Курсовая работа|Маркетинг

Потребительское поведение на рынке женской одежды

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2014 | Страниц: 38

Введение

  1. Потребительское поведение: понятие, основные закономерности, гендерный аспект

1.1. Понятие и функции потребительского поведения в социологической науке  

1.2. Гендерные особенности потребительского поведени

  1. Исследование потребительского поведения москвичек на рынке модной одежды на примере VIP-зоны ТД ЦУМ

2.1. Описание методики исследования

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования

Заключение

Список использованной литературы

Потребление во многом определяет характеристики и структуру социального пространства, являясь одной из основных форм экономической деятельности и индикатором качества жизни, благополучия и успешности в меняющихся экономических условиях. 

Актуальность работы. Исследование вопросов потребления сегодня может дать наиболее полное представление о происходящих социальных изменениях. Необходимость анализа категории "потребительское поведение" возникает и потому, что, несмотря на реалии конструирования и функционирования в России нового пространства "общества потребления", в современной социальной теории потребительское поведение изучается лишь как характеристика или тип экономического поведения.   

Непосредственными характеристиками жизненного уровня населения является величина и структура потребления. В потребительском поведении населения произошли за последнее время значительные изменения, сопровождающиеся социальными потерями, цена которых возросла за счет увеличения неравномерного распределения доходов, усиления дифференциации, роста масштабов бедности и углубления социальной несправедливости в обществе[1]

В нашей стране подход к изучению потребительского поведения претерпевает изменения вместе с развитием общества. Традиционные ценности советского времени (коллективизм, патернализм, уравнительность) заменяются либерально-демократическими ценностями, характерными для модернизирующихся обществ (индивидуализм, права и свободы личности, образование, деловая активность, благосостояние, успех и др.). Происходит кардинальная переоценка взглядов на потребление и его роль в социализации личности. Осуждение потребительства и «вещизма», характерное для советского периода, сменяется пропагандой комфорта и гедонистических ценностей в потребительской культуре, свойственной отнюдь не развивающейся, а развитой рыночной экономике.

Анализ потребительского поведения в советском обществе проводился с позиций общественных ценностей и принципов социалистического распределения. При этом система потребления в западных обществах противопоставлялась задачам воспитания гармонически развитой личности, для которой вещизм, мещанство виделись дорогой к духовному обеднению и нравственному распаду.

При весьма скромном интересе к проблеме поведения потребителей обществоведы советского периода гораздо больше внимания уделяли исследованию личного потребления и личных потребностей. Такие исследования осуществлялись А.Г. Здравомысловым, С.Г. Струмилиным, В.П. Мотяшовым, В.Б. Рамзесом и др.

Впервые в комплексном виде социально-психологические механизмы поведения индивида были представлены В.А. Ядовым в диспозиционной концепции социального поведения личности, которая в дальнейшим стала использоваться в качестве основы теоретической модели поведения потребителя. Специфика деятельности человека заключается в том, что его реакция на любую ситуацию изначально обусловлена не только самой ситуацией, но и его неосознаваемой внутренней предрасположенностью к определенной реакции: это элементарная установка, которая включается на бессознательном уровне.

Переход от социализма к рыночной экономике вызвал процесс трансформации системы ценностных установок и ориентаций россиян. Данный вопрос исследован в работах Т.И. Заславской, Н.И. Лапина, Л.Г. Юлдашева, В.В. Лапкина, В.И. Пантина, Т.А. Рассадиной, В.П. Мотяшова, В.Э. Бойкова. Ценностный конфликт поколений изучали В.В. Гаврилюк и Н.А. Трикоз, а также Е.А. Скриптунова и А.А. Морозов.

Исследование поведения людей в сфере потребления как явления, связанного с удовлетворением их потребностей и характеризующего действия потребителей, их образ жизни, мы находим у Н.М. Римашевской, А.А. Овсянниковой и И.И. Петтай.

Знакомство с проблемой поведения потребителей стало возможным в 90-е гг. благодаря маркетинговой литературе (Ф. Котлер, Дж. Эванс, Б. Берман, А. Хоскинг, Г. Ассель, Ж.Ж. Ламбен, Дж. Мовен, Дж. Энджел, П. Миниард и др.).

Для граждан современной России одной из основных ценностей становится благосостояние.

Осознание личных интересов и потребностей составляет часть поведения потребителя. Специфике экономического поведения современного потребителя посвящены исследования Г.М. Россинской.

В последние годы появился интерес к потребительскому поведению молодежи (диссертационные исследования Ю.Л. Афанасьевой «Влияние рекламы на потребительское поведение студенческой молодежи», А.Г. Головы «Управление потребительским поведением молодежи в условиях мегаполиса»).

Поведение потребителей на рынке, их предпочтения, характер покупок – все это определяется личностными, культурными, социальными и психологическими факторами, изучение которых – важнейшая задача социологов.

Объект данной работы – потребительское поведение.

Предмет работы – потребительское поведение москвичек на рынке модной одежды на примере VIP-зоны ТД ЦУМ.

Целью данной работы является изучение гендерных особенностей потребительского поведения. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  • Изучение теоретической литературы по вопросам потребительского поведения;
  • Проведение эмпирического исследования потребительского поведения женщин при выборе одежды, включающего сбор, обработку и интерпретацию данных.

Теоретико-методологическую основу курсовой работы составляют труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам потребительского поведения (Бурдье П., Бодрийяра Ж., Ядова В.А., Абрамовой М.А., Александровой Л.С., Рамазановой И.А., Радаева В.В. и др.).

В качестве эмпирической базы курсовой автором использованы данные авторского исследования, проведенного в марте-апреле 2014 г. методом анкетирования.  

Осмысление вопросов гендерных особенностей потребительского поведения на рынке одежды позволяет выдвинуть гипотезу о том, что потребление модной одежды класса lux является «показным потреблением», демонстрирующим статус покупательницы.

 

1. Потребительское поведение: понятие, основные закономерности, гендерный аспект 

1.1. Понятие и функции потребительского поведения в социологической науке

Одним из видов социального поведения является экономическое поведение (проблема «homo economicus»), являющееся основой как для социологического, так и экономического анализа.

Выделяются несколько основных видов экономического поведения, реализуемых в различных фазах воспроизводственного цикла: дистрибутивное (распределительное), производственное, обменное и потребительское.

Данная схема весьма условна, так как эти виды экономического поведения не проявляются в чистом виде.

Потребительское поведение обеспечивает извлечение экономических благ из товарного оборота и присвоение их полезных свойств с целью удовлетворения многочисленных потребностей человека. Поведение потребителя – серия взаимосвязанных социальных актов, осуществляемых индивидом в рыночной среде. Включает осознание человеком собственных потребностей и интересов, поиск информации о товаре и услуге, оценку вариантов, покупку, собственное потребление, постпокупочную оценку альтернатив.

Первые предпосылки теории потребительского поведения возникли в XIX–XX веках, когда исследовалось престижное поведение и возможности использования психологических принципов в рекламе (Д. Мовен). В 60-е годы идеи З. Фрейда популяризировались исследователями мотивации и использовались рекламодателями. На сегодняшний день сформировалось несколько различных исследовательских подходов к изучению потребления: экономический, маркетинговый, социально-психологический и социологический.

В классической политической экономии проблематика потребления располагалась на четвертом месте после производства, распределения и обмена. Считалось, что наиболее существенные отношения сосредоточены в процессе производства, а потребление хотя и является конечной целью, выступает чем-то производным.

  1. Аборвалова О.Н. Потребительское поведение: теоретические аспекты // Сибирская финансовая школа. - 2012. - № 2. - С. 19-21. 
  2. Арженовский С.В., Мажара В.В. Социально-экономическая стратификация домохозяйств по потребительскому поведению // Учет и статистика. - 2010. - № 17. - С. 55-58. 
  3. Бадамшина А.Р. Особенности и факторы потребительского поведения населения // Формирование гуманитарной среды в ВУЗе: инновационные образовательные технологии. - 2013. - № 3. - С. 177-186. 
  4. Бодрийяр Ж. Символический обмен или смерть. М., 2000. С. 177–182.
  5. Бодрийяр Ж. Система вещей. – М. : Рудимино, 1999.
  6. Бронникова Е. Потребительское поведение молодежи // Формирование гуманитарной среды в ВУЗе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход. - 2013. - Т. 3. - С. 186-192. 
  7. Бурдье П. Практический смысл / Под ред. Н. А. Шматко. – СПб. : Алетейя, 2001.
  8. Бурдье П. Различения: социальная критика суждения / П. Бурдье // Экономическая социология.. Т. 6. – 2005, No 3. – С. 25–48.
  9. Василенко И.В. Потребительское поведение как социальный феномен // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. - 2008. - № 1. - С. 83-85. 
  10. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с.
  11. Веблен Т. Теория праздного класса: монография. - М.: Прогресс, 1984. - 336 с. 
  12. Веблен Т. Теория праздного класса. – М. : Прогресс, 1984.
  13. Верховин В.И. История экономической социологии: мир идей. М.: Изд-во «ИМТ», 1998. С. 127–261.
  14. Верховин В.И. Экономическое поведение как предмет социологического анализа. - М., 1999. 
  15. Голова А.Г. Социально-экономические подходы к управлению потребительским поведением населения // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. - 2013. - № 6 (107). - С. 66-75. 
  16. Дорохова Ю.В. Исследовательские подходы к потребительскому поведению в системе социально-экономических отношений // Среднерусский вестник общественных наук. - 2010. - № 4. - С. 50-56. 
  17. Кларк Дж. Б. Распределение богатства // Белоусов В. М. История экономических учений : учеб. пособие. – Ростов н/Д : Феникс, 1999. – С. 384–390.
  18. Кондрух А.В. Влияние психо-эмоциональных факторов на потребительское поведение // Актуальные вопросы экономических наук. - 2012. - № 26. - С. 60-63. 
  19. Косенкова И.Н. Типы потребительского поведения // Наука и устойчивое развитие общества. Наследие В.И. Вернадского. - 2009. - № 9. - С. 169-176. 
  20. Кутепов М.В. Потребительское поведение как объект социологического анализа // Наука и современность. - 2011. - № 8-2. - С. 118-123. 
  21. Левашова Ю.Г., Яшина А.О. Влияние комплексного подхода на потребительское поведение // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. - 2011. - Т. 1. - № 2. - С. 253-256. 
  22. Лейбенстайн Х. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательного спроса // Теория потребительского поведения и спроса. – [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://milogiya2007. ru/miero9.htm.
  23. Маршал А. Принципы экономикс // Белоусов В. М. История экономических учений : учеб. пособие. – Ростов н/Д : Феникс, 1999. – С. 390–401.
  24. Понукалина О.В. Технологии управления потребительским поведением: социальные смыслы "стандартов продаж" // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. - 2008. - № 3. - С. 249-255. 
  25. Празян Е.М. Современные теории потребительского поведения // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2011. - Т. 4. - № 11. - С. 44-47. 
  26. Россинская Г.М. Экономическое поведение потребителя: закономерности и особенности в условиях переходной экономики. – Уфа: Гилем, 2007. – 192 с.
  27. Рымкевич А.В. Теоретические аспекты исследования потребительского поведения  // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. - 2013. - № 4. - С. 210-213. 
  28. Рычкова Н.В. Потребительское поведение в концепте экономической антропологии (этнологии) // Вестник Казанского технологического университета. - 2011. - № 24. - С. 153-157. 
  29. Самарбаева Н.К. Потребительское поведение городской молодежи: социально-психологический анализ // Вестник Башкирского университета. - 2010. - Т. 15. - № 2. - С. 511-516. 
  30. Семенова М.А. Гендер и потребление: взаимовлияние двух категорий на процесс идентификации личности (к постановке проблемы) // Terra Humana. - 2003. - № 11. - С. 87-90. 
  31. Семенова М.А. Потребительское поведение в структуре гендерных стереотипов // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 1. - С. 68-71. 
  32. Семенова М.А. Формирование и поддержание гендерных стереотипов потребительского поведения // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 11. - С. 97-99. 
  33. Фокина О.А. Потребительское поведение среднего класса в условиях институционализации сервиса в России // Современная наука. - 2011. - № 4. - С. 113-117. 
  34. Шумпетер Й.А. История экономического анализа // Белоусов В. М. История экономических учений : учеб. пособие. – Ростов н/Д : Феникс,1999. –С.413–432.
  35. Щербак А.А. Социально-психологические технологии манипулирования потребительским поведением в контексте бренда // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - № 8. - С. 187-189. 
  36. Ядов В.А. Солидаризация в рабочей среде: социальное и индивидуальное. - М.: ИС РАН, 1998.
  37. Scitovsky,T.An Inquiry into Human Satisfaction and Consumer Dissatisfaction. – Mode of access: http://www.gallery.economicus.ru./cgi-ise/ gallery/frame.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Маркетинг
2013 год 40 стр.
Курсовая Рекламная деятельность предприятия
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское