным ГИАЦ МВД России, за последние 6 лет (с 2003 по 2008 г.) было совершено 5161 преступление террористической направленности. В связи с тем, что террористическая преступность принимает все более транснациональные черты, усиливается значение принципов противодействия преступным проявлениям, обязывающих каждое государство в соответствии с международно-правовыми договоренностями применять свой уголовный закон к лицу, посягнувшему на интересы не только данной страны, но и любого другого государства, вне зависимости от того, где и кем совершено преступление.
Вопросы противодействия террористической деятельности приобрели в современном обществе особую актуальность. От совершенных террористических актов пострадали тысячи людей, разрушаются материальные и духовные ценности, угрозы повторения терактов постоянно держат общество в напряжении, а граждан — в страхе. Расширение географии терроризма осложняет отношения между социальными, национальными группами и народами. Подобная ситуация требует от государства мобилизации всех средств для пресечения террористических актов и других преступлений, связанных с осуществлением террористической деятельности. Террористическая деятельность, по мнению большинства исследователей, в отличие от иных форм и методов противоправной деятельности характеризуется прежде всего тем, что носит организованный, целенаправленный характер и осуществляется организациями, использующими устрашение с помощью насилия как способ реализации целей, обеспечивающих решение значимых для этих организаций экономических, политических, социальных и иных проблем[2]. Мотивация носит корыстный, политический или иной характер.
В комплексе мер противодействия террористической деятельности законодатель немаловажную роль отводит мерам уголовно-правового характера, где важнейшим условием его эффективности является полная и правильная квалификация преступлений террористической направленности и дифференциация наказания в зависимости от состава преступления и последствий. В целях решения проблем, связанных с квалификацией преступлений, совершаемых в террористических целях, актуализируется необходимость углубленного юридического анализа признаков составов преступлений, предусмотренных статьями 205 («Террористический акт»), 2051[3]. Содействие террористической деятельности») и 205" («Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма») Уголовного кодекса Российской Федерации (далее законодателем, в уголовный закон в 2006-2008 годах. В связи с этим большое значение имеет решение вопросов однообразного толкования отдельных признаков составов преступлений[4],
1 Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 153-ФЭ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму» // СЗ РФ. 2006. № 31 (часть I). Ст. 3452: Федеральный закон от 30.12.2008 г. № 321-ФЭ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам про шводействия терроризму» // СЗ РФ. 2009. № 1. Ст. 29. связанных с террористической деятельностью, их разграничение между собой и смежными составами преступлений, имеющих сходные признаки. Проведенные отдельными авторами в последнее десятилетие исследования по вопросам противодействия террористической деятельности в большинстве своем ограничиваются анализом отдельных норм УК РФ, не рассматривая их в комплексе. Кроме того, подход правоприменителя и исследователей к назначению наказания за террористическую деятельность, его эффективности и справедливости неоднозначен, в некоторых случаях противоречив и остается дискуссионным. В связи с этим научная разработка уголовно-правовых и правоприменительных проблем противодействия террористической деятельности по-прежнему актуальна. Историю и причины терроризма в своих работах исследовали такие зарубежные и отечественные ученые, как О.В. Будницкий, В.В. Витюк, М.П. Киреев, М.К. Лемке, Г.М. Миньковский, М.В. Назаркин, Э.Ф. Побегайло, В.П. Ревин, A.R. Тарас, B.J1. Уог, Д.В. Чухвичев, С.А. Эфиров и другие. Проблемы терроризма в международном плане, а также законодательную основу его противодействия в своих работах рассматривали P.P. Каримов, Н.И. Костенко, Ж.О. Кулжабаева, Е.Г. Ляхов, Т.Т. Мансуров, Л.А. Моджорян, И.Л. Трунов, Ю.В. Трунцевский и многие другие.
Предмет исследования действующие нормы и нормы предыдущих лет отечественного и международного законодательства, определяющие основания и порядок привлечения к уголовной ответственности за террористическую деятельность.
Объект: процесс квалификации преступлений террористической направленности и разграничения преступлений, связанных с террористической деятельностью, от смежных составов.
Целями курсовой работы являются всестороннее исследование уголовно-правовых и правоприменительных проблем противодействия террористической деятельности, разработка предложений и рекомендаций, направленных на устранение выявленных коллизий, совершенствование российского законодательства и процесса квалификации преступлений террористической направленности, а также правоприменительной практики и усиления эффективности уголовного наказания за их совершение.