Введение
1 Теоретические основы изучения маркетинга на предприятии розничной торговли
1.1Комплекс маркетинга на предприятии розничной торговли
1.2 Формирование комплекса маркетинга на предприятии розничной торговли
1.3 Маркетинговая деятельность предприятий розничной торговли
1.3 Совершенствование комплекса маркетинга организации розничной
торговли
2 Анализ маркетинговой деятельности в ЗАО «Роспечать-Алтай»
2.1 Экономико-организационная характеристика ЗАО «Роспечать-Алтай»
2.2 Анализ маркетинговой деятельности в ЗАО «Роспечать-Алтай»
3 Пути совершенствования маркетинговой деятельности в ЗАО «Роспечать-Алтай»
Заключение
Розничная торговля в настоящее время относится к одному из самых успешных и динамично развивающихся секторов экономики. Учитывая эту благоприятную тенденцию, рынок розничных торговых услуг стал объектом пристального внимания иностранных розничных операторов и инвесторов. Это привело к тому, что у отечественных предприятий розничной торговли появилась необходимость уделять повышенное внимание процессам функционирования маркетинговых программ: направлять усилия на удержание долей рынка, формировать лояльности потребителей, активно противостоять появляющейся «западной» конкурентной угрозе.
Текущее состояние западного рынка демонстрирует, что торговые фирмы в практической работе все более активно используют маркетинговые методы и приемы. Эффективное использование маркетинговой концепции в торговле связано с пониманием трансформации базового комплекса и выделением дополнительных элементов, которые позволят более продуктивно функционировать на рынке торговых услуг.
Цель работы – изучить маркетинг на предприятиях розничной торговли на примере ЗАО «Роспечать-Алтай».
Задачи работы:
- Рассмотреть комплекс маркетинга на предприятии розничной торговли;
- Выявить формирование комплекса маркетинга на предприятии розничной торговли;
- Рассмотреть совершенствование комплекса маркетинга организации розничной торговли;
- Изучить экономико-организационную характеристику ЗАО «Роспечать-Алтай»;
- Провести анализ маркетинговой деятельности в ЗАО «Роспечать-Алтай»;
- Наметить пути совершенствования маркетинга в ЗАО «Роспечать-Алтай».
Объект исследования – ЗАО «Роспечать-Алтай».
Предмет исследования – маркетинг на предприятиях розничной торговли.
В работе были использованы статистические методы обработки данных, данные аналитического и управленческого учетов, ведущихся на предприятии синтез, анализ.
Данная тема изучена в работах таких авторов как А.В. Гончарова, М.А. Дубровина, Р. Г. Бурчаков, Н.А. Беляев, Е.С. Акулова, Ш.С. Агаев, Т. Н. Макарова, А.В. Авимский, Ю. В. Гусев, М. А. Дубровина, О.С. Компаниец и других.
Для решения поставленных задач определим структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Практическая значимость работы заключается в разработанных рекомендациях для исследуемого предприятия.
1. Теоретические основы изучения маркетинга на предприятии розничной торговли
1.1Комплекс маркетинга на предприятии розничной торговли
Маркетинг в розничной торговле характеризуется маркетинговыми программами розничного предприятия. Связаны такие программы с определением целевого рынка, ассортиментной политикой, ценой, выбором месторасположения, атмосферой и продвижением розничной точки. Получается, что розничные марки более мобильные и гибкие, они ближе к покупателю, у них больше возможностей для удовлетворения существующих потребностей, а соответственно больше шансов сформировать нужное представления о марке в «умах» потребителей.
Первое, с чем сталкиваются предприятия розничной торговли при составлении маркетингового комплекса — определение целевого рынка. Пока не будут охарактеризованы все аспекты целевого рынка, розничному торговцу будет сложно принимать обоснованные решения по эффективному ведению своего бизнеса. Если этот этап становления будет проигнорирован, предприятие не сможет в полной мере обслуживать потребности аудитории, что может пагубно повлиять на восприятие розничной марки и уходе клиентов к конкурентам.
