Введение
Глава 1. Инновационная деятельность организации. Понятие, сущность основные категории
1.1. Инновация как экономическая сущность рыночной экономики
1.2. Управление, планирование и организация инновационной деятельности
1.3. Тенденции развития инноваций в крупных компаниях
Глава 2. Совершенствование инновационной деятельности предприятия ОАО «-»
2.1. Общая характеристика и особенности инновационной деятельности ОАО «-»
2.2. Инновационные предложения в управлении инновационной деятельности на ОАО "-"
2.2. Внедрение системы электронного документооборота на предприятии
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются одним из важнейших факторов современной жизни. К сектору ИКТ обычно относят промышленность и рынки отраслей: телекоммуникаций (ТК) и информационных технологий (ИТ), выделяя следующие сегменты: оборудование, устройства и комплектующие, услуги (в том числе фиксированной и сотовой связи), программное обеспечение (ПО), цифровой контент (ЦК).
Российский сектор ИКТ в последние годы лидировал в стране по темпам развития. До 2009 г. темпы его роста, как правило, превышали 20 процентов в год, что намного выше темпов роста ВВП страны. Устойчивое и сбалансированное развитие ИКТ неразрывно связано с увеличением количества абонентов и с расширением перечня предоставляемых услуг.
Для рынка сотовой связи эта тенденция особенно актуальна, так как с одной стороны, существует большая заинтересованность абонентов в получении доступа к новым услугам, а, с другой, углубляющаяся конкуренция заставляет операторов постоянно искать новые инновационные решения для предоставления этих услуг. Достигнутый уровень развития рынка услуг сотовой связи, качественные изменения в средствах и способах предоставления услуг, повышение объема и многоаспектности информации, проходящей по сетям сотовой связи, выдвинули на передний план проблему реализации конкурентных преимуществ операторами сотовой связи. Решить эту проблему можно только через эффективное управление инновационным развитием компании. В современных условиях важность внедрения инноваций имеет еще большее значение в связи с возрастанием темпов глобализации и возможным ростом конкуренции со стороны зарубежных производителей и поставщиков инфокоммуникационных услуг.
Изложенные обстоятельства предопределили актуальность исследования проблем, связанных с организационно-экономическим обеспечением управления инновационным развитием предприятий сотовой связи с целью обеспечения их конкурентоспособности.
Изучению различных аспектов этой проблемы посвящены научные труды ученых: Володиной Е.Е., Бабкова В.Ю., Горбачёва В.Л., Громакова Ю.А., Гусакова М.А., Карлика А.Е., Колтынюка Б.А., Макарова В.В., Максименко В.Н., Мхитаряна Ю.И., Разроева Э.А., Резниковой Н.П., Роговой Е.М., Титова А.Б., Тихвинского В.О., Терентьева С. В., Шатровой Е.В. и др.
Целью работы является разработка комплекса мероприятий по совершенствованию методов и инструментов инновационного развития компании сотовой связи в целях обеспечения их конкурентоспособности и устойчивого роста.
В соответствии с целью диссертации были поставлены следующие задачи:
- выявить особенности инновационного развития крупных компаний;
- рассмотреть возможность внедрения инноваций, разработать рекомендации по их внедрению и рассчитать экономическую эффективность.
Объектом работы является ОАО «-», предметом – являются организационно-экономические методы и механизмы управления инновационными процессами в компаниях сотовой связи, направленные на обеспечение их конкурентоспособности и устойчивый экономический рост.
Структура работы включает введение, основную часть, заключение и список используемой литературы.
1 Инновационная деятельность организации. Понятие, сущность основные категории
1.1 Инновация как экономическая сущность рыночной экономики
Весьма распространенным является определение инновации как «процесса внедрения новых продуктов, услуг и производственных процессов».[1]
В современной литературе весьма распространенным является двоякое толкование сущности инновации. Нововведение, с одной стороны, «есть процесс доведения технического изобретения до стадии практического использования, когда оно начинает давать экономический эффект», а с другой стороны, - «конечный результат этого процесса, т.е. изобретение, доведенное до стадии коммерческого использования продукта или товара, появившегося в результате процесса нововведения в первом значении этого понятия»
Двойственность в трактовании термина «инновация» приводит к смещению понятий, что затрудняет процесс целеполагания. Это, в свою очередь, влечет за собой разные подходы к пониманию эффективности инновационной деятельности. Поэтому, необходимо четкое разграничение понятий.
В то же время многие исследователи полагают, что инновации следует рассматривать как изменение состояния того или иного объекта (системы). Впервые такой подход к определению инновации предложил И. Шумпетер, который ввел в научный оборот понятие «осуществление 11 новых комбинаций». Согласно И. Шумпетеру, новые комбинации представляют собой изменение производства и рынка и осуществляются в следующих случаях:
- производство нового, т.е. еще не известного потребителям блага, или создание нового качества того или иного блага;
- использование нового, т.е. в данной отрасли промышленности практически неизвестного…, метода (способа) производства, в основе которого не обязательно лежит новое научное открытие и который может заключаться даже в новом способе коммерческого использования существующего товара;
- освоение нового рынка сбыта, т.е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет;
- приобретение нового источника сырья или полуфабрикатов, равным образом независимо от того, существовал этот источник прежде, или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще просто только предстояло создать;
- выполнение соответствующей реорганизации, например, обеспечение монопольного положения или подрыв монопольного положения другого предприятия».[2]
Ряд экономистов под инновацией понимают «прибыльное (рентабельное) использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера».[3] Определяя содержание инновации, следует исходить из того, что, с одной стороны, ее целью является удовлетворение общественной потребности, а с другой стороны, она является средством, использование которого дает возможность получить определенный экономический эффект.