На современном этапе развития Российского государства одной из основополагающих общегосударственных задач являются укрепление правопорядка и борьба с преступностью. Несмотря на растущий потенциал правоохранительных органов, криминогенная обстановка продолжает оставаться сложной. В связи с этим в современных условиях требуется использовать более эффективные комплексные меры, преимущественно упреждающего антикриминогенного характера.
Вся история борьбы с преступностью свидетельствует о том, что одной из наиболее сложных и социально важных при обеспечении законности и правопорядка является проблема расследования и раскрытия преступлений. Именно безнаказанность, порождаемая тем, что многие преступления остаются нераскрытыми или раскрываются длительное время, является одной из причин роста преступности.
Уголовно–процессуальный закон требует от органов предварительного расследования обеспечения быстрого и полного раскрытия преступлений.
Успех своевременного раскрытия и расследования преступлений в большей степени определяется качеством и эффективностью производства первоначальных следственных действий.
Поскольку основным критерием оценки работы правоохранительных органов является приговор суда, особое значение имеет правильная организация предварительного следствия. Однако в этой сфере сохраняется значительное количество проблем. Во многом такое положение объясняется низкой квалификацией следователей, бесконтрольностью со стороны руководителей следственных подразделений, порождающей коррупционные проявления и нарушение закона вопреки интересам службы, а также низкую результативность следственных действий. В связи с этим вновь созданный Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации и подведомственных ему подразделений в регионах должен помочь в решении этих проблем.
Значительным резервом улучшения работы по раскрытию преступлений на первоначальном этапе расследования является обеспечение повышения мастерства работников следствия и дознания, в том числе умения искать и находить следы.
Следственные органы Российской Федерации регулярно анализируют причины не раскрываемости преступлений. В большинстве случаев одним из главных недостатков указан неквалифицированно или небрежно произведенный следственный осмотр, в результате чего важные улики, которые могли бы дать ключ к раскрытию преступления, оказываются утраченными. В связи с этим руководство российских правоохранительных органов неоднократно подчеркивало необходимость повысить качество первоначальных следственных действий, в первую очередь осмотров.
Вместе с тем УПК РФ содержит ряд пробелов, в том числе, касающихся правовой регламентации первоначальных следственных действий. За шесть лет действия нового УПК преступники выявили все «черные дыры» в уголовно – процессуальном законодательстве, которые позволяют им уходить от уголовной ответственности.
Ряд положений УПК РФ о следственном осмотре вызывает трудности в повседневной практике правоохранительных органов. Возникают ситуации «вольного» толкования закона, что приводит к риску признания полученных доказательств недопустимыми, нарушению конституционных прав и свобод граждан.
Изложенные обстоятельства определили выбор темы данной работы. Ее актуальность не может вызывать сомнений.
Цель данной работы – изучить действующее законодательство по наиболее важным общим правилам производства следственных действий.
Задачи работы:
- Охарактеризовать судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия.
- Показать порядок протоколирования (процессуального оформления) хода и результатов следственных действий.
- Определить порядок участия в следственных действиях специалиста, переводчика, понятых и иных участников уголовного судопроизводства.
Предмет исследования - процесс следственных действий.
Объект исследования – УПК РФ.
Методологическую основу работы составили труды отечественных правоведов, приведенные в списке использованной литературы.