Цены — следующий, но не менее ключевой фактор в позиционировании розничной марки. Определение розничных цен должно проводиться в соответствии с характеристиками целевого рынка, набором предлагаемых товаров и услуг и уровнем конкуренции. Сложность управления ценой связана с тем, что на ее формирование воздействует множество различных факторов (как внутреннего, так и внешнего характера): затраты на транспортировку, состояние спроса, уровень конкуренции, стадия жизненного цикла товара, политика поставщиков / владельцев марки, меры государственного регулирования цен.
Поскольку предприятие розничной торговли само по себе для производителя товара выступает как канал распределения, то для торговца традиционное понятие канала распределения переходит в новое качество. Под каналом распределения в торговом маркетинге подразумевается внутримагазинная логистика или физическое распределение. Под физическим распределением, как правило, понимаются все операции по хранению товара, формированию ассортимента и его внутримагазинному перемещению.
Для привлечения внимания покупателей и увеличения интенсивности покупок розничные предприятия используют целый арсенал средств, связанный с продвижением. Особенность этого элемента комплекса торгового маркетинга связана с тем, что он используется, прежде всего, применительно к торговой услуге, а не какому - либо конкретному товару. Методы коммуникации с покупателями подразделяются на платные (реклама, визуальное представление предлагаемого товара, личные продажи, стимулирование сбыта — специальные распродажи, презентации, премии, купоны, игры, конкурсы, лотереи) и бесплатные (связи с общественностью, молва или «реклама из уст в уста»).
Основная задача в розничной торговле — это заманить покупателя в магазин. Учитывая, что рядом существует большое количество конкурентов, торгующих примерно таким же ассортиментом, сделать это очень сложно. При выборе магазина покупатель в первую очередь обращает внимание на привлекательность фасада и наружной рекламы. Исследования показывают, что в случае если вывеска выполнена оригинально, красиво и аккуратно, 75 % проходящих мимо людей заходят в магазин. Кроме оформительских приемов применяют звуковые эффекты, праздничные поздравления, фирменный стиль, качество товара, квалификация персонала, нужная ассортиментная политика, геймификация и уделение внимания каждому клиенту — все это позволяет предприятию розничной торговли привлекать «своего» потребителя, а также становится уникальным среди конкурентов, увеличивая свою прибыль.
В настоящее время требования потребителей стремительно меняются, и грамотное управление продажами позволяет значительно повысить стоимость предприятия. Способность эффективно удовлетворять запросы потребителей становится наиболее важным конкурентным преимуществом, что выдвигает актуальность использования маркетингового комплекса на предприятиях розничной торговли на передний план. Успешная программа розничного маркетинга должна отвечать следующим условиям: нацеленность на удовлетворение потребностей для наиболее привлекательных потребительских сегментов; инвестиции в формирование навыков специалистов по управлению продажами; обеспечение эффективной реализации программы изменений.
Таким образом, комплекс маркетинга представляет собой совокупность практических мер воздействия на рынок или приспособления деятельности фирмы к ситуации на рынке. Структурно комплекс маркетинга чаще всего рассматривается в форме принципа «4Р», представляющего собой сочетание четырех составляющих элементов: product (товар), price (цена), place (каналы, методы распространения), promotion (продвижение). Элемент «Product» в комплексе маркетинга предусматривает определение стратегии и тактики относительно ассортимента и номенклатуры товаров, их характеристик (широта, глубина, гармоничность и насыщенность), рыночной атрибутики товаров (товарная марка, знак, упаковка, маркировка), метода позиционирования, качества и конкурентоспособности товаров. Относительно элемента «Price» в комплексе маркетинга должны быть решены вопросы о выборе стратегии и тактики ценообразования. Элемент «Place» предполагает принятие решений в области организации сбыта от выбора структуры каналов сбыта до сервисного обслуживания клиентов организации. «Promotion» или продвижение, как элемент плана маркетинга, предусматривает деятельность по формированию и стимулированию сбыта; продвижение товаров осуществляется с использованием в разных пропорциях рекламы, методов стимулирования сбыта и мероприятий по связи с общественностью. Все элементы комплекса маркетинга взаимосвязаны. Трудно ранжировать элементы по их значимости для успешной коммерческой деятельности фирмы, поскольку достижение поставленных целей возможно при условии эффективности каждого из четырех «Р»