Курсовая работа|Международное право

Международное сотрудничество таможенных органов в сфере противодействия нелегальному обороту оружия

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2022 | Страниц: 57

ВВЕДЕНИЕ

1. Общая характеристика международного таможенного сотрудничества в сфере противодействия нелегальному обороту оружия

1.1 Понятие, принципы, формы и направления международного сотрудничества в сфере противодействия нелегальному обороту оружия

1.2 Международная правовая помощь в рамках таможенного сотрудничества по противодействию нелегальному обороту оружия

2 Международные уровни сотрудничества в сфере противодействия с нелегальным оборотом оружия

2.1. Международно-правовая характеристика актов универсального уровня сотрудничества государств

2.2. Региональные и межрегиональные уровни сотрудничества таможенных органов в борьбе с нелегальным оборотом оружия

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Актуальность темы исследования. Защита прав и свобод граждан от совершения преступления, охраняется уголовным законом. Данное утверждение нашло отражение не только в положениях Уголовного кодекса, но и в международных договорах, ратифицированных РФ, заключённые органами государственной власти, главами государств – участников международных Конвенций и соглашений.

Международное сотрудничество осуществляется в целях реализации экономической и международной политики государства. Однако реализация свободы экономического пространства невозможна без обеспечения мира и безопасности человечества.

Вопросы правового регулирования определения понятий «преступления в сфере незаконного оборота оружия» являются до сих пор неразрешёнными и наиболее актуальными. Вместе с тем, не является достаточным и использование статистических данных судебного департамента при ВС РФ.

Государства – участники международных Конвенций ООН осуществляют активное содействие по правовой помощи в экономической, социальной и политической сферах. При этом взаимная помощь может быть основана не только на основании обязательств, возложенных Конвенциями, но и на основании международных соглашений о сотрудничестве.

Проблемы борьбы с незаконным оборотом оружия в современных условиях являются чрезвычайно актуальными для всего мирового сообщества. Как справедливо отмечает В. В. Лунеев, «незаконный оборот оружия по своей национальной и международной опасности, нелегальным путям его доставки «потребителю», организационным формам преступных формирований, разделению их функций, а также по своей сверхприбыльности очень близок к незаконному обороту наркотиков, и его рост вызывает не меньшую озабоченность международного сообщества»[1].

1 июля 2017 года опубликован Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии», который принят Государственной Думой 21 июня 2017 года (одобрен Советом Федерации 28 июня 2017 года, вступает в силу 1 октября 2017 года). Документ является, кроме прочего, поправкой к Федеральному закону от 28 марта 2017 г. N 37-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии».

Последние изменения в ФЗ «Об оружии» касаются не предметной части международного оборота продукции военного назначения (далее - ПВН), а лишь опосредованно, кратко, «уточняют» порядок выдачи лицензий и взимания госпошлины Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, «за совершение юридически значимых действий в сфере оборота оружия» (остальное – редакторские правки). Тем не менее, данное событие в очередной раз привлекло внимание специалистов и широкой публики к проблематике оборота ПВН. Тем более, что 26 июня 2017 года Президент Российской Федерации внес в Государственную Думу на ратификацию Конвенцию Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма от 16 мая 2005 года[2] .

В настоящее время оборот ПВН является значимой областью правового регулирования как для международной, так и для национальной системы права. Несмотря на то, что далеко не все нормы внутригосударственного права направлены на регулирование именно международного оборота ПВН, их принятие и изменение свидетельствуют о динамичном характере развитии данной сферы правового регулирования. Отношения между государствами в сфере оборота ПВН сегодня связаны с современными видами оружия и не могут не являться предметом регулирования международного права, поскольку неконтролируемое распространение оружия в мире может привести к возникновению вооруженных конфликтов и многочисленным человеческим жертвам. «Международное право оборота продукции военного назначения» в условном значении данного термина, (пока что соответствующая группа норм фрагментарного характера не признана в качестве отрасли международного права) содержит значительный массив соответствующих документов в данной области, хотя и малоэффективных.

Целью исследования является изучение основных форм международного сотрудничество таможенных органов в сфере противодействия нелегальному обороту оружия

На основании цели поставлены следующие задачи:

  1. Определить понятие, принципы, формы и направления международного сотрудничества в сфере противодействия нелегальному обороту оружия,
  2. Определить основные направления оказания международной правовой помощи в рамках таможенного сотрудничества по противодействию нелегальному обороту оружия,
  3. Дать международно-правовую характеристику актов универсального уровня сотрудничества государств,
  4. Изучить региональные и межрегиональные уровни сотрудничества таможенных органов в борьбе с нелегальным оборотом оружия.

Предметом исследования являются отношения субъектов международного права по вопросам сотрудничества таможенных органов в борьбе с нелегальным оборотом оружия.

Объектом исследования являются нормы международного и внутригосударственного права по вопросам сотрудничества таможенных органов в борьбе с нелегальным оборотом оружия.

Степень научной разработанности темы исследования. В отечественной правовой литературе общие вопросы по данной проблематике освещались В. В. Кудашкиным[3] , Н. И. Калининой[4] , А. А. Задояном[5], А. П. Харуца[6].

Cреди иностранных авторов в этом плане следует назвать такие имена как: M. Bothe, T. Marauhn[7],  K. Sheehan . Вопросы экспорта/импорта конкретных видов вооружений осветили в своих работах В. Лата и В. Мальцев[8] , В. Брукс[9] , Д. А. Головня[10] . А также ряд иностранных авторов (включая в рассмотрение возможные эмбарго на конкретные виды вооружений): B. Wood[11] , L. Bondi[12] , G. Lamb[13].

Этому вопросу посвящены многочисленные работы юристов – международников практически всех стран мира. Работы, число которых заметно возросло под влиянием сложной международной обстановки начала XXI века. Среди отечественных юристов последнего времени, в дополнение к известным именам прошлого столетия назовем в этом плане такие имена как: Ю.Н. Малеев , Б.Р. Тузмухамедов , И.З. Фархутдинов[14].

Методологическую основу исследования составляют:

 - метод исторического анализа– при исследовании становления и развития обычно-правовой, договорной и законодательной практики государств по рассматриваемым вопросам;

- системный метод – при определении основных понятий;

- сравнительно-правовой метод – при анализе международных норм, договоров, актов, законов и подзаконных актов государств по вопросам сотрудничества таможенных органов в борьбе с нелегальным оборотом оружия.

Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью использования содержащихся в нем оценок, выводов и предложений при определении позиции Российской Федерации по вопросам сотрудничества таможенных органов в борьбе с нелегальным оборотом оружия.

Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двкухх глав, заключения и списка литературы.

 

1. Общая характеристика международного таможенного сотрудничества в сфере противодействия нелегальному обороту оружия

1.1 Понятие, принципы, формы и направления международного сотрудничества в сфере противодействия нелегальному обороту оружия

Расследование и предотвращение совершения преступлений осуществляется в соответствии с нормами уголовного и уголовного – процессуального права РФ. При этом в силу ч. 4 ст. 15 Конституции и положений УК РФ органы государственной власти осуществляют взаимодействие на международном уровне, применяя общепризнанные принципы и нормы международного права.

Особенностью международных договоров в сфере сотрудничества при расследовании преступлений является то, что они носят универсальный и общеправовой характер. Это означает, что международными договорами устанавливаются общие начала и основные правового регулирования осуществления оперативной и следственной деятельности. Если проводить аналогию с российским законодательством, то международные принципы имеют по большей части правоприменительных характер. Отличием от судебной практика, обладающими свойствами толкования закона, является общеобязательность соблюдения положений международных договоров[15].

Нормами уголовного права предусмотрены основные виды преступлений, в том числе связанных с незаконным применением оружия. При этом под незаконным применением понимается применение оружия лицами, не являющимися специальными субъектами (должностными лицами правоохранительных органов, на которых в силу закона возложена обязанность по ношению и применению оружия).

Сотрудничество по принятию мер в борьбе с преступностью, в том числе мер, направленных на предотвращение преступлений по незаконному обороту оружия, осуществляется не только на национальном уровне при взаимодействии правоохранительных органов, но и на международном. Необходимость противодействия незаконному обороту оружия посредством осуществления совместных международных оперативных розыскных мероприятий и следственных действиях обусловлена сферой распространения преступлений и возникновением коллизий в применимом праве.

Сотрудничество таможенных органов различных государств осуществляется не только на основании общепризнанных принципов и международных договоров, но и международных стандартов, утвержденными ООН и межгосударственными органами. Особенностью и правовым и последствиями принятия договоров и соглашений в сфере таможенного сотрудничества в борьбе с преступлениями по незаконному обороту оружия является применение международных стандартов наряду с национальным законодательством. При этом учитывается соотношение норм международного публичного, международного частного права с нормами уголовного права и уголовного процессуального права.[16]

В зависимости от нормативного закрепления и обязательности применения международные акты, регулирующие порядок организации правоохранительной деятельности можно классифицировать на:

- декларативные,

-обязательные,

-рекомендательные,

-предусматривающие соглашение или сотрудничество в данной области.

Декларативные и рекомендательные акты носят универсальных характер и схожие критерии применения. Обязательные международные акты могут применяться на основании юридических документов и позиции правового государства в мировом сообществе[17].

