Введение
1 Теоретические основы системы государственного управления России
1.1. Понятие и сущность государственного управления
1.2. Федеративные основы системы государственной власти в Российской Федерации
2 Система государственного управления в субъекте РФ ( на примере Алтайского края)
2.1 Краткая характеристика Алтайского края
2.2 Система и полномочия органов государственной власти субъекта РФ
Заключение
Список литературы
Актуальность темы исследования: Эффективное государственное управление не может осуществляться без учета и понимания современных тенденций, возможностей, а также вызовов, угроз и рисков. Это дает возможность вовремя реагировать на образование кризисных ситуаций, совершенствует качество принимаемых управленческих решений, а также позволяет своевременно и оперативно выделять ресурсы для исполнения принятых решений.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что государственное управление на сегодняшний день продолжает оставаться перед лицом новых вызовов и угроз, способных серьезно дестабилизировать ситуацию внутри страны, для устранения которых требуется системная и комплексная работа, направленная на оптимизацию процессов управления.
При написании работы были использованы научная и учебно-методическая литература, статьи в периодических изданиях, нормативно-законодательные акты Российской Федерации. Важными источниками литературы, раскрывающими теоретические основы понятия «государственное управление» явились работы Ерщова Н.А. «К вопросу о понятии и сущности государственного управления», Гимазова Ю.В. «Государственное и муниципальное управление».
Цель работы: рассмотреть систему государственного управления на материалах региона (Алтайского края).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть подходы к определению понятия государственного управления;
- изучить федеративные основы системы государственной власти в Российской Федерации;
- провести анализ системы государственного управления в субъекте РФ ( на примере Алтайского края)
Объект исследования – система государственного управления субъекта Российской Федерации
Предмет исследования –теоретико-методологические основы государственного управления.
Методы исследования. В процессе решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: системный метод, структурно-функциональный подход, анализ официальных документов, метод синтеза, дедукции, индукции и обобщения при общелогических заключениях.
Структура работы включает в себя следующие элементы: введение, две главы, заключение и список литературы.
1. Теоретические основы системы государственного управления России
1.1. Понятие и сущность государственного управления
Система государственного управление является неотделимой частью государства ввиду обеспечения его существования и функционирования. Однако на вопрос о том, что следует понимать под государственным управлением ученые-правоведы, а также законодатели не дали однозначного ответа по сей день. В связи с этим вопрос изучения и понимания государственного управления является актуальным на сегодняшний день.
Хотя единого понимания государственного управления учеными не выработано, с целью систематизации существующих точек зрения, необходимо рассмотреть возможные подходы к его пониманию.
Теория государственного управления должна анализировать только исполнительно-распорядительную деятельность органов исполнительной ветви власти, по мнению ряда ученых. Такое рассмотрение государственного управления представляет собой узкий подход к его пониманию.
Л.М. Рябцев предполагает, что все органы государственного управления возможно отнести к органам исполнительной ветви власти, так как все органы исполнительной власти осуществляют государственное управление, а исполнительная власть реализуется в виде государственного управления[1].
Сторонники широко подхода, считают, что государственное управление – это деятельность всех органов государства, которая включает все виды государственной деятельности, т.е. деятельность государственных органов всех ветвей власти. Ю. Н. Старилов считает, что термин «государственное управление» имеет организационно-юридический практический смысл. Государственное управление – государственная деятельность, которая обеспечивает надёжную и слаженную работу механизма государства. Понятие «исполнительная власть» является более узким по отношению к государственному управлению, так как она образуется от него; эффективность функционирования исполнительной власти прямо зависит от уровня организации системы государственного управления[2]. Ю. М. Козлов утверждает, что исполнительная власть, как ветвь единой государственной власти, не может сопоставляться с видом государственной деятельности, то есть с государственным управлением, которое является только формой ее практической реализации . Хотя данные точки зрения конкурируют между собой в науке уже достаточно долгое время, но, учитывая динамику развития государства, говорить о государственном управлении, понимая его в узком смысле, не совсем правильно.
Анализ научных публикаций из открытых источников свидетельствует, что подходы к определению понятия государственное управление разделяют также на правовой подход, в соответствии с ним центральные ценности государственного управления, а также и вся его суть, исходит из верховенства права и защиты прав граждан; процессуальный подход, который определяется как отношение к государственному управлению как процессу управления; политический подход, в соответствии с которым государственное управление сводится к максимальному воплощению воли народа; феноменальный подход, в соответствии с которым государственное управление рассматривают как феномен; и деятельностный, где государственное управление рассматривается как деятельность.
Глазунова Н.И. и Борискин В.В. приводят очень похожие определения: «государственное управление – это целенаправленное организующее, регулирующее воздействие государства на общественные процессы, отношения и деятельность людей», «государственное управление – это властное, целенаправленное, организующее и регулирующее воздействие государства на общественные отношения в целях их упорядочения, сохранения и преобразования в интересах общества»[3].
По мнению Матюшина М.Н. понятие государственное управление это
«организующее, регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей с целью ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу» . С данной формулировкой трудно поспорить, потому что любое властно-управленческое действие органа власти или должностного лица может:
А) Стремиться к регулированию действующих общественных отношений.
Б) Ориентироваться на сохранение текущего положения дел в государстве, в различных сферах жизни об щества, а так же в об щественных от ношениях.
В) Преобразовывать, в том числе и рушить, стремиться к раз рушению госуд арственности тех или иных об щественных от ношений, бы ть на правленным на пре образование той или ино й сфер ы со циальных от ношений.
По мне нию Носовой Н.П. госуд арственное управление мож но трактовать как ре гулирование по ведения управляемого об ъекта (государственного и не государственного) госуд арственными орган ами и до лжностными лиц ами в целях, кот орые определяемых госуд арством, на правление де ятельности об ъекта с по мощью при менения раз личных сред ств: эконом ических, адм инистративных, идеологических и друг их. Еще одно определен ие, кот орое дает дан ный авто р, гласит, что «это ис полнительно-распорядительная и орган изационная де ятельность госуд арства, его орган ов и до лжностных лиц » .
Таким об разом, об общая все вы шесказанное, госуд арственное управление мож но трактовать как ре гулирующее во здействие госуд арственных орган ов и до лжностных лиц на об щественную и час тную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, со хранения или пре образования, опирающееся на его вла стную сил у. В осн ове госуд арственного управления лежит госуд арственный инт ерес, кот орый на правлен на за щиту целостности госуд арства, его осн овных институтов, по ддержку качества и уровня жизни граждан . Среди при оритетных на правлений в ре ализации об щественного инт ереса мож но вы делить не обходимость ис полнения след ующих функ ций: за щитной, со циальной, прав овой, эконом ической, по литической и арбитражной.
Выполняя функ ции управления, вла стные структур ы со единяют инт ересы граждан ина и госуд арства, на ходят оптимальное со отношение прав и об язанностей при пре обладании об щих ценно стей, а так же контролируют со блюдение за конов и прав ил все ми членами об щества.