ВВЕДЕНИЕ
1. Общая характеристика международного таможенного сотрудничества в сфере противодействия нелегальному обороту оружия
1.1 Понятие, принципы, формы и направления международного сотрудничества в сфере противодействия нелегальному обороту оружия
1.2 Международная правовая помощь в рамках таможенного сотрудничества по противодействию нелегальному обороту оружия
2 Международные уровни сотрудничества в сфере противодействия с нелегальным оборотом оружия
2.1. Международно-правовая характеристика актов универсального уровня сотрудничества государств
2.2. Региональные и межрегиональные уровни сотрудничества таможенных органов в борьбе с нелегальным оборотом оружия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы исследования. Защита прав и свобод граждан от совершения преступления, охраняется уголовным законом. Данное утверждение нашло отражение не только в положениях Уголовного кодекса, но и в международных договорах, ратифицированных РФ, заключённые органами государственной власти, главами государств – участников международных Конвенций и соглашений.
Международное сотрудничество осуществляется в целях реализации экономической и международной политики государства. Однако реализация свободы экономического пространства невозможна без обеспечения мира и безопасности человечества.
Вопросы правового регулирования определения понятий «преступления в сфере незаконного оборота оружия» являются до сих пор неразрешёнными и наиболее актуальными. Вместе с тем, не является достаточным и использование статистических данных судебного департамента при ВС РФ.
Государства – участники международных Конвенций ООН осуществляют активное содействие по правовой помощи в экономической, социальной и политической сферах. При этом взаимная помощь может быть основана не только на основании обязательств, возложенных Конвенциями, но и на основании международных соглашений о сотрудничестве.
Проблемы борьбы с незаконным оборотом оружия в современных условиях являются чрезвычайно актуальными для всего мирового сообщества. Как справедливо отмечает В. В. Лунеев, «незаконный оборот оружия по своей национальной и международной опасности, нелегальным путям его доставки «потребителю», организационным формам преступных формирований, разделению их функций, а также по своей сверхприбыльности очень близок к незаконному обороту наркотиков, и его рост вызывает не меньшую озабоченность международного сообщества»[1].
1 июля 2017 года опубликован Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии», который принят Государственной Думой 21 июня 2017 года (одобрен Советом Федерации 28 июня 2017 года, вступает в силу 1 октября 2017 года). Документ является, кроме прочего, поправкой к Федеральному закону от 28 марта 2017 г. N 37-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии».
Последние изменения в ФЗ «Об оружии» касаются не предметной части международного оборота продукции военного назначения (далее - ПВН), а лишь опосредованно, кратко, «уточняют» порядок выдачи лицензий и взимания госпошлины Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, «за совершение юридически значимых действий в сфере оборота оружия» (остальное – редакторские правки). Тем не менее, данное событие в очередной раз привлекло внимание специалистов и широкой публики к проблематике оборота ПВН. Тем более, что 26 июня 2017 года Президент Российской Федерации внес в Государственную Думу на ратификацию Конвенцию Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма от 16 мая 2005 года[2] .
В настоящее время оборот ПВН является значимой областью правового регулирования как для международной, так и для национальной системы права. Несмотря на то, что далеко не все нормы внутригосударственного права направлены на регулирование именно международного оборота ПВН, их принятие и изменение свидетельствуют о динамичном характере развитии данной сферы правового регулирования. Отношения между государствами в сфере оборота ПВН сегодня связаны с современными видами оружия и не могут не являться предметом регулирования международного права, поскольку неконтролируемое распространение оружия в мире может привести к возникновению вооруженных конфликтов и многочисленным человеческим жертвам. «Международное право оборота продукции военного назначения» в условном значении данного термина, (пока что соответствующая группа норм фрагментарного характера не признана в качестве отрасли международного права) содержит значительный массив соответствующих документов в данной области, хотя и малоэффективных.
Целью исследования является изучение основных форм международного сотрудничество таможенных органов в сфере противодействия нелегальному обороту оружия
На основании цели поставлены следующие задачи:
- Определить понятие, принципы, формы и направления международного сотрудничества в сфере противодействия нелегальному обороту оружия,
- Определить основные направления оказания международной правовой помощи в рамках таможенного сотрудничества по противодействию нелегальному обороту оружия,
- Дать международно-правовую характеристику актов универсального уровня сотрудничества государств,
- Изучить региональные и межрегиональные уровни сотрудничества таможенных органов в борьбе с нелегальным оборотом оружия.
Предметом исследования являются отношения субъектов международного права по вопросам сотрудничества таможенных органов в борьбе с нелегальным оборотом оружия.
Объектом исследования являются нормы международного и внутригосударственного права по вопросам сотрудничества таможенных органов в борьбе с нелегальным оборотом оружия.
Степень научной разработанности темы исследования. В отечественной правовой литературе общие вопросы по данной проблематике освещались В. В. Кудашкиным[3] , Н. И. Калининой[4] , А. А. Задояном[5], А. П. Харуца[6].
Cреди иностранных авторов в этом плане следует назвать такие имена как: M. Bothe, T. Marauhn[7], K. Sheehan . Вопросы экспорта/импорта конкретных видов вооружений осветили в своих работах В. Лата и В. Мальцев[8] , В. Брукс[9] , Д. А. Головня[10] . А также ряд иностранных авторов (включая в рассмотрение возможные эмбарго на конкретные виды вооружений): B. Wood[11] , L. Bondi[12] , G. Lamb[13].
Этому вопросу посвящены многочисленные работы юристов – международников практически всех стран мира. Работы, число которых заметно возросло под влиянием сложной международной обстановки начала XXI века. Среди отечественных юристов последнего времени, в дополнение к известным именам прошлого столетия назовем в этом плане такие имена как: Ю.Н. Малеев , Б.Р. Тузмухамедов , И.З. Фархутдинов[14].
Методологическую основу исследования составляют:
- метод исторического анализа– при исследовании становления и развития обычно-правовой, договорной и законодательной практики государств по рассматриваемым вопросам;
- системный метод – при определении основных понятий;
- сравнительно-правовой метод – при анализе международных норм, договоров, актов, законов и подзаконных актов государств по вопросам сотрудничества таможенных органов в борьбе с нелегальным оборотом оружия.
Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью использования содержащихся в нем оценок, выводов и предложений при определении позиции Российской Федерации по вопросам сотрудничества таможенных органов в борьбе с нелегальным оборотом оружия.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двкухх глав, заключения и списка литературы.
1. Общая характеристика международного таможенного сотрудничества в сфере противодействия нелегальному обороту оружия
1.1 Понятие, принципы, формы и направления международного сотрудничества в сфере противодействия нелегальному обороту оружия
Расследование и предотвращение совершения преступлений осуществляется в соответствии с нормами уголовного и уголовного – процессуального права РФ. При этом в силу ч. 4 ст. 15 Конституции и положений УК РФ органы государственной власти осуществляют взаимодействие на международном уровне, применяя общепризнанные принципы и нормы международного права.
Особенностью международных договоров в сфере сотрудничества при расследовании преступлений является то, что они носят универсальный и общеправовой характер. Это означает, что международными договорами устанавливаются общие начала и основные правового регулирования осуществления оперативной и следственной деятельности. Если проводить аналогию с российским законодательством, то международные принципы имеют по большей части правоприменительных характер. Отличием от судебной практика, обладающими свойствами толкования закона, является общеобязательность соблюдения положений международных договоров[15].
Нормами уголовного права предусмотрены основные виды преступлений, в том числе связанных с незаконным применением оружия. При этом под незаконным применением понимается применение оружия лицами, не являющимися специальными субъектами (должностными лицами правоохранительных органов, на которых в силу закона возложена обязанность по ношению и применению оружия).
Сотрудничество по принятию мер в борьбе с преступностью, в том числе мер, направленных на предотвращение преступлений по незаконному обороту оружия, осуществляется не только на национальном уровне при взаимодействии правоохранительных органов, но и на международном. Необходимость противодействия незаконному обороту оружия посредством осуществления совместных международных оперативных розыскных мероприятий и следственных действиях обусловлена сферой распространения преступлений и возникновением коллизий в применимом праве.
Сотрудничество таможенных органов различных государств осуществляется не только на основании общепризнанных принципов и международных договоров, но и международных стандартов, утвержденными ООН и межгосударственными органами. Особенностью и правовым и последствиями принятия договоров и соглашений в сфере таможенного сотрудничества в борьбе с преступлениями по незаконному обороту оружия является применение международных стандартов наряду с национальным законодательством. При этом учитывается соотношение норм международного публичного, международного частного права с нормами уголовного права и уголовного процессуального права.[16]
В зависимости от нормативного закрепления и обязательности применения международные акты, регулирующие порядок организации правоохранительной деятельности можно классифицировать на:
- декларативные,
-обязательные,
-рекомендательные,
-предусматривающие соглашение или сотрудничество в данной области.
Декларативные и рекомендательные акты носят универсальных характер и схожие критерии применения. Обязательные международные акты могут применяться на основании юридических документов и позиции правового государства в мировом сообществе[17].