Курсовая работа|Гражданское право

Нормы российского законодательства, определяющие особенности режима государственной тайны

По всем вопросам пишите нам на topwork2424@gmail.com или в Телеграм  Telegram

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2021 | Страниц: 35

Введение

1 Общие особенности регулирования государственной тайны

1.1 Генезис режима государственной тайны

1.2 Современное понятие и правовая характеристика государственной тайны

2 Защита государственной тайны. Проблемы нормативного регулирования режима государственной тайны

2.1 Режим защиты государственной тайны: понятие, содержание, органы, осуществляющие контроль

2.2 Проблемы правового регулирования режима государственной тайны

Заключение

Список использованных источников  

Актуальность данного исследования выражена в том, что в настоящее время охрана государственных секретов проходит в условиях образовавшихся и вновь появляющихся новых рисков глобального информационного общества.

Охрана государственной тайны любыми учреждениями и органами, в особенности финансовыми, приобретает важнейшее значение в условиях ужесточения межгосударственного политического противоборства, в ситуации возрастающей экономической конкуренции.

Правовой режим государственной тайны направлен на охрану наиболее значимых для обеспечения безопасности государства сведений, неправомерное распространение которых может нанести наиболее тяжкие неблагоприятные последствия. В этом аспекте представляется существенным, что в Германии при определении государственной тайны акцент делается на тяжести негативных последствий для государства, возникающих в результате разглашения таких сведений.

В советский период сложилась в достаточной мере слаженная система обеспечения режима государственных секретов, впоследствии унаследованная Россией и иными странами на постсоветском пространстве. Привычно используемый в советский период для обозначения степени секретности служебной тайны гриф «Секретно» был отнесен законодателем к степени секретности сведений, которые составляют государственную тайну.

Потребности гармонизации законодательства в свете региональных интеграционных процессов требуют исследования разумности дальнейшего сохранения существующей системы и возможности возвращения к использовавшемуся в советский период понятию «государственные секреты», объединявшему государственную и служебную тайну, что соответствует основным идеям Модельного закона о государственной тайне, принятого 

Парламентской ассамблеей ОДКБ, и поддерживается рядом специалистов . В этом аспекте в новом ракурсе встает вопрос о правовом режиме служебной тайны.

Акцентирование внимания на вопросах обеспечения режима секретности обусловлено рядом факторов. Среди них основополагающими можно выделить два. Первый следует рассматривать в аспекте противодействия попыткам нарушить режим секретности документов, с соблюдением и правильным применением законов. Второй следует рассматривать в контексте соблюдения информационных прав и интересов человека, общества и государства, в том числе в сфере предоставления информации. Этим определена актуальность данного исследования.

Объектом работы выступают отношения, связанные с нормативно-правовым регулированием режима государственной тайны.

Предмет исследования – нормы российского законодательства, определяющие особенности режима государственной тайны.

Цель исследования – исследовать комплекс нормативных актов, регламентирующих режим секретности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- исследовать генезис режима государственной тайны;

- рассмотреть современное понятие и правовая характеристика государственной тайны;

- исследовать особенности режима защиты государственной тайны: понятие, содержание, органы, осуществляющие контроль;

- исследовать проблемы правового регулирования режима государственной тайны.

Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.

 

1 Общие особенности регулирования государственной тайны

1.1 Генезис режима государственной тайны

При рассмотрении истории становления и развития правового режима защиты государственной тайны, на наш взгляд, необходимо обратиться к российскому опыту.

Первое упоминание о защите в России секретов в сфере государственной службы и о наказании тех, кто «тайно из коллегиальных писем и документов что унесет», исследователи находят в Генеральном регламенте 1720 г. Однако указанные вопросы нашли свое документальное отражение и ранее. Так, в Указе Петра I от 4 апреля 1714 г. выделяется особый порядок при рассмотрении секретных дел.

В дальнейшем развитие нормативно-правовой базы нашло свое отражение в Указах российского Императора от 13 января 1724 г. «О написании секретных дел в партикулярных письмах», от 16 января 1724 г. «О поручении секретных дел в Сенате благонадежным людям» и в Приказе Правительствующего Сената от 5 марта 1724 г. «О надписях на пакетах, в которых секретные дела».

В своде законов (изд. 1832 и 1842 годов) было прописано запрещение должностным лицам разглашать государственные тайны под страхом смертной казни или каторги. В дальнейшем меры административного характера были изложены в Уложении о наказаниях 1885 года, которое предусматривало:

-        открытие российским подданным какой-либо государственной тайны иностранным подданным, даже не враждебных к России государств, а также сообщение им планов российских крепостей и других укрепленных сооружений, гаваней, портов, арсеналов или опубликование этих планов без разрешения правительства наказывалось по ст. 256 - поселение в отдаленнейших местах Сибири;

-        открытие чиновником государственной тайны иностранным правительствам, с намерением или без намерения - по неосторожности - наказывалось по ст. 425 - увольнение со службы и тюремное заключение в крепость [23, стр. 9].

В случае, когда должностное лицо допустило вследствие небрежности исчезновение важных (тайных) документов, законом было предусмотрено тюремное заключение в крепости (ст. 425 Уложения). 20 апреля 1892 года начал действовать закон, который давал полномочия министру юстиции, по соглашению с военным министром или управляющим морским министерством, лиц гражданских ведомств (за преступления, указанные в ст. 256 Уложения) судить военным судом.

В послеоктябрьский период в России была продолжена разработка и создание эффективной системы правового режима защиты государственной тайны.

В конце 20-х годов ХХ века была проведена унификация состава секретных органов и установлена стандартная номенклатура должностей секретных аппаратов учреждений и организаций. Конкретный состав секретных органов определялся наркоматами по согласованию со спецотделом при Объединенном государственном политическом управлении (далее - ОГПУ). Службы защиты информации назывались по- разному: секретные части, подотделы секретного делопроизводства, шифровальные отделы и т.д.

Постановлением Совета Народных Комиссаров 27 апреля 1926 года был утвержден новый открытый Перечень сведений, являющихся по своему содержанию специально охраняемой государственной тайной.

Все сведения были разделены на три группы:

- сведения военного характера,

- сведения экономического характера

- сведения иного характера.

Кроме этого были введены три категории секретности. Согласно Перечню, указанным в нем сведениям был присвоен один из трех грифов секретности: «совершенно секретно», «секретно» и «не подлежит оглашению». В дальнейшей редакции Перечня все сведения были разделены на четыре категории: вопросы военного характера, вопросы финансово-экономического характера, вопросы политического (в том числе партийного) характера, вопросы общего характера.

Во времена функционирования Советского Союза традиционно существовавшие в нашей стране стереотипы примата власти над правом обусловили долгие годы существовавшую политико-правовую ситуацию, когда секретность выступала в качестве социального института, возвышавшегося над многими социальными институтами. Проблема определения государственной тайны решалась не на уровне закона, а на уровне правительственных постановлений. Засекречиваемые сведения подразделялись на государственную и служебную (военную) тайну. В целях предотвращения разглашения государственных тайн в печати имела место цензура всех готовящихся публикаций, существовали специальные перечни сведений, несанкционированных к открытому опубликованию. Такие сведения могли публиковаться только в материалах и изданиях «Для служебного пользования».

Презумпция государственной секретности порождала ситуацию, при которой бремя доказательства нецелесообразности ограничений на распространение информации лежало на тех, кто хотел обнародовать какие-либо новые данные или снять гриф секретности. Имевшее место определенное отчуждение института секретности от общества приводило к тому, что результаты функционирования этого института не только не ставились публично, но и не подвергались серьезному критическому анализу [28, стр. 54].

28 источников

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Гражданское право
2015 год 31 стр.
Курсовая Проблемы государственной регистрации юридических лиц
Telesammit
Курсовая работа Гражданское право
2018 год 34 стр.
Курсовая Особенности договора возмездного оказания услуг
Telesammit
Курсовая работа Гражданское право
2019 год 34 стр.
Курсовая Особенности отдельных видов хранения
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское