ВВЕДЕНИЕ
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
1.1 Понятие федерального органа исполнительной власти и его признаки
1.2 Функции органов исполнительной власти
- СИСТЕМА И СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
2.1 Система федеральных органов исполнительной власти
2.2 Структура федеральных органов исполнительной власти
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы: Орган исполнительной власти это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности, образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.
Образование, структура, порядок деятельности и компетенция органов исполнительной власти (их задачи, функции, права и обязанности, формы и методы деятельности) определены и закреплены в соответствующих законах, положениях и иных нормативных актах. Административная правоспособность и дееспособность органов исполнительной власти возникает одновременно с их образованием и определением компетенции и прекращается в связи с их упразднением.
В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»56 в целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» и Федеральным конституционным законом 1997 года «О Правительстве Российской Федерации» установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Объектом исследования являются федеральные органы исполнительной власти, их система и структура.
Предметом исследования выступает административно-правовое регулирование органов исполнительной власти.
Цель исследования – заключается в теоретическом изучении федеральных органов исполнительной власти как субъектов административного права.
Задачи исследования:
Изучить понятие федерального органа исполнительной власти и его признаки;
Исследовать функции органов исполнительной власти;
Охарактеризовать систему федеральных органов исполнительной власти;
Проанализировать структуру федеральных органов исполнительной власти.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
1.1 Понятие федерального органа исполнительной власти и его признаки
В Российской Федерации органы исполнительной власти действуют как на федеральном уровне, так и на уровне каждого субъекта Российской Федерации. При этом федеральные органы исполнительной власти имеют свои территориальные представительства в субъектах Российской Федерации, которые действуют наряду с органами исполнительной власти, создаваемыми самими субъектами Российской Федерации в рамках осуществления своих полномочий.
Система и структура федеральных органов исполнительной власти определены Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 2004 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». В соответствии с положениями настоящего нормативного правового акта 15 федеральных министерств с подведомственными им федеральными агентствами и федеральными службами, а также другие федеральные органы исполнительной власти со статусом федеральных служб и федеральных агентств и под непосредственным контролем Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации .
Для того чтобы дать определение федеральному органу исполнительной власти, необходимо выяснить, какие функции он выполняет в системе органов государственной власти, каковы их основные особенности и характеристики.
Федеральные органы исполнительной власти в зависимости от организационно-правовой формы и административно-правового статуса осуществляют:
а) Функции по принятию нормативных правовых актов. Под функциями принятия нормативных правовых актов понимается публикация на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и граждане правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц;
б) Функции контроля и надзора. Под функциями контроля и надзора понимаются: осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, юридических лиц и граждан, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения; выдача государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; регистрация актов, документов, прав, объектов, а также публикация индивидуальных правовых актов;
в) правоохранительные функции;
г) Функции управления государственным имуществом. Под функциями управления государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, предприятиям федерального казначейства и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление федеральным имуществом. -данные акции открытых акционерных обществ;
д) Функции по оказанию государственных услуг. Под функциями оказания государственных усл уг по нимается оказание усл уг граждан ам и орган изациям в сфер е об разования, здравоохранения, со циальной за щиты на селения и в друг их сфер ах, установлен ных федерал ьными за конами.
Выделим осн овные черты ис полнительной вла сти и на их осн ове со ставим определен ие федерал ьной ис полнительной вла сти, как одно й из ее раз новидностей:
Наделен прав оохранительными, прав оохранительными и прав оохранительными по лномочиями;
Их де ятельность легальна, по скольку осн ована на норм ативных прав овых акт ах;
Обладает сам остоятельностью, так как в осн ове его де ятельности лежит при нцип раз деления вла стей, за крепленный в Конституции РФ в ст. 5 ;
Имеет определен ную структур у, штат госслужащих и тех нический пер сонал, им еет вверенное ему госуд арственное им ущество.
Его де ятельность финансируется из со ответствующего бюджет а со гласно утв ержденной в установлен ном по рядке сметы;
Рассматривается как юрид ическое лиц о;
Несет от ветственность пер ед госуд арством за вы полнение во зложенных на не го за дач.
Делая вы вод из пер ечисленных при знаков орган а ис полнительной вла сти и при меняя эти при знаки для федерал ьного орган а ис полнительной вла сти, мож но вы вести след ующее определен ие:
Федеральный орган ис полнительной вла сти - орган изация, кот орая, являясь час тью госуд арственного аппарата, им еет сво ю структур у, территориальную сфер у де ятельности, комп етенцию, сформирована в по рядке, установлен ном за коном или иными норм ативными прав овыми акт ами, ис пользует в сво ей раб оте определен ные мет оды, является на делен прав ом де йствовать от им ени госуд арства и при зван в по рядке ис полнительной и адм инистративной де ятельности осуществлять по вседневное управление эконом ической, со циально-культурной и адм инистративно-политической сфер ами об щества.