Введение
- Сущность и виды административных правонарушений
1.1. Общая характеристика административного правонарушения
1.2. Типология административных правонарушений
- Элементы состава административного правонарушения
2.1. Субъект и субъективная сторона административного правонарушения
2.2. Объект и объективная сторона административного правонарушения
2.3. Признаки административного правонарушения
- Особенности юридического состава административного правонарушения
Заключение
Список литературы
Актуальность темы работы обусловлена тем, что состав административного правонарушения является основанием для административной ответственности. При отсутствии в деянии состава административного правонарушения дело об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.
Однако решение данных вопросов не всегда связано с совокупностью объективных и субъективных признаков, описанных в правовой норме, якобы необходимых и достаточных для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного правонарушения.
Признаки административного правонарушения, закрепленные в праве, в совокупности образуют сложный юридический состав, являющийся единственным основанием административной ответственности правонарушителя. Вместе с тем совокупность признаков административного правонарушения и его юридический состав - явления не тождественные. Они решают разные задачи, у них различное назначение.
Целью работы является выявление в данной связи характеристик элементов состава административного правонарушения.
Задачи работы:
- Дать общую характеристику административного правонарушения.
- Выявить типологию административных правонарушений.
- Определить элементы состава административного правонарушения.
- Охарактеризовать особенности юридического состав административного правонарушения.
Предметом исследования являются элементы состава административного правонарушения.
Объектом исследования выбраны нормы отечественного законодательства и комментарии к Кодексу об административных правонарушениях.
- Сущность и виды административных правонарушений
1.1. Общая характеристика административного правонарушения
Каждый член общества, лишенный предвзятого отношения к праву и к его практическому применению, понимает, что нарушение юридических предписаний или запретов должно влечь за собой правовые последствия правоохранительного характера, т.е. юридическую ответственность виновной стороны. Неотвратимость наказания за недолжное поведение - это принцип не только уголовного, но и административного законодательства.
Административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность»[1]. Итак, в КоАП РФ понятие административного правонарушения определяется, во-первых, без конкретизации объектов посягательств, во-вторых, применительно к физическим и юридическим лицам, в-третьих, без указания на соотношения административной и уголовной ответственности. Понятие административного правонарушения включает следующие признаки: антиобщественность, противоправность, виновность, наказуемость деяния. Дадим краткую расшифровку этих признаков.
Исходным в характеристике административного правонарушения является понятие деяние. Это акт волевого поведения. Он заключает в себе два аспекта поведения: действие либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушение запрета (например, нарушение правил охоты, невыполнение законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства).
Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности (например, неисполнение гражданами обязанностей по военному учёту). Часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием (например, нарушение правил охраны водных объектов).
По своей социальной значимости деяние является антиобщественным, причиняющим вред интересам граждан, общества и государства. Антиобщественный характер подчёркивают задачи законодательства об административных правонарушениях, и проявляется это в противоправности такого рода правонарушений. Какое деяние в рамках института административной ответственности является антиобщественным, определяется законодательством. Следовательно, не всякое антиобщественное деяние имеет отношение к содержанию признаков административного правонарушения.