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.
  2. О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ // СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4848.
  3. Об оружии: Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5681.
  4. Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма от 16 мая 2005 года. - Council of Europe Treaty Series - N 198
  5. Авдеев В.А. Новые тенденции уголовно-правовой политики РФ в сфере противодействия преступлениям коррупционной направленности / В.А. Авдеев, О.А. Авдеева // Российская юстиция. 2017. N 5.
  6. Бельский А.И., Ягодин Р.С. О перспективах и формах информационного взаимодействия органов внутренних дел России с международными правоохранительными организациями и правоохранительными органами иностранных государств // Российский следователь. 2017. N 12. С. 52 - 56.
  7. Брукс Л. Надежные замещающие боеприпасы и как они помогут делу нераспространения // / Индекс безопасности. – 2007. – № 3 (83). – Т. 13. – С. 135–138
  8. Головня Д. А. Международно-правовой механизм взаимодействия пограничных органов и войск стран - участниц Содружества Независимых Государств в пресечении незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ (на примере стран СНГ Кавказского региона): Дис. ... канд. юрид. наук / Д.А. Головня. - М., 2005. 226 с
  9. Губин А.В. Российское легкое и стрелковое оружие: проблемы безлицензионного производства за рубежом. Доклад. – М.: Права человека, 2017. – 64 с
  10. Задоян А.А. Незаконный оборот оружия. Международно – правовой аспект // ЮРИСТ, 2011. № 14
  11. Задоян, А. А. Проблемы криминологического предупреждения незаконного оборота оружия : монография / А. А. Задоян, И. М. Мацкевич, А. И. Чучаев. - М., 2017. - 128 с.
  12. Зимин, В. П. Универсальные и общеевропейские нормы, касающиеся прав человека в сфере охраны правопорядка / В. П. Зимин // Проблемы обеспечения прав человека в деятельности органа внутренних дел. - М., 1994. - С. 168-173.
  13. Калинина Н. И. Договор о торговле оружием подписан. Что дальше? – URL: http://www.imemo.ru/index.php?page_id=502&id=344(дата обращения: 15.01.2022).
  14. Кибальник А.Г. Современное понимание свободы воли в российской уголовно-правовой доктрине / А.Г. Кибальник // Общество и права. 2017. N 1(59).
  15. Кудашкин В. В. Правовое регулирование военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами: дис. … д-ра юрид. наук. – М., 2003
  16. Лата В., Мальцев В. Система систем: информационно-ударное оружие // Индекс безопасности. – 2007. – № 3 (83). – Т. 13. – С. 101–120
  17. Лунеев, В. В. Эпоха глобализации и преступность / В. В. Лунеев. - М., 2017. - 272 с.
  18. Литаврин П. Проблемы легкого и стрелкового оружия: глобальный и региональный аспекты. Центр анализа стратегий и технологий. – URL: http://www.cast.ru/journal/2000/6_2000problema/(дата обращения: 15.01.2022).
  19. Международное частное право: учебник / В.Н. Борисов, Н.В. Власова, Н.Г. Доронина и др.; отв. ред. Н.И. Марышева. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2018. 848 с.
  20. Муркштис Мариус Иокубович Международное сотрудничество в сфере борьбы с незаконным оборотом оружия // Человек: преступление и наказание. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo-v-sfere-borby-s-nezakonnym-oborotom-oruzhiya (дата обращения: 18.01.2022).
  21. Муркштис, М. И. Основные направления международного сотрудничества в сфере противодействия незаконному обороту оружия / М. И. Муркштис // Современный юрист. – 2018. – № 4(25). – С. 131-143.
  22. Меры по содействию эффективному предупреждению преступности: резолюция 2002/13 ЭКОСОС ООН от 24 июля 2002 г. // Информационный бюллетень ООН № 5/2010. ЦКЬ : http://www.crimecongress2010.com.br. (дата обращения: 17.01.2022).
  23. Назаршоев, Ф. Ю. Уголовно-правовой анализ современного состояния преступности в сфере незаконного оборота огнестрельного оружия и боеприпасов в Республике Таджикистан / Ф. Ю. Назаршоев // Вестник Московского университета МВД России. - 2015. - № 10. - С. 258-262.
  24. Никитина, О. А. Международно-правовое сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом оружия : дис. канд. юрид. наук : 12.00.10 / Никитина Ольга Александровна. - М., 2002. - 178 с.
  25. Панкратова, И. В. Международные аспекты противодействия незаконному обороту оружия / И. В. Панкратова // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - № 6. -С. 247-251.
  26. Противодействие незаконному обороту оружия в России: сб. материалов круглого стола (Москва, 25 сентября 2019 г.) / ред. коллегия Р.В. Жубрин, О.А. Евланова; Ун-т прокуратуры Рос. Федерации. – М., 2020. – 148с.
  27. Решетников А.Ю. Уголовный проступок и неоконченное преступление: точки соприкосновения // Уголовное право. 2017. N 4.
  28. Риски финансовой безопасности: правовой формат: монография / отв. ред. И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина. М., 2018.
  29. Семенов Г.С. Динамика преступлений в сфере незаконного оборота оружия и преступлений, совершенных с использованием оружия, на территории государств - участников СНГ с 2006 по 2015 г. // Общество: политика, экономика, право. 2016. N 10. С. 85 - 88.
  30. Серов, И.Б. Роль международно-правового регулирования оборота продукции военного назначения в системе международного права / И.Б. Серов // Евразийский юридический журнал. – 2017. – №2 (105). – С.200-202
  31. Серов, И.Б. Международное сотрудничество государств ОДКБ в области оборота продукции военного назначения: ретроспективный анализ и предложения по совершенствованию / И.Б. Серов // Вестник АВН. – 2015. – №4 (53). – С.71-76
  32. Смирнов А.Ф. Эффективность управленческих решений, принимаемых в прокуратуре // Психологические проблемы управления в правоохранительных органах: сб. науч. тр. М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Ген. прокуратуре Рос. Федерации, 2003. С. 43
  33. Тисен О.Н. Международные стандарты применения упрощенных форм уголовного судопроизводства // Международное уголовное право и международная юстиция. 2016. N 1. С. 11 - 13.
  34. Тепляшин П.В. Состояние наркопреступности в Российской Федерации: основные криминологические показатели и тенденции // Lex russica. 2017. N 10. С. 147 - 157.
  35. Теоретические основы предупреждения преступности на современном этапе развития российского общества / под общ. ред. Р. В. Жубрина. - М., 2016. - 655 с.
  36. Фархутдинов И. З. Международное право о самообороне государств //Евразийский юридический журнал. 2016. № 1;
  37. Фархутдинов И. З. Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление // Московский журнал международного права. – 2016.- № 11;
  38. Фархутдинов И. З. Международное право и доктрина США о превентивной самообороне // Евразийский юридический журнал.- 2016.- № 2
  39. Харуца А. П. Актуальные проблемы международно-правового регулирования продажи оружия в современном мире : дис. канд. юрид. наук. – Кишинев, 2011
  40. Шевцова Л.В. Международное сотрудничество при осуществлении уголовного преследования членов преступных организаций в досудебном производстве: диссертация ... кандидата юридических наук / Л.В. Шевцова. Москва, 2021. 193 с.
  41. Шаутаева Г.Х. К вопросу о проблемах международного сотрудничества по розыску скрывшихся от следствия и суда подозреваемых и обвиняемых / Г.Х. Шаутаева // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2017. N 2. С. 189 - 190.
  42. Юрьев Э. Э. Региональные особенности контрабанды оружия // Вестник Московского университета МВД России. 2012. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnye-osobennosti-kontrabandy-oruzhiya (дата обращения: 16.01.2022).
  43. Bothe M., Marauhn T. The Arms Trade: Comparative Aspects of Law. // Revue Belge de Droit International 26 (1993), pp. 20-42
  44. Bondi L. Arms embargoes: in name only? / eds. D. Cortright and G. A. Lopez // Smart Sanctions: Targeting Economic Statecraft. – Roman and Littlefield : Lanham, Md. 2002. – Р. 110–115
  45. Lamb G. Beyond "Shadow Boxing" and "Lip Service": The Enforcement of Arms Embargoes in Africa, Institute for Security Studies (ISS) Paper 135 (ISS: Pretoria, Apr. 2007). – URL: http://www.issafrica.org; Tierny D. Irrelevant or malevolent? UN arms embargoes in civil wars // Review of International Studies. – 2005. – Vol. 31. – N 4. – Р. 652–653 , (дата обращения: 18.01.2022)
  46. Wood B. The Prevention of Illicit Brokering of Small Arms and Light Weapons: Framing the Issue, Chapter 1 in Developing a Mechanism to Prevent Illicit Brokering in Small Arms and Light Weapons – Scope and Implications, UN Institute for Disarmament Research (UNIDIR), 2007

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Международное право
2012 год 42 стр.
Курсовая Принципы и нормы международного права
diplomstud
Курсовая работа Международное право
2013 год 26 стр.
Курсовая Международные договоры
diplomstud
Курсовая работа Международное право
2012 год 35 стр.
Курсовая Правовой статус международного олимпийского комитета
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское