Введение
Глава 1. Понятие и сущность правосознания
1.1. Сущность и содержание правосознания
1.2. Структура и функции правосознания
1.3. Виды и уровни правосознания
Глава 2. Понятие и особенности правовой культуры
2.1. Сущность правовой культуры
2.2. Структура правовой культуры
2.3. Формирование правовой культуры
2.4. Функции и уровни правовой культуры
2.5. Отличия правовой культуры от правосознания
Заключение
Список использованных источников
В настоящее время роль юридической науки очень важна, так как она, учитывая опыт других государств, может выработать четкую программу развития права путем демократизации и гуманизации законов, увеличением их значения в государстве, повышением уровня свобод личности.
Вопрос о правосознании и его роли в жизни общества является одним из сложных вопросов теории права. Многогранность проявления правосознания в общественной жизни приводит к спорам о его природе и формировании на этой основе различных концепций.
Учеными немало сделано в исследовании правовсознания в целом, его роли в правоприменительной деятельности и в укреплении законности. Анализ современной научной литературы позволяет сделать вывод, что существует значительное количество трудов, посвященных категории правосознания.
Вопросу понимания государства уделялось значительное внимание в юридической науке на протяжении многих веков. За это время предложено множество определений государства, основанных на разных научных позициях, учитывающих различные признаки и качества, однако ставить точку в исследовании этого вопроса рано. Универсального понятия государства не существует и в настоящее время.
Через понятие правосознания происходит рассмотрение содержания множества политико-правовых категорий, и отсутствие единого подхода к пониманию правосознания влияет на достоверность выводов по наиболее значимым научным проблемам.
Актуальность данной работы, посвященной сущности правосознании и его роли в жизни общества, не вызывает сомнений, так как учитывая, что правосознание - сложное, многогранное, противоречивое явление, и поэтому важно полно, всесторонне понять его суть и роль в жизни общества.
Таким образом, актуальность изучения правосознании и его роли в жизни общества очевидна и не вызывает сомнений.
Объектом исследования выступает правосознание и правовая культура.
Предмет исследования - теоретико-правовой анализ правосознании и правовой культуры, их роли в жизни общества.
Цель данной работы заключается в исследовании сущности и особенностей правосознании и его роли в жизни общества.
Методами исследования темы настоящей работы являются: диалектический метод, метод анализа и синтеза, методы взаимодействия и развития; системный метод, сравнительно-правовой метод, нормативно-логический метод, конкретно-исторический метод, системно-структурный метод, функциональный метод.
Теоретическую базу исследования составили труды таких ученых как Алексеев С.С., Васильев А.В., Венгеров А.Б., Горбатова М.К., Домнина А.В., Гранат Н.Л., Денисов С.А., Керимов Д.А., Клименко А.И., Короткова О.И., Красильникова Ю.В., Малахов В.П., Мамитова Н.В., Мельников В.Ю., Ожегова Г.А., Панченко А.М., Канина И.А., Погодин А.В., Поляков С.А., Пригожин А.И., Собольников В.В., Строева О.А. и др.
Глава 1. Характеристика правосознания
1.1. Сущность и содержание правосознания
Правосознание рассматривается современной правовой наукой как составная часть общественного сознания и, следовательно, неразрывно связано с его основными формами. Оно приобретает особую актуальность в условиях трансформации государственности, становления гражданского общества и новой роли местного самоуправления в процессе демократизации всех уровней публичной власти. Принято считать, что формирование правосознания происходит, прежде всего, через государственные органы и общественные организации, политические партии и движения, правозащитные организации и так далее. Тогда как функции правоохранительных и правоприменительных органов заключаются в неуклонном проведении нормативных правовых актов в правовую политику и правовую жизнь.
При исследовании правосознания возникает необходимость рассмотреть смыслообразующие идеи, целевые и ценностные установки, аксиомы правового мышления. Данные параметры служат одним из главных средств объяснения роли правосознания и способствуют расширению их внутреннего содержания.
Раскрытие адекватных определенному типу параметров способствует наиболее содержательной характеристике правосознания.
В этой связи важное теоретическое значение приобретает рассмотрение характеристики смыслообразующих идей, благодаря которым выводится смысловой каркас, выражающий ключевые свойства правосознания. Как верно отмечает В.П. Малахов, смыслообразующие идеи находят адекватное отражение в содержании правосознания, определяя дух общественного бытия и особенности развития.
Характеризуя содержание смыслообразующих идей, С.С. Алексеев обозначает их как первичные «частицы» правосознания, представления, понятия, концепции, составляющие его основное содержание.
Именно смыслообразующие идеи, по мнению А.А. Гирько, дают возможность пробиться в самое глубинное ядро правосознания, выразить его природу. В развитие этой мысли хотелось бы подчеркнуть сущность смыслообразующих идей, которые, проникая в суть правосознания, определенным образом объективируются в нем, и в виде основополагающих правовых начал, правовых принципов, выступают центральным звеном, образующим периферию правосознания.