Введение
- Анализ правовой базы автономных учреждений социальной сферы
1.1. Анализ российского законодательства
1.2. Опыт социальной работы с пожилыми людьми в зарубежных странах
1.3. Общие условия повышения эффективности бюджетных расходов на социальное обеспечение и социальную защиту населения
1.4. Сравнительный анализ бюджетных и автономных учреждений
- Формулирование миссии, философии и видения компании
2.1. Общая характеристика социального учреждения
2.2. Макросегментирование и определение базового рынка
2.3. Стратегические зоны бизнеса (СЕБ)
2.4. Оценка привлекательности рынков для СБЕ
2.5. Модель оценки: Матрица GE/McKinsey
- Разработка маркетинговой стратегии для ДВС
3.1. Основные критерии перевода бюджетных учреждений социальной защиты в автономные учреждения и принципы финансового планирования их деятельности
3.2. Маркетинговая стратегия для ДВС
Список использованной литературы
Цель работы – содействие совершенствованию деятельности домов престарелых как стационарных учреждений медико-социального обслуживания пожилых людей.
Задачи исследования:
- Определить место дома престарелых в системе стационарного медико-социального обслуживания пожилых людей и выполняемые им функции по отношению к системе.
- Обосновать взаимосвязь социального статуса стационарного учреждения медико-социального обслуживания пожилых людей с повседневной жизнью его обитателей.
- Выявить и описать пути и средства совершенствования деятельности дома престарелых.
Объект исследования – дом престарелых.
Предмет исследования – организация медико-социального обслуживания в домах престарелых и совершенствование их как стационарных учреждений.
Гипотеза исследования. Для совершенствования деятельности стационарных учреждений МСО пожилых людей требуется корректировка моделей этих стационарных учреждений. Это позволит реорганизовать деятельность дома престарелых по медико-социальному обслуживанию пожилых людей. Основными путями совершенствования домов престарелых являются: перевод их на рыночные условия, увеличение степени дифференциации этих учреждений и изменение организации повседневной жизни в домах престарелых. Совершенствование деятельности данного типа учреждений может осуществляться на управленческом уровне с учетом экономического; локально-географического; информационного факторов; изменения подхода к управлению стационарными учреждениями в системе МСО.
Научная новизна работы:
- В исследовании реализован системный подход к изучению стационарного медико-социального обслуживания пожилых людей в домах престарелых. Характеризуются различные типы учреждений МСО пожилых людей в современном обществе, дается структурно-функциональная типология стационарных учреждений, определяются место и роль дома престарелых в сложившейся системе стационарных учреждений МСО.
- Предложены критерии для совершенствования моделей домов престарелых как стационарных учреждений: степень государственного контроля; тип организационных структур и управления; организационно-правовой статус; степень коммерциализации учреждений; локализация учреждений; информационная политика; субъект, за которым закреплена функция ухода за пожилым человеком. На основе этих критериев проведен сравнительный анализ российской и американской систем МСО пожилых людей в социальных учреждениях стационарного типа.
- Показано, что одним из значимых факторов, влияющих на социальный статус дома престарелых, является повседневная жизнь его обитателей. Для определения значимости управленческого принципа обратной связи даются ситуационные оценки дома престарелых их обителями, доказывается, что это может быть использовано для укрепления социального статуса дома престарелых.
- Определены пути и средства совершенствования деятельности дома престарелых. По критерию «характер принятия управленческого решения при совершенствовании системы домов престарелых» выделены интерактивный и командный пути совершенствования деятельности стационарных учреждений. По критерию «сфера принятия управленческого решения» выделены организационно-управленческий, экономический и социальный пути. В качестве основных средств совершенствования деятельности дома престарелых определены: изменение наполненности дома престарелых, более рациональное размещение их на территории и т. д.
1. Анализ правовой базы автономных учреждений социальной сферы
1.1. Анализ российского законодательства
Принятие в начале ноября 2006 г. двух федеральных законов - Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» и Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 175-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях», а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений» является результатом осуществления государственной программы реструктуризации бюджетного сектора.
Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее сокращенно – ФЗ об автономных учреждениях) предусмотрено введение нового типа государственных и муниципальных учреждений - автономных учреждений, которые будут функционировать наряду с существующими государственными и муниципальными учреждениями, однако в отличие от них будут обладать большей свободой в вопросах осуществления своей уставной деятельности и распоряжения имуществом.
ФЗ об автономных учреждениях определяет в соответствии с Гражданским кодексом РФ правовое положение автономных учреждений, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, цели, порядок формирования и использования их имущества, основы управления автономными учреждениями, основы отношений автономных учреждений с учредителями, участниками гражданского оборота, ответственность автономных учреждений по их обязательствам.
Под автономным учреждением понимается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для оказания услуг, выполнения работ в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.
Пакет законопроектов, который включает в себя законопроекты "Об автономных учреждениях" и "О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "Об автономных учреждениях", а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных (бюджетных) учреждений" направлен на увеличение разнообразия организационно-правовых форм организаций социальной сферы.
Задание учредителя на выполнение работ или оказание услуг является для АУ обязательным. Финансовые средства будут выделяться единой суммой, без разбивки по статьям расходов. Имущество принадлежит АУ на праве оперативного управления с большим объемом правомочий, нежели бюджетное учреждение. Недвижимым и особо ценным движимым имуществом, целевыми средствами, которые выделяет учредитель на приобретение имущества, АУ распоряжается только с согласия собственника. Учредитель - собственник имущества не несет имущественной ответственности по обязательствам АУ. АУ вправе сверх установленных учредителем заданий и обязательств оказывать услуги (выполнять работы) на возмездной основе в рамках устава учреждения. Земельный участок закрепляется за АУ на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В автономном учреждении будет создаваться Наблюдательный совет, вердикты которого будут в основном носить рекомендательный характер, кроме обязательных для исполнения решений по крупным сделкам и сделкам с заинтересованностью. Доходы АУ должны оставаться в автономном учреждении, ими автономное учреждение распоряжается самостоятельно. Доходы используются на развитие учреждения, оплату труда, приобретение имущества, новых видов оборудования, которое необходимо для дальнейшей деятельности АУ.