Введение
1 Либеральные реформы Александра I
2 Правовые основы функционирования судебной системы в период правления Александра I
Заключение
Библиографический список
Реферат|История
Авторство: antiplagiatpro
Год: 2022 | Страниц: 24
Введение
1 Либеральные реформы Александра I
2 Правовые основы функционирования судебной системы в период правления Александра I
Заключение
Библиографический список
Противоречия в социальном, экономическом и политическом развитии России, влияние происходящих на Западе перемен ставили сложные задачи перед российским правительством. Попытки решения этих задач в начале XIX в. были связаны с личностью императора Александра I, вступившего на престол после гибели отца в результате дворцового переворота 11 марта 1801г.
Первая четверть XIX в. - наиболее сложный, насыщенный противоречиями и своеобразным драматизмом период в истории императорской России. Общую характеристику этого периода можно было бы озаглавить: "Россия на распутье" - между самодержавно-крепостническим строем русской государственности и русских общественных отношений и поисками новых форм социально-политической организации страны.
История России первых лет царствования Александра I всегда была популярна у исследователей разных стран и времен. Самой плодовитой в ее изучении оказалась русская дореволюционная историография. В ней различаются две основные концепции: консервативно-дворянская и либерально-буржуазная.
Дворянские историки (А.И. Михайловский-Данилевский, М.И. Богданович, М.А. Корф, Н.К. Шильдер - автор самой крупной по объему из всех биографий Александра I) не столько исследовали политику, экономику, культуру России, сколько живописали личность царя. Буржуазные ученые (А.Н. Пыпин, В И. Семевский, А.А. Корнилов, В.О. Ключевский) меньше вникали в жизнь царя, а больше старались объяснить мотивы и смысл царской политики. При этом, однако, и те, и другие апологетически изображали внешнюю политику царизма, оправдывая даже реакционные и агрессивные его акции.
Такого греха не избежал и самый выдающийся из русских историков С.М. Соловьев - автор книги "Император Александр I. Политика. Дипломатия" (СПб., 1877). Что касается внутренней политики самодержавия при Александре I, то буржуазные историки, в отличие от дворянских, критиковали ее за консерватизм, поверхностность реформ, примиренчество по отношению к феодальной рутине, возлагая при этом главную долю вины на самого царя.
1 Либеральные реформы Александра I
Во внутренней политике Александра I в первые годы правления можно выделить три главных вопроса: крестьянский, система образования и состояние администрации.
Правительство располагало в начале нового царствования рядом проектов общего характера по крестьянскому вопросу- о выкупе государством дворовых, о запрещении продавать крестьян без земли, однако все они были отвергнуты « во избежание неудовольствия дворянства и возбуждения слишком больших надежд в крестьянах». Итогом всех разговоров о вольности явилось несколько указов.
Наибольшее значение имел указ 1803г. о свободных хлебопашцах. Закон этот давал право землевладельцам освобождать своих крепостных и обеспечивать их землей в собственность на условиях. Условия, заключенные между помещиками и крестьянами, утверждались правительством после чего крестьяне входили в сословие свободных хлебопашцев.
Правительство надеялось, что таким путем постепенно может совершить упразднение крепостного права. Но на самом деле лишь очень небольшое число землевладельцев обратилось к этому закону и отпустило на волю своих крестьян. Во все царствование императора в свободные хлебопашцы было зачислено 50 тысяч человек.
Некоторое принципиальное значение имел указ 1801г., разрешавший не дворянам (купцам, мещанам, государственным крестьянам) покупать ненаселенные земли и вести на них хозяйство с помощью наемного труда. Этот указ символизировал начало буржуазного землевладения в России. Но практически он имел совершенно ничтожное значение- землю не покупали т.к. свободных рабочих рук не было и обрабатывать ее не было некому.
