Введение.
- Задачи взаимодействия следственных и оперативных работников.
- Практические формы взаимодействия.
2.1. Взаимодействие в расследовании и раскрытии преступлений.
2.2. Контроль за расследованием и раскрытием преступлений.
2.3. Организация работы следственно-оперативных групп.
Заключение.
Список литературы.
Расследованию преступлений, как и всему уголовному процессу, свойственно организационное, плановое начало. Планирование расследования не сводится к составлению плана, являющегося лишь внешним выражением этого процесса, завершением и в большинстве случаев письменным оформлением определенной стадии планирования. Содержание планирования значительно шире и представляет собой организационную и творческую сторону работы следователя, начинающейся с начала расследования и продолжающейся до его окончания.
Организация расследования - понятие более широкое, чем планирование. Организация расследования, в числе прочих элементов, в том числе означает в соответствии с заблаговременно разработанным согласованным планом расследования наладить надлежащее взаимодействие в процессе расследования между следователем, оперативными работниками, специалистами, сотрудниками контролирующих органов и представителями общественности, привлеченными к участию в расследовании. Это определяет важность и актуальность выбранной темы.
Комплекс организационных мероприятий по уголовному делу должен быть строго определенным, конкретным, разработанным во всех деталях. Важным элементом организации расследования является четко налаженное взаимодействие следователя с оперативно-розыскными аппаратами, экспертно-криминалистическими службами, контролирующими органами и общественностью. Сочетание следственных действий с оперативно-розыскными мероприятиями является одним из важных условий повышения качества расследования преступлений. Для этого необходим тесный деловой контакт в работе следователя и оперативно-розыскного аппарата.
Целью работы является изучение основных форм взаимодействия следственных и оперативных работников в процессе расследования преступлений.
В соответствии с поставленной целью поставлены следующие задачи:
- изучение необходимости взаимодействия следственных и оперативных работников;
- анализ основных используемых в практике форм взаимодействия;
- поиск путей дальнейшего совершенствования взаимодействия следственных и оперативных работников.
1. Задачи взаимодействия следственных и оперативных
работников
Основные задачи взаимодействия следственных и оперативных работников:
- обеспечение неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий при совершении преступлений;
- всестороннее и объективное расследование преступлений, своевременное изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших, а также розыск скрывшихся преступников;
- осуществление мероприятий, направленных на возмещение материального ущерба, причиненного гражданам и организациям вне зависимости от форм собственности преступными действиями виновных лиц,
Основные принципы взаимодействия:
- соблюдение законности, конституционных прав и свобод граждан;
- комплексное использование сил и средств органов внутренних дел;
- персональная ответственность следователя, руководителей оперативных подразделений и начальников милиции общественной безопасности за проведение и результаты следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
- самостоятельность следователя в принятии решений, за исключением случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством;
- самостоятельность сотрудников оперативных подразделений в выборе средств и методов оперативно-розыскной деятельности а рамках действующего законодательства;
- согласованность планирования следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
- непрерывность взаимодействия в организаторской деятельности, расследовании и раскрытии преступлений до принятия решения по уголовному делу.
Выделенные для участия в расследовании работники оперативных и экспертно-криминалистических подразделений должны активно использовать свои специфические средства и методы для полного и быстрого раскрытия преступления, четко и своевременно выполнять поручения и указания следователя о производстве розыскных и следственных действий. Они обязаны немедленно уведомить следователя и прокурора об обнаруженном преступлении в случаях, когда производство расследования является обязательным: принимать безотлагательные меры к охране места происшествия, выявлению и закреплению вещественных доказательств, розыску преступника по "горячим" следам и осуществлению других неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий: оказывать научно-техническую помощь в выявлении и фиксации следов преступления; своевременно сообщать следователю о вновь полученных оперативно-розыскных данных для использования их при подготовке и проведении следственных действий по делу.
- Иванов Э. А. Отмывание денег и правовое регулирование борьбы с ним. - М.: Российский Юридический Издательский дом, 1999.
- Комментарий к УПК РСФСР/ Под ред. проф. В.Т. Томинэ. М.: Вердикт, 2006.
- Криминология: Учебник для юридических вузов / Под ред. А.И. Долговой. М.: Издательская группа ИНФРА: М — НОРМА, 2007.
- Мыцыков.А. Прокурорский надзор за исполнением законов (возможности, пределы, перспективы). // Прокурорская и следственная практика. 2008, № 3, с. 19 - 31.
- Наставление о деятельности служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений (утв. приказом МВД РФ от 6 августа 1993 г. N 390) (в редакции от 7 июля 1995 г.)
- Основы борьбы с организованной преступностью / Под ред. В. С. Овчинского, В. Е. Эминова, Н. П. Яблокова. М.: ИНФРА-М, 2006.
- Попов А. Оперативно-розыскная инициатива начала уголовно-процессуальной деятельности при непосредственном обнаружении признаков преступления органами дознания. // Популярно-правовой альманах МВД России «Профессионал». № 1(28), 1999.
- Проблемы развития правового статуса Российской прокуратуры. М., 2008,