В отношении государственных крестьян в политике правительства появилась новая черта. С начала ХIХ в. Оно сократило раздачу казенных крестьян в частные руки. Это было вызвано не заботой о крестьянах, а бурным протестом крестьян против закрепощения, что могло привести к серьезным потрясениям. Правительство стало прибегать к другой практике- сдаче государственных имений в аренду на срок. И хотя эта мера не привела к улучшению положения крестьян она ограничивала перевод государственных крестьян в крепостные.
В1801 г. был издан указ о запрещении печатать в «Санкт-Петербургских ведомостях» объявления о продаже крестьян без земли с раздроблением семей, что вовсе не имело реального значения поскольку слово «продажа» заменялось словами «отдача в услужение».
Таким образом, правительство Александра I практически ничего не сделало для разрешения крестьянского вопроса. Дворянство-основной господствующий класс-было категорически против всякого изменения во взаимоотношениях помещиков и крестьян, даже скромные меры правительства казались ему «потрясением снов». Крепостное право еще давало возможность самодержавию существовать и решать насущные задачи, и оно легко оставило все проекты и разговоры, сочтя за благо ничего не трогать [6;27].
После рассмотрения в Негласном комитете царским указом от8 сентября 1802 г. была проведена реформа высших государственных органов управления. Вместо коллегий были учреждены министерства: военное военно-морское иностранных дел внутренних дел, комераци, финансов, народного просвещения юстиции, а так же Государственное казначейство на правах министерства. Министры и главноуправляющие на правах министров образовали Комитет министров, статус которого был определен лишь в 1812 г. Он стал совещательным органом при императоре. Создание министерств было призвано укрепить единоначалие в государственном управлении путем постепенного вытеснения коллегиальности.
Одновременно была осуществлена реформа Сената, который в указе от 8 сентября 1802 г. определялся как «верховное место империи», «хранитель законов», чья власть «огранивается единою властью императорского величества. Всем министрам предписывалось подавать в Сенат ежегодные отчеты. Указ давал Сенату право ставить вопрос о пересмотре законов, если они не соответствовали действующим правовым актам. Но вскоре Сенат фактически был низведен до прежнего положения.
Наряду с попытками решить важнейшие вопросы жизни России правительство Александра I осуществило крупные реформы в сфере народного образования. 24 января 1803 г. царь утвердил новое положение об устройстве учебных заведений. Территория России была разделена на шесть учебных округов, в которых создавались четыре разряда учебных заведений:
приходские, уездные, губернские училища, а также гимназии и университеты.
Предполагалось, что все эти учебные заведения будут пользоваться единообразными учебными программами, а университет в каждом учебном округе — представлять собой высшую ступень образования. Если до этого в России существовал лишь один университет — Московский, основанный в 1755 г., то в 1802 г. был восстановлен Дерптский университет (ныне Тартуский университет в Эстонии), а в 1803 г. — открыт университет на базе существ овавшей еще с XVI в.
Главной школы Великого княжества Литовского в Вильно (ныне сто лица Литвы г. Вильнюс). В 1804 г. бы ли осн ованы Харьковский и Казанский университеты. Тогда же бы л от крыт Педагогический институт в Петербурге, по зднее пер еименованный в Главный педагогический институт, а с 1819 г. пре образованный в университет.
Помимо это го, от крывались при вилегированные учебные за ведения: в 1805 г. — Демидовский лиц ей в Ярославле, а в 1811 г. — знаменитый Царскосельский лиц ей, сред и пер вых во спитанников кот орого бы л А. С. Пушкин. Были со зданы и спец иализированные вы сшие учебные за ведения — Московское коммерческое училище (1804 г.). Институт путей со общения (1810 г.).
Таким об разом, при Александре I бы ла про должена и скорректирована на чатая Екатериной II раб ота по со зданию сис темы на родного об разования. По-прежнему, однако, об разование остав алось не доступным для знач ительной час ти на селения, пре жде все го крестьян. Но про должение ре формы в это й сфер е об ъективно от вечало по требностям об щества в грамотных, квал ифицированных спец иалистах